24.03.2006 / Экономика

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЗРЕЛИ

16 марта, как уже сообщал "Вестник", в Москве прошло заседание Совета законодателей РФ, в работе которого принял участие председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов. Сегодня мы публикуем текст его выступления.

Стартовавшие национальные проекты я рассматриваю как действительно назревшие. Не секрет, что постоянное снижение налоговой базы регионов (забрали водный налог, налог с продаж, в 2004 году - 2,5% налога на прибыль и т. д.) при одновременном наращивании не подкрепленных финансами передаваемых полномочий пошатнуло бюджетные ресурсы на местах. На это наложились промашки по 122-му Федеральному закону, а также беспрецедентный рост цен на топливо и рост коммунальных платежей (в 2005 году более чем на 30%).

Чтобы избежать социальной напряженности мы, например, были вынуждены произвести перераспределение средств и в 2005 году более чем в 1,6 раза увеличить расходы на поддержку малоимущих граждан. Такие же меры приняты и на 2006 год.

Разумеется, это было сделано не в ущерб работников бюджетной сферы, обязательства перед ними мы сохранили и выполнили. Увеличили расходы и на сами отрасли. В образовании законом области внедрили нормативное финансирование, позволившее более равномерно и справедливо распределять бюджетные средства. Благодаря этим и другим мерам сохранили кадры.

Не выпало из поля зрения и сельское хозяйство, которое сегодня также объявлено приоритетным. Область продолжает сохранять наивысшие в стране надои молока на корову (в 2005 году - 6453 кг).

Однако понятно, что при общей нехватке средств никакое перераспределение кардинально не улучшит положение дел. Поэтому те меры, которые содержатся в проектах, привлекают внимание прежде всего тем, что предусматривают дополнительные средства со стороны государства.

Конечно, они не столь велики. Например, в Мурманской области их доля в расходах на образование в 2006 году при выполнении данных нам обещаний составит около 6 процентов (300 млн. при годовых бюджетных назначениях 5,2 млрд.). Почему с оговоркой "обещаний"? Потому что в федеральном бюджете для нас пока прописана сумма в 67 млн. рублей, все остальное - предмет дополнительных соглашений.

В здравоохранении картина несколько лучше. Если будут выполнены обязательства по поставке техники и препаратов, дополнительные поступления составят около 9-10 процентов (600 млн. при годовых бюджетных назначениях 3,8 млрд. + 3 млрд. из ТФОМС).

Предприятия сельского хозяйства рассчитывают получить на погашение процентов по кредитам примерно 28 млн. рублей, это тоже небольшая сумма.

В области осуществляются различные меры, чтобы получить и эффективно использовать выделенные средства, технику и оборудование.

Но при этом беспокоит то, что в концепции национальных проектов наряду с уже сказанным не учтены многие особенности, присущие Крайнему Северу, специфика других регионов. В двух городах нашей области - Снежногорске и Полярных Зорях - медицинские работники не получают доплаты к зарплате только по той причине, что работают в учреждениях, которые созданы по линии Минатома. Хотя там это единственные медучреждения, они обслуживают все население.

Не полностью отработаны вопросы с выплатой районного коэффициента и полярных надбавок в соответствии с законом "О Северах". Да и сам статус доплат до конца не определен. На наш взгляд, он требует закрепления федеральным законом. На Севере другие расстояния, другая плотность населения, другая транспортная доступность. Все это нужно иметь в виду, в том числе и в применении нормативов, многие из которых, особенно в здравоохранении, безнадежно устарели.

Сохраняется неясность с выделением техники, оборудования, препаратов, школьных автобусов, других ресурсов. Конечно, постепенно все это будет урегулировано. Но желательно, чтобы это произошло побыстрее, поскольку впереди массовые отпуска, на что потребуются дополнительные средства. Надо планировать и другие расходы, связанные с доставкой, установкой и эксплуатацией техники и оборудования.

При всех недоработках данные проекты, как и те, более отработанные и основательные, которые придут им на смену, вне всякого сомнения, заслуживают поддержки. Это реальный путь сконцентрировать средства и усилия властей всех уровней, самих людей для того, чтобы исправлять положение на наиболее важных направлениях.

Сейчас, на мой взгляд, таким направлением работы является безотлагательное улучшение социально-демографической обстановки. Численность россиян неуклонно падает. Напомню слова нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова: "Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство государства, а не в обширности, тщетной без обитателей".

Национальные проекты, конечно, не пройдут мимо происходящих негативных процессов в демографии. Однако существенное влияние на них они вряд ли окажут. Рискну предложить: нужны отдельные масштабные проекты, в первую очередь, направленные на поддержку семьи и детей, на развитие национальной культуры, на возрождение северного села.

Недавно в области мы приняли программу "Поддержка семьи" на 2006-2008 годы. При подготовке выяснилось, что среднедушевые доходы в семьях с двумя детьми ниже, чем в среднем по области, на 22%, а с тремя детьми - ниже в 2 раза и составляют лишь 75 процентов от величины прожиточного минимума.

Мы предусмотрели различные формы поддержки семей. Законом увеличили в 1,5-3 раза (до 140-280 рублей - в зависимости от состава семьи) ежемесячные пособия на детей. Подняли размеры других выплат, предусмотрели меры социального, организационного и иного характера. Однако еще раз повторюсь, нужен масштабный проект, подкрепленный федеральными и региональными ресурсами. В нашей программе доля федеральных средств, на которые можем рассчитывать, составляет всего 100 тысяч рублей, менее 0,3%.

Что касается проекта возрождения северного села, то к необходимости его реализации подталкивает сама жизнь. Не умаляя сельских проблем, которых много во всех регионах, а не только в Центральном и Северо-Западном, которые я имею в виду, просил бы всех задуматься над такой статистикой.

Между двумя последними переписями (1989 год и 2002 год) население России сократилось на 2,2 миллиона. При этом население регионов, входящих в Центральный федеральный округ, без учета Москвы, уменьшилось на 1,6 миллиона человек, а Северо-Западного федерального округа - на 1,3 миллиона человек. В общей сложности сокращение в этих двух округах составило 2,9 миллиона человек, на 700 тысяч больше, чем в целом по России. Это равнозначно тому, что полностью обезлюдели бы Республика Карелия, Архангельская и Мурманская области. При этом сельское население здесь, в средней полосе и на Севере, уменьшилось более чем на 1 миллион человек (на 10%). В настоящее время из 13 тысяч пустующих в стране сельских поселений 10 тысяч приходится на эти два региона.

А ведь это территория, с которой началось формирование нашего государства, которая постоянно становилась объектом военных притязаний.

В последнее время Правительством России принят целый пакет программных документов, в том числе год назад в новой редакции - Федеральная целевая программа "Социальное развитие села на 2002-2010 годы". Планируется обратить особое внимание на Северный Кавказ, Дальний Восток и Калининградскую область.

Скорее всего эти приграничные регионы действительно требуют поддержки. Но и наш огромный регион с умирающим селом, о котором было сказано выше, нуждается в не меньшем внимании. Для убедительности приведу еще один пример: на сегодня уровень газификации села в 20 из 27 республик и областей этих федеральных округов ниже, чем в целом по стране. А в Северо-Западном федеральном округе он ниже в 3,5 раза и составляет всего 10,5%.

При том, что цены на топливо становятся запредельными (мазут уже более 8 тысяч рублей за тонну), и при том, что в соседней Прибалтике наш газ подведен к каждому хутору, такое положение с газификацией, конечно, нельзя признать удовлетворительным. Мероприятия по газификации в Северо-Западном федеральном округе должны войти составной частью в ныне реализуемую программу "Жилище".

И в заключение еще несколько слов.

Перед поездкой сюда я встречался с экипажем АПЛ "Орел" и пообещал морякам, что обязательно доведу их просьбу до Президента и членов Совета законодателей. Речь идет о недавнем решении по сертификатам для получения жилья в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях.

К сожалению, это решение - об увеличении стоимости жилищных сертификатов - на североморцев не распространяется. Естественно, возникает вопрос: "Почему?" И конечно же, это не создает, мягко говоря, хорошего настроя. Они просили пересмотреть это решение, тем более что 2/3 служащих по контракту после увольнения в запас намерены переехать именно в эти регионы. Что касается моего мнения о решении проблемы с жильем для военнослужащих, то считаю, что ее нужно решать на основе единого государственного заказа. Это дешевле и быстрее. К тому же в сегодняшних условиях это уникальная возможность помочь восстановить строительную отрасль во многих регионах.

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.03.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня