11.02.2006 / Экономика

ШАГАЮТ В БУДУЩЕЕ УВЕРЕННО

Тогда, в 2001 году, 9 миллионов тонн казались пределом мечтаний, этаким прыжком к звездам. Но минуло три года, и 2004-й принес новый качественный скачок - рекорд составил уже свыше 12 с половиной миллионов. Однако, как показало время, и это было лишь очередным шагом на лестнице достижений: к завершению 2005 года грузооборот вырос еще на 2 миллиона, составив 14 миллионов 556 тысяч тонн. Именно такое количество грузов в минувшем году смогло обработать акционерное общество "Мурманский морской торговый порт", одно из крупнейших предприятий нашей области, отметив тем самым 90-летний юбилей.

Профессионализм достоин уважения

Еще каких-то 3-4 года назад даже самые большие оптимисты заявляли, что 10 миллионов тонн в год - это предел грузооборота. Он достигнут, и дальше двигаться нельзя - не позволят ограниченность территории порта и пропускная способность станции Мурманск. Действительно, порт и станция жестко "зажаты" заливом с одной стороны и улицами города - с другой. О суровых климатических условиях нашего края вообще говорить не приходится. А еще рядом конкуренты. Серьезные. И они не простят ни малейшей оплошности. Поэтому для того чтобы грузы пошли через мурманский порт, аргументов остается не так уж много - хотя, с другой стороны, они весьма существенные: высокая производительность, качество работ и конкурентоспособная цена за услуги.

И все же более 14 с половиной миллионов тонн в год и потрясающие темпы прироста грузооборота, чего в истории нашего порта еще не было, стали фактом. Так что же произошло? Что заставило отечественных и иностранных грузовладельцев направить сюда свое внимание? И как сами портовики смогли совершить, казалось бы, невозможное? Ведь за последние годы на рынке портовых услуг никакого значительного скачка спроса не наблюдается. Более того, заработал порт Усть-Луга, и с этим фактом нельзя не считаться. Однако специалисты мурманского порта утверждают, что перешагнуть 15-миллионный рубеж вполне реально. Видимо, дело не во внешних условиях, но и в процессах, происходящих на самом предприятии.

Разумеется, все эти миллионы тонн не падают с неба, а приходят и уходят по железной дороге. А, как известно, от Петербурга до Мурманска идет единственная магистраль длиной 1400 километров, общая для пассажиров и грузов. Понятно, что ее пропускная способность имеет пределы. Поэтому вклад железнодорожников в это важнейшее для всей нашей области дело - перевозку грузов - поистине неоценим.

- У Октябрьского отделения железной дороги огромные масштабы деятельности, - говорит главный диспетчер ОАО "ММТП" Владимир Федюков. - Особенно большая нагрузка ложится на станцию Мурманск, на которую завязан и порт: здесь осуществляется и сортировка, и подача составов к складам. Поэтому договориться с железнодорожниками бывает непросто, но мы прикладываем к этому всяческие усилия - сотрудничество в любом случае лучше споров. Другая специфическая сложность - неритмичность поставок. То есть у нас, что называется, то пусто, то густо. В среднем к нам приходят более пятисот вагонов в день, но за одни сутки клиенты могут отправить всего сотню, а за следующие - и всю тысячу. Плюс форсмажорные обстоятельства. Например, при сильном ветре и морозе порт ограничен возможностями перегрузочной техники, тогда как железнодорожникам это не помеха. В прошлом году много таких сложностей принес осенне-зимний период. Тогда от холода смерзался уголь, и "расправляться" с ним приходилось с помощью отбойных молотков. Напротив, сильные снегопады сказываются в первую очередь на работе железной дороги.

С природой, конечно, не поспоришь, но, чтобы свести потери от других проблем к минимуму, специалисты двух предприятий-гигантов непрестанно ищут возможности оптимизировать работу. И поиски не остаются без результатов. В частности, среди последних важных изменений - достигнутая договоренность о том, что сортировку вагонов с грузами, приходящими от разных клиентов, осуществляют сами железнодорожники. Отсортированные вагоны доставляются к месту выгрузки, что позволяет существенно экономить время на их обработку. Портовики, в свою очередь, ремонтируют все вагоны, прибывающие с повреждениями, и поэтому железнодорожникам не приходится задерживать их на станции для ремонта. Если для погрузки на судно возникает необходимость срочно доставить вагоны, находящиеся в пути, то руководство Мурманского отделения Октябрьской железной дороги всегда идет на помощь и доставляет грузы в нужное время, что позволяет не задерживать суда у причалов.

В целом же вопросы взаимодействия решаются практически в непрерывном режиме. Специалисты торгового порта и железной дороги дважды в день проводят короткие совещания, где планируют работу на ближайшую половину суток. Но и в эти отрезки времени оперативная обстановка уточняется и при необходимости в планы вносятся коррективы. Все это даже при имеющихся ограничениях позволило оптимизировать перевозочный процесс и, соответственно, увеличить пропускную способность всей системы "дорога - порт".

Нельзя забывать и о том, что почти 98 процентов грузооборота порта составляют экспортные и импортные грузы, которые подлежат таможенному контролю. Судя по тому, как увеличиваются объемы и темпы перевозок, работникам Мурманской таможни приходится нелегко. К их чести надо признать, что в течение многих лет все вопросы оформления и контроля всегда решаются быстро, эффективно, в полном соответствии с требованиями закона. Такой профессионализм достоин уважения.

С заботой о людях

Другая, не менее важная сторона успешной деятельности акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" - это те изменения, которые произошли на самом предприятии за последние два года. Масштаб этих изменений поистине впечатляет.

Так, после тщательного анализа существующих и перспективных грузопотоков были снесены старые ненужные склады, за счет этого образованы новые и расширены существующие складские площади для приема навалочных грузов. Построены новые железнодорожные подъездные пути. Модернизирован причал № 2, что позволило значительно увеличить его вместимость и организовать на нем работу с железорудными окатышами, которые поступают из Костомукши и отправляются в Норвегию. Закуплено большое количество перегрузочной техники и технологической оснастки: 3 портальных крана "Альбатрос", автопогрузчики подъемностью от 1,5 до 32 тонн, тягачи, грейферы, электромагниты. Не так давно был куплен, установлен и пущен в эксплуатацию новый кран "Аист" отечественного производства. Параллельно идет модернизация имеющихся кранов с полным переоборудованием систем управления и заменой важнейших узлов, что позволяет значительно экономить средства по сравнению с покупкой нового крана, вкладывая их в другие проекты. Приобретена новая установка для очистки угля. Кстати, технология перегрузки угля, которого было переработано 11 миллионов тонн, за последние годы также подверглась изменениям, так как сейчас более половины его объема проходит очистку через специальные установки. Именно такое сырье сейчас наиболее востребовано за рубежом. Благодаря этому наши экспортеры получили возможность открыть для себя новые рынки сбыта и уже отправили первые партии угля в США.

Все эти меры позволили перевести работу с грузовладельцами на качественно иной уровень, и в результате удалось привлечь значительные грузопотоки проката черных металлов и ферросплавов. В ближайшее время планируется увеличить объемы цветных металлов по новой прогрессивной схеме - доставка груза будет осуществляться в контейнерах, после чего контейнеры освободят и отправят назад, а груз пойдет на экспорт. Это позволит повысить не только рентабельность перевозок такого вида груза, но и скорость обработки вагонов, что выгодно всем: владельцу груза, железной дороге и порту.

Разумеется, такой рост деловой активности повлек за собой вполне закономерные последствия - понадобились новые работники. Выражаясь языком официальным, были созданы новые рабочие места. В порт пришли молодые специалисты - выпускники Новосибирской государственной академии водного транспорта. Одновременно потребовалось изменить организационную структуру с тем, чтобы адаптировать ее к изменившимся условиям и с максимальной эффективностью использовать потенциал рабочих, специалистов и руководителей.

Это - одна из важнейших тем, без рассмотрения которой нельзя ни понять, ни оценить всю значимость происходящего. Поэтому о людях, их заработной плате и обо всем том, что создает условия для нормальной работы, стоит сказать отдельно.

Летом прошлого года был заключен новый коллективный договор, по которому работники акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" получили значительно больше гарантий и льгот по сравнению с тем, что установлено законом в качестве минимальных и обязательных норм. Прошло всего полгода, а между профсоюзом работников водного транспорта и администрацией порта уже подписано соглашение о внесении в коллективный договор новых изменений и дополнений, основные направления которых - рост заработной платы, дополнительные гарантии и льготы, медицинское страхование. Немаловажно, что все это сделано без проволочек и длительных переговоров с профсоюзной организацией, потому что руководство предприятия твердо уверено - все, о чем удалось договориться, будет выполнено. Возможности для этого имеются. К слову сказать, все работники акционерного общества застрахованы по программе добровольного медицинского страхования, которая включает услуги стоматологической клиники, а заработная плата на предприятии сейчас одна из самых высоких в городе и области.

Но для того, чтобы добиться этого, пришлось сделать немало. Взять хотя бы одну из самых многочисленных и высокооплачиваемых категорий работников - докеров. Еще полтора года назад действовала система оплаты, основанная на нормах, разработанных аж в 70-е годы прошлого столетия. Вполне понятно, что за десятилетия она безнадежно устарела и уже не отражала ни степень механизации труда, ни уровень технологий. Поэтому систему оплаты и премирования потребовалось изменить таким образом, чтобы она учитывала реальный вклад каждого работника и служила бы действенным стимулом к производительному труду. А для коллектива численностью почти в две тысячи человек это задача колоссальной сложности.

Но условия для нормальной работы определяются не только рублями заработной платы, но и возможностью полноценного отдыха. Большой популярностью у работников порта пользуется турбаза "Теремок" и яхт-клуб. Для поездок туда будет закуплен автобус. Начат ремонт столовой, переоборудуется спорткомплекс на территории порта. В более широком понимании этого вопроса социальная роль и значимость порта не ограничиваются только лишь кругом собственных интересов. Ведь наряду с созданием новых рабочих мест и улучшением условий труда работников акционерным обществом выполняется ряд таких немаловажных программ, как обработка грузов для теплохода "Клавдия Еланская" на пирсе морского вокзала, а также судов для отправки грузов государственного треста "Арктикуголь" - то есть те работы, которые не приносят прибыли, но имеют огромное значение для жителей ЗАТО и для тех, кто работает на Шпицбергене. Нельзя забывать и о том, что порт - это один из крупнейших налогоплательщиков. Более 310 миллионов рублей в прошлом году было перечислено в виде налогов в бюджеты всех уровней, в том числе около 160 миллионов рублей получил бюджет нашей области.

Инициативу конкурентам не уступят

Итак, сделано очень многое. В порту есть грузы, в деловых кругах наше предприятие имеет высокий рейтинг, налажен сложный, но эффективный механизм управления производством и взаимодействия с партнерами. Казалось бы, достаточно, можно больше не рисковать и лишь укреплять свои позиции. Но руководство акционерного общества так не считает. Остановиться в развитии - значит отдать инициативу конкурентам и подорвать те основы, на которых строится будущее предприятия. Время - вот невосполнимый ресурс, который при правильном использовании дает преимущества. Поэтому все преобразования должны быть направлены на перспективу, четко спланированы и проведены в нужный момент.

Сейчас идет подготовка к строительству специальной эстакады для выгрузки полувагонов. Ожидаемый результат - сокращение сроков обработки и обеспечение сохранности подвижного состава. Недавно в работе были опробованы краны-манипуляторы финского производства. Испытания показали, что на определенной стадии технологической цепочки, а именно при выгрузке навалочных грузов из полувагонов, эта техника лучше, чем портальные краны, так как манипуляторы имеют высокую производительность и более точны в управлении. Результаты испытаний прошли оценку, и договор на поставку отечественного крана-манипулятора "Ворон" и двух импортных "Синебоген" уже находятся в стадии заключения. Кроме того, будет закуплено 7 новых автопогрузчиков и 6 единиц специальной автотехники различного назначения. После завершения работ по реконструкции причала № 2 и дноуглубления к нему смогут становиться суда типа "Handy Size" дедвейтом более 40 тысяч тонн. Планируется провести полное обследование состояния зданий и сооружений. Полным ходом идет предпроектная подготовка к строительству высокопроизводительного комплекса по перегрузке угля, разрабатываются проекты развития комплекса по перегрузке апатитового концентрата, ремонта причалов и зданий, строительства новых складских площадей. На эти цели предусмотрено выделение в общей сложности более 250 миллионов рублей.

Остается добавить, что основные направления модернизации не происходят только лишь ради развития самого предприятия, ведь порт находится на "стыке" нескольких видов транспорта. Все они подчинены единой глобальной стратегии и являются частью генерального плана по развитию мурманского транспортного узла, который рассчитан вплоть до 2015 года. Поэтому в будущее портовики смотрят с уверенностью. У них для этого есть все основания.

Илья ЛЕОНИДОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.02.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,532773,332177,198071,4635
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня