11.04.2006 / Экономика

СУБСИДИИ: КТО-ТО ТЕРЯЕТ, КТО-ТО НАХОДИТ

ПОСТУПИЛА НОВАЯ ВВОДНАЯ

На фоне общественной бури, поднятой в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, введение новых правил предоставления субсидий на оплату ЖКУ, утвержденных Правительством РФ, для многих оказалось малозаметным событием. Между тем обновленный механизм расчета финансовой поддержки семьям с невысоким уровнем доходов затрагивает интересы очень многих. По всей видимости, отсутствие ажиотажа вокруг нововведения связано с тем, что малоимущие граждане уже четко уяснили, что будут получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Однако у многих из тех, чьи доходы колеблются у планки прожиточного минимума, могут возникнуть вопросы по поводу изменения суммы субсидии. Последняя методика расчета, которая применялась до 1 марта, просуществовала всего года полтора. Только все отладили, и надо же - новая вводная. Если до сих пор повсеместно применялась практика бюджетного дотирования жилищно-коммунальных предприятий, то уже в этом году завершен переход к полному возмещению населением затрат на содержание, ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Бюджетные обязательства сохранены лишь в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки (льгот) и перечислением денежных средств на имеющиеся или открываемые банковские счета, вклады до востребования получателям субсидии.

В Правительстве страны подчеркивают, что эти изменения связаны прежде всего с тем, что реформа ЖКХ входит в решающую стадию. Но на сегодня размер платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) очень многим не по карману. Не станут ли новые правила предоставления субсидий очередным ударом по тем, чьи доходы и без того очень низки?

Как утверждают специалисты областного департамента строительства и ЖКХ, вступившие в силу правила предоставления субсидий на оплату ЖКУ (опубликованы в "Российской газете" 22.12.05) в значительной мере не только облегчают механизм расчетов, но и улучшают материальное положение тех, кто проживает в стесненных условиях. При этом регион самостоятельно устанавливает стандарты, влияющие на размер субсидий: нормативную площадь жилого помещения, стоимость ЖКУ и максимально допустимую долю расходов на них в совокупном доходе семьи. В конце февраля региональные стандарты были утверждены на заседании правительства Мурманской области.

У МУНИЦИПАЛИТЕТА ПРАВА ЕСТЬ, НО...

Кроме того, любой муниципалитет вправе самостоятельно установить свои стандарты, которые позволяют предоставлять субсидии гражданам в большем размере, нежели региональные. Но компенсировать эту разницу расходов будет местный бюджет.

- Муниципалитеты могут увеличить размер субсидии за счет изменения размера нормативной площади жилого помещения, но не в сторону уменьшения, так как это ухудшит положение граждан, - поясняет начальник отдела экономического анализа областного департамента строительства и ЖКХ Марина Кравченко. - На уровне области этот стандарт остался без изменения: 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 21 кв. метр - на одного из двух членов семьи и 33 кв. метра на одиноко проживающего. Неработающим, одиноким пенсионерам станет полегче. К этой группе относятся достигшие возраста 60 лет мужчины и 55 лет - женщины, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (неработающие инвалиды I и II групп). Если раньше при расчете субсидий учитывалась социальная норма в размере фактически занимаемой площади или не более 38 квадратных метров в двух- и более комнатных квартирах, то сейчас норматив увеличен до 40 квадратных метров.

Но есть один нюанс. Введенный ранее поправочный коэффициент уменьшал размер субсидий, ухудшал положение пенсионеров, поскольку был связан со среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума по социально-демографической группе. Чтобы исправить ситуацию, постановлением правительства Мурманской области (декабрь 2004-го) было рекомендовано при определении размера субсидии пенсионерам использовать величину прожиточного минимума в расчете на душу населения. Этим мы увеличивали размер субсидий. К сожалению, сейчас такого права нет. Поэтому, чтобы хоть как-то защитить неработающих, одиноко проживающих пенсионеров, мы увеличили для них размер нормативной площади, на которую рассчитывается субсидия, до 40 квадратных метров.

- Кто же в таком случае, кроме таких пенсионеров, выиграет, если нормативная площадь жилого помещения для остальных категорий населения осталась прежней?

- Те, кто проживает в квартирах, общая площадь которых на человека меньше установленного норматива. Например, семья, состоящая из трех человек, занимает площадь 50 кв. метров. В этом случае в расчете регионального стандарта стоимости учитывается не фактически занимаемая площадь, а нормативная - 18 кв. метров на человека, или 54 кв. метра на семью. То есть размер субсидии увеличится за счет разницы в площади, которой не хватает до нормы. Безусловно, в этом случае люди выигрывают, - объясняет Марина Кравченко.

- Однако кроме стесненных условий есть еще и такой немаловажный фактор, как уровень благоустроенности. Одно дело, когда в доме есть мусоропровод, работает лифт и вообще повышенная комфортность жилья, и другое - когда нет даже ванны. Учитываются ли эти различия при расчете размера субсидии?

- Обязательно. Если кратко, то для граждан, проживающих в 2-3-этажных домах, субсидии значительно увеличатся. Потому что размер региональных стандартов стоимости ЖКУ установлен исходя из цен, тарифов и нормативов, которые используются для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг, соответствующих их среднему уровню в каждом конкретном населенном пункте. При этом за основу взяты условия в домах, которые составляют максимальное количество жилфонда. В Мурманске - это пятиэтажки (36,7 %) и девятиэтажки (48,4 %).

В связи с тем, что у нас очень высокая цена на газ, учли и этот фактор. Мы проанализировали жилищный фонд в муниципальных образованиях области и в каждом из них определили соответственно свою градацию. Например, в Мурманске к первой группе относятся 1- 6-этажные многоквартирные дома (нет мусоропровода, лифта), ко второй - 7-14-этажные дома (с мусоропроводом и лифтом). Кроме того, учтено, оборудованы ли они газовыми плитами.

Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ для первой группы домов рассчитан из цен, тарифов и нормативов, установленных для пятиэтажек, для второй группы - для девятиэтажек.

В зависимости от нормативной площади, приходящейся на одного человека, стандарт стоимости колеблется от 1 209 рублей 85 копеек до 2 277 рублей 46 копеек.

Кроме того, региональный стандарт стоимости зависит от отопительного или летнего периода и соответственно с этим меняется размер субсидии. К примеру, в Полярных Зорях население обеспечено теплом круглый год, поэтому и платит за него все 12 месяцев, а в Мурманске счета за эти услуги, которые предоставляются с сентября по май, предъявляются в течение 9 месяцев. А вот над расчетами регионального стандарта стоимости ЖКУ для Снежногорска пришлось серьезно потрудиться. Там при расчетах платы за отопление применяется двухставочный тариф, включающий абонентскую плату за мощность и переменную величину за тепловую энергию, поэтому для снежногорцев стандарт рассчитан на каждый месяц отдельно.

Предварительные расчеты специалистов областного департамента показывают, что установленные стандарты стоимости ЖКУ увеличат не только размер субсидий, но и количество тех, кто будет ее получать.

КАК РАССЧИТАТЬ КВАРТПЛАТУ?

- А что является главным критерием, определяющим размер субсидии?

- В первую очередь необходимо иметь в виду расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Но в том случае, если общая площадь жилого помещения превышает социальную норму, расходы семьи на оплату ЖКУ могут превышать 22 процента.

- Можно ли самому попробовать рассчитать размер субсидии, или это под силу только специалисту?

- Сейчас это сделать намного проще. Вы получаете квитанцию, в которой выставлен размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Выбираете показатель стандарта стоимости ЖКУ в зависимости от этажности дома и чем он оборудован (эти стандарты опубликованы в "Мурманском вестнике" 10.03.2006).

Например, неработающий одинокий пенсионер проживает в двухэтажке, оборудованной газовыми плитами. Здесь для расчета берем стандарт стоимости 2 111,86 руб. Допустим, площадь жилого помещения 38 кв. метров, доход составляет 3 000 руб., а размер начисленной платы - 2 051,97 руб.

Прожиточный минимум такого пенсионера по социально-демографической группе - 4 033 руб. Применяя формулу расчета, установленную Правительством РФ, рассчитываем субсидию: 2 111,86 руб. минус 660 руб. (22 % от 3 000 руб.), умножаем на 0,7439 (3 000 руб.: 4 033 руб.), получаем 1 620,89 руб. Это и есть размер субсидии. Фактическая оплата составит 431,08 руб.(2 051,97 руб. минус 1 620,89 руб.), или 14,4 % от дохода.

Если площадь жилого помещения 48 кв. метров, то размер начисленной платы - 2 456,57 руб. Размер субсидии будет равен 1 620,89 руб. Но оплатить уже придется: 2 456,57 минус 1 620,89 руб., получается 835,68 руб., или 27,8% от дохода. Так как занимаемая площадь превышает норматив, установленный для одиноко проживающих пенсионеров (40 кв. метров).

То есть теперь можно наглядно увидеть, как влияет размер занимаемой площади на долю расходов семьи на оплату ЖКУ в доходе.

Нужно иметь в виду, что в совокупный доход одиноко проживающего гражданина или семьи также входят денежные компенсации и льготы, предоставленные в качестве социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и ЖКУ. Поэтому при расчете субсидии на ее размер влияет сумма этих выплат.

Но лучше все же не мучиться с расчетами, а обратиться к специалистам. Если вам откажут в предоставлении субсидии, то обязательно должны объяснить по какой причине.

- Марина Эриковна, согласно Жилищному кодексу и постановлению Правительства РФ теперь субсидии предоставляются органами местного самоуправления или уполномоченными учреждениями. Что это означает и не последует ли за этим увеличение расходов на организацию этой работы, а стало быть, и тарифов?

- Орган местного самоуправления сам принимает решение или передает муниципальному учреждению функции по предоставлению субсидий. Финансирование расходов по их обеспечению осуществляется за счет бюджета. За счет какого бюджета - областного или местного - вопрос еще решается. Но эти затраты не должны учитываться в тарифах, установленных для населения, - подчеркнула Марина Кравченко.

МУРМАНЧАН ВВЕЛИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Однако, анализируя работу по применению нововведений на местах, специалисты областного департамента выявили ряд нарушений. Например, в февральских квитанциях мурманчан на оплату ЖКУ была искажена информация, относящаяся к порядку предоставления субсидий.

- В постановлении Правительства РФ говорится, что "субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению". А в квитанциях мурманчан это оповещение выглядело так: "Право на субсидию имеют малообеспеченные граждане, не имеющие задолженности по квартирной плате". Люди так и понимают, что те, кто имеет задолженность, не имеют права обратиться за субсидией. А ведь это неверно.

Обнаружена еще одна существенная неточность, которая закралась в информацию для населения: "При первичном оформлении субсидии необходимо предъявить паспорт и копию сберегательной книжки Сбербанка РФ". Эта формулировка тоже не верна. В правительственном документе она такова: "Денежные средства (субсидии) перечисляются на имеющие или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования". При этом нет ссылки на то, что это должен быть обязательно Сбербанк РФ. То есть счет может быть открыт в любом банке.

Вводит в заблуждение мурманчан-пенсионеров и выставленная в квитанциях величина прожиточного минимума - 4 820 руб. В действительности должен быть указан прожиточный минимум, соответствующий социально-демографической группе (для трудоспособного населения - 4 989 руб., для пенсионеров - 4 033 руб., для детей - 4 762 руб., а в расчете на душу населения - 4 820 руб.). Нарушением считается и то, что в квитанциях выставлен счет на оплату с учетом аванса в 25 процентов, так как ни одним нормативно-правовым документом не предусмотрена обязанность граждан вносить авансовые платежи.

Возможно, неточности появились из-за того, что документ новый и работу по нему предстоит шлифовать да шлифовать - кто же не ошибается в начале пути. Но когда идет речь о правах граждан, то формулировки должны быть точными, а в соответствии с ними и - действия. Иначе так и будем продолжать ругать все новое, что появляется в нашей жизни, не зная ни своих прав, ни сути дела.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.04.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня