26.06.2007 / Экономика

Углю - да, бензину - нет

План Мурманского морского торгового порта по строительству на своей территории станции разгрузки вагонов и транспортно-конвейерной системы и декларация о намерениях ООО «Гамма Север» по строительству в Кольском районе мини-НПЗ были рассмотрены на последнем заседании областной межведомственной комиссии по размещению производительных сил. Предложение портовиков одобрено. Проект нефтеперерабатывающего завода признан недостаточно проработанным.

Предпроектную подготовку комплекса в порту вел институт «Ленморнии-проект». Речь идет об улучшении технологии перевалки угля. Как сообщил докладчик, главный инженер проекта Михаил Мухин, различные варианты размещения комплекса просчитывались институтом еще с 2001 года. Наш порт прижат к заливу городскими кварталами и развернуться здесь очень тяжело. Одни проекты не позволяли развить достаточную мощность комплекса, другие оказывались чересчур затратными.

Окончательный вариант, который и был предложен комиссии, таков: универсальный комплекс мощностью 6 миллионов тонн в год. Располагаться он будет в районе 13-го и 14-го причалов. Слово «универсальный» означает, что перегрузка угля будет вестись не судопогрузочной машиной, а обычными портовыми кранами. А значит, при необходимости причалы можно будет использовать под другие грузы. Подобное решение оправдано тем, что, возможно, в перспективе перегрузка угля будет перенесена на западный берег залива.

Комплекс будет включать в себя станцию разгрузки вагонов (с вагоноопрокидывателем), трансбордер, «тепляк» для разморозки вагонов в зимнее время, крытые конвейерные галереи, стакер для формирования прикордонного штабеля. Плюс к этому всякие мелочи вроде водяной пушки для орошения открыто складированного угля в ветреную погоду. Определенной реконструкции потребует и железнодорожное хозяйство порта.

Планируемый комплекс в корне изменит технологию выгрузки вагонов с углем. За счет уменьшения числа перевалок пыление уменьшится в три раза. Будет обеспечена сохранность вагонного парка (сейчас у железнодорожников к порту в этом плане есть претензии). Увеличится и скорость разгрузки. За основу проекта взят похожий комплекс в порту Усть-Луга в Ленинградской области.

Стоимость проекта оценивается в 70 миллионов долларов. ТЭО должно быть разработано уже в этом году. Строительство порт планирует начать в следующем, а запустить комплекс - в 2010-м. Это первый шаг к реализации генеральной схемы развития Мурманского порта.

Особых дебатов предложенный проект не вызвал. Как заметил руководитель областного департамента экономического развития Александр Макаров, который вел заседание комиссии, решение о его одобрении вполне очевидно. Комплекс поможет улучшить состояние окружающей среды в городе и предполагает достаточно серьезные инвестиции.

Совсем иную оценку вызвала предложенная ООО «Гамма Север» декларация о намерениях построить в районе станции Тайбола мини-нефтеперерабатывающий завод. Ее представил заместитель директора предприятия Владимир Лисин.

Проект весьма локальный. Мощность НПЗ - 100-120 тысяч тонн конечной продукции в год. Планируемые затраты - 150 миллионов рублей. Да вот беда, по оценкам специалистов, прозвучавшим на заседании, затраты эти будут куда выше. Ведь, собственно говоря, станции Тайбола нет. Цистерны с нефтепродуктами придется доставлять в Колу. А оттуда уже - к предполагаемому заводу по тупиковой ветке. Железнодорожникам подобные перевозки только в убыток. Возить по три-пять цистерн для крохотного заводика - только зря локомотив гонять.

Содержание этой самой ветки, строительство разгрузочной эстакады, обеспечение природоохранных мероприятий (завод планируется разместить в полутора километрах от бассейна реки Колы) влетит в копеечку.

- Не увязан вопрос экономики предприятия, - подчеркнул Александр Макаров.

Даже в первой прикидке завод будет убыточным. Вклад его в ТЭК края окажется ничтожным. А вот ущерб для окружающей среды в случае аварии может стать катастрофическим. Ведь на реке Коле находится городской водозабор Мурманска.

Есть к проекту и другие вопросы. Скажем, как подсчитал Александр Макаров, если заложенный в него фонд заработной платы поделить на заявленную численность персонала да вычесть налоги, получится, что работники предприятия будут получать по 5 тысяч рублей. Странная цифра. Если бы НПЗ уже работал, у налоговых органов было бы основание проверить его на предмет выплаты зарплаты в конвертах. Пока, правда, это можно списать на не-доработанность проекта. Собственно, доработать его ООО «Гамма Север» и предложили.

- Но я бы вам посоветовал вообще закрыть эту тему, - откровенно посоветовал бизнесменам руководитель департамента.

Игорь ЯГУПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.06.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня