19.08.2008 / Экономика

Уже раздаются звонки: «А можно вернуться?»

Фото: Соснов Михаил
Атомный ледокол "Советский Союз"

Открывая на борту атомного лихтеровоза «Севморпуть» одну из завершающих встреч администрации ФГУП «Атомфлот» с экипажами ледоколов, посвященную вопросам перестройки деятельности уникального флота, заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам Юрий Соленов заметил: «Моя мечта, чтобы в отдел кадров нашего предприятия выстроилась очередь желающих на нем работать».

Пока это только мечта, потому что в реальности на «Атомфлоте», вскоре «уходящем в плавание» под флагом государственной корпорации «Росатом», сегодня преобладает спрос на специалистов. Застой последних лет в развитии гражданского атомного флота обернулся кадровым голодом, преодолевать его придется уже новому управляющему, который принимает эстафету у Мурманского морского пароходства.

Предстоящих трудностей, и не только в кадровой работе, никто сегодня не скрывает, но что больше всего меня поразило в моряках на этой встрече, так это деловой настрой, с которым они теперь принимают перемены. А ведь всего лишь три-четыре месяца назад настроения в экипажах были совсем другие. Преобладала тревога, рождавшаяся из неопределенности перспективы. Да и обещания различных руководителей, ответственных за реорганизацию флота, страдали расплывчатостью. Сегодня все встало на свои места: проявились и преимущества, которые несет в себе реформа атомфлота. Прежде всего, стало очевидно, что новый управляющий флотом - госкорпорация «Росатом» не на словах, а делом будет укреплять его позиции. Благодаря настойчивости ее руководителей российское правительство приняло беспрецедентное решение о выделении «Атомфлоту» в ходе текущего бюджетного года 400 миллионов рублей и еще столько же для него резервируется. После этого есть уверенность, что и обещанные на следующие два года весьма солидные дотации также будут выделены.

Конечно, поддержка, особенно финансовая, это немало, но благополучие предприятия начинается с наведения порядка в делах. И такие встречи-обмены мнениями с экипажами атомных судов на многое открыли глаза не только морякам, но и их будущим береговым руководителям. Общение с людьми помогло сформировать управленческую линию всей программы реорганизации деятельности. Может, кто-то и оспорит, но мне кажется, что понято главное: сейчас надо максимально сохранить сложившуюся систему деятельности на флоте, которая проверена временем, а уж что-то менять и тем более ломать нужно с большой осторожностью.

Во всяком случае, ответы Соленова и его коллег на звучавшие в зале вопросы несли в себе не только конкретную информацию морякам: за ними просматривалась уже выработанная руководством «Атомфлота» политика. Главный ее постулат: в результате реорганизации моряки ничего не должны потерять из социальных достижений, полученных еще в Мурманском пароходстве. Это своеобразная отправная точка. А дальше показатели должны расти по восходящей. Так, уже в нынешнем октябре зарплата на ФГУП «Атомфлот» будет повышена на 30 процентов, планируется и повышение в первой половине 2009 года - приблизительно такое же.

Какие-то задачи выполняются безотлагательно. Моряки-немурманчане обоснованно беспокоятся, например, о том, как будет решаться вопрос прописки по флоту. Администрация уже определилась, что прописываться они смогут в общежитии «Атомфлота», так же как и пользоваться его услугами при производственной необходимости. Но общежитие требует ремонта. И он вот-вот начнется, продлится же полтора-два месяца.

Из таких вот внешне заурядных дел складывается решение главной задачи - сохранить традиционно высокий уровень социальной защищенности моряков. Здесь многое зависит от взаимопонимания администрации ФГУП «Атомфлот» и профсоюзов. Впереди работа над новым коллективным договором на предприятии. Анализ уже показал, что в части защищенности работников колдоговор «Атомфлота» в своей основе лучше пароходского. Но новый управляющий - «Росатом» - предлагает принять его стандарты социальной защищенности работающих, и не без оснований. Так что профсоюзам и администрации нужно очень многое взвесить и принять оптимальное решение. А пока в качестве приложения к действующему колдоговору на предприятии «Атомфлот» принято согласованное с профсоюзами положение о рабочем времени и времени отдыха и особенностях оплаты труда плавсостава судов с ядерной энергетической установкой и судов атомно-технологического обслуживания. В нем закреплено все позитивное, что было в прошлом. Так что разрыва в решении вопросов социальной защищенности моряков при передаче флота из рук в руки не будет.

Вообще же самый наглядный показатель успешности любой реорганизации - это когда конкретный человек или экипаж ощутят ее благотворный эффект. Во время встречи на борту атомного лихтеровоза «Севморпуть» прозвучал именно такой сигнал о грядущих переменах к лучшему. Скоро единственное транспортное судно с ядерной энергетической установкой должно снова вернуться на Дудинскую линию. При этом важно подчеркнуть, что новое атомное ледокольное предприятие создается с перспективой работы на десятилетия. И потому отношения с основными заказчиками планируется строить на долгосрочной основе, подписывать соглашения и договоры по оказанию ледокольных услуг на 5-10 лет. А это позволит и морякам «Атомфлота» планировать свою морскую жизнь с перспективой. И уже раздаются звонки от бывших членов экипажа судна с просьбой вернуться в экипаж. Люди понимают главное: появляется работа, а с ней неизбежно придут со временем и социальные блага.

Владимир БЛИНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.08.2008

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня