26.03.2008 / Экономика

Не пивом единым живет пивзавод

Фото: Рязанова Татьяна
Кольская пивоваренная компания "Арктика". Первый заместитель генерального директора КПК "Арктика" Александр Хрыкин.

На российском пивном рынке сегодня предложение явно превосходит спрос. Конкуренция здесь жесткая, себестоимость продукции высокая, потому как сырье в основном приходится закупать за рубежом. Небольшим по сравнению с гигантами предприятиям и вовсе туго приходится - затраты выше, труднее с продвижением товара, рекламой. Как, скажите, местному пивовару бороться за место под солнцем?

Однако, похоже, Кольская пивоваренная компания "Арктика" ответ на этот вопрос успешно находит.

ЖИВОЕ ПИВО И "МЕРТВОЕ"

Зачем в продукты добавляют консерванты, подвергают термической обработке? Правильно, чтобы они дольше хранились. А следуя обратной логике: если продукту гарантируют срок хранения дольше обычного, этот продукт, может, и приятный на вкус, но свежим и полезным уже не назовешь. Или, как в случае с пивом, не назовешь - живым.

- Вся продукция, которая завозится к нам, - длительного хранения. Хоть и пишут на ней, что никаких консервантов, холодная фильтрация и мягкая пастеризация... Это все - рекламные трюки, - уверяет первый заместитель генерального директора КПК "Арктика" Александр Хрыкин. - Живым пиво может быть, если только не применяется ни химии, ни тепловой обработки. Срок хранения - реально - для такого пива 7-10 дней. Максимум можно достичь 15-ти.

Так что, если вас зазывают попить свежего пивка, произведенного в каком-нибудь неближнем зарубежье - Бельгии, Голландии... Решать вам, но у профессионала сомнений не возникает:

- Извините, но живым оно быть не может! - выносит приговор мой собеседник. - Однозначно прошло термообработку.

А уход от традиционного способа производства дает ли возможность для напитка оставаться живым? Об этом ли "думают" новые технологии, позволяющие выдавать большие объемы за меньшие сроки? Пиво по ним готовится буквально за считанные дни. Тогда как в традиционном пивоварении и шестьдесят суток не предел, а на крепкие сорта уходит еще больше времени.

- В 90-х годах, когда у нас бум на пивном рынке пошел, все погнались за количеством, не оглядываясь на качество. Начали применять ускоренные технологии. Готовят пиво за 7 суток. Скажу, что без химии это нереально. Катализаторы, ускорители... Много, чего можно использовать, - приоткрыл Александр Алексеевич недра современной пивной кухни.

Коляне же с "классикой" не порвали. Стояли и продолжают стоять на традиционном производстве. Вы знаете, сколько времени занимает процесс изготовления обычного "Кольского"? 23 дня.

ЧТО ЕСТЬ КУЛЬТУРА ПИТИЯ

От кого не ожидала услышать критику в адрес рекламы пива, так это от производителя. Но что услышала, то услышала. Сдается, без влияния традиций тут тоже не обошлось. Разве раньше наш соотечественник сталкивался с оголтелым пивным прессингом? Теперь же на нем целое поколение юных "горнистов" выросло. (Так, кто не знает, называют пьющих из бутылки).

- У нас за крупными производителями стоит иностранный капитал, который пришел в Россию сорвать куш, - не скрывает эмоций замдиректора. - В рекламе что показывают: на каждом углу стоят и пьют из горлышка. "Это круто, чувак! Это клево! Иди на дискотеку и пей вот так..." Да это же - полный бред! Нельзя такую рекламу выпускать! Пиво вообще надо начинать пить после 18 лет. Этот продукт не рассчитан на молодых. У меня у самого сын. Ему 22 года. Если увижу его с бутылкой пива на улице, мне будет очень неприятно. Для этого существуют кафе, палатки, бары. Человек обязательно должен присесть и спокойно попить.

К теме - где, как, во сколько и по сколько принимать этот напиток - кольский пивовар, как я почувствовала, вообще неравнодушен. Для него производство и потребление связаны понятием всеобъемлющим - культурой. Как, в принципе, и должно быть. Без этого вряд ли пиво смогло бы стать национальной гордостью, как это произошло в ряде стран старой Европы.

- Мы не особо стремимся варить крепкие сорта. Я вообще считаю, что пиво, в котором алкоголя больше 6 градусов, уже позор для пивовара. Не тот это продукт... Если человеку хочется напиться, пусть выпьет стакан водки. А пиво - напиток, созданный для общения, беседы. Собрались люди, посидели с удовольствием, поговорили душевно, - нарисовал Александр Алексеевич заманчивую картину...

Представьте: потягиваешь себе маленькими глоточками холодный нежный напиток, ведешь неторопливую беседу с симпатичными тебе людьми... Получается своего рода ритуал - красиво, достойно и с приятностью. По рекомендациям диетологов, заметим, норма потребления пива всего 0,5 литра в сутки. А больше - уже не на пользу.

ЧЕХИ НАМ ПОМОГУТ

Задумавшись о том, как дальше выживать в современных условиях и удержаться на плаву, в компании "Арктика" пришли к выводу: необходимо производить продукт, который выгодно отличается от завозного.

То бишь, продолжать варить пиво по традиционной технологии - живое, свежее. Но модернизировать производство там, где необходимо. Заменив старое оборудование лучшим, позволяющим повысить конкурентоспособность предприятия.

С этой целью решили пригласить к сотрудничеству чехов. Первый раз те побывали на кольском предприятии в конце минувшего года. Второй приезд - в феврале - завершился уже подписанием контракта. За десять дней зарубежные специалисты собрали всю необходимую информацию: что предстоит менять, и как это будет происходить.

- Когда первый раз приезжали, посмотрели и говорят: "Нам что нравится? То, что вы сберегли старые технологии. Пока есть возможность сохранить свое лицо, свой вкус - давайте будем этим заниматься". Они сами тоже работают по традиционной технологии. И тоже испытывают сейчас жесточайшую конкуренцию. Но их продукцию на перенасыщенном рынке все же покупают. Этим они нам и интересны, - не стал скрывать замдиректора "Арктики".

Привлекает колян и чешское оборудование - своим качеством, добротностью. А еще: как не понять друг друга товарищам по несчастью? Новейшая история пивной отрасли в обеих странах развивается по схожему сценарию. В Чехии, где до вступления в ЕС пиво производило чуть не две сотни заводов, сейчас осталось всего двадцать. Монстры поглотили маленькие предприятия, и практически все оказались в руках иностранного капитала. Аналогичная картина и у нас. В 90-х российский пивной бизнес перекочевал к хозяевам из-за рубежа и "огигантился". Небольшим предприятиям сохранять самостоятельность и выживать все труднее.

ЗА ПИВОМ - КВАС, ВОДА, ЛИМОНАД

Начать думают с полного обновления дрожжевого отделения, установки современного оборудования для розлива пива и новой бутыломоечной машины. По части упаковки вообще намерены осовременить свой имидж.

Подготовительные работы на комбинате уже идут. А в двадцатых числах апреля здесь ждут поставку оборудования для розлива пива. Ее установкой чехи сразу и займутся. В целом же затеянная модернизация рассчитана на срок около двух лет.

- Все это к лучшему. И качество пива повысит, хотя качественные параметры у нас и сейчас на высоком уровне, и новые сорта начнем выпускать. В том числе - по чешской технологии, - пообещал генеральный директор кольской компании Мгер Асрян.

Но, подчеркнем, помимо пивного обновления предприятие реализует еще один замысел - выпуск новых видов продукции.

Пивовары решили выйти на заполярный рынок с лимонадом, квасом и бутилированной водой. Начали сейчас наращивать производство углекислоты, которая потребуется для изготовления нового ассортимента.

- У нас стоит очень серьезная система фильтрации. Вода, которая поступает от водоканала, проходит тщательную подготовку для производства пива. А потому выпускать бутилированную нам сам бог велел, - считает Александр Хрыкин. - Она пойдет в 6-ти и 5-литровых бутылях. Если будет пользоваться спросом, запустим и в мелкой расфасовке.

К слову, рынок все больше подталкивает производителей к тому, чтобы заниматься родственной продукцией. Объясняется это просто: у оптовиков и розничной сети - естественное желание, как можно больший ассортимент брать в одном месте, а не рыскать по разным складам.

Необходимое оборудование "Арктикой" уже не только закуплено, но и полностью смонтировано. Практически водно-лимонадно-квасное производство застыло в ожидании сигнала к старту. Сейчас идет оформление разрешительной документации - производитель проходит те процедуры, без которых производство заработать не может. В особенности - пищевое. Тут с согласованиями все очень серьезно, контроль жесткий. И все-таки уже можно сказать, что в свои 55 лет кольский пивкомбинат приступает к выпуску нового ассортимента напитков.

Фото: Рязанова Татьяна
Кольская пивоваренная компания "Арктика".
Фото: Ещенко С. П.
Кольская пивоваренная компания "Арктика".
Татьяна РЯЗАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.03.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,255075,391677,410673,1396
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня