04.03.2009 / Экономика

Прибыль прибылью, но люди важнее

Фото: Ещенко С. П.
«Мурманрыба».

Казалось, на небольшом судне «Мурманрыба» журналистов вчера было больше, чем членов экипажа, - такое столпотворение происходило на капитанском мостике. Дело в том, что в этом рейсе помимо привычных рыбоохранных функций судно должно будет заниматься обеспечением безопасности мореплавания.

Все, наверное, помнят о трагедии, произошедшей в начале года, - гибели рыболовного траулера «Топаз» и его капитана. Специальная комиссия разобралась в ситуации, выявила причины случившегося. Как выяснилось, на судне грубо нарушались правила безопасности. Это печальное происшествие заставило органы власти обратить самое пристальное внимание на условия, в которых приходится работать нашим рыбакам.

- Мы не можем допустить, чтобы на наших судах гибли люди, чтобы их жены становились вдовами, а дети сиротами, - сказал журналистам руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства Валентин Балашов. - К сожалению, наши рыбопромышленники, попросту говоря, совершенно разболтались. Они ради получения прибыли умеют пожаловаться на проверяющих, экономические сложности, несовершенство законов и т. д. А вот о том, что необходимо обеспечить безопасность людей в море, почему-то вспоминают гораздо реже. Поэтому сегодня мы начинаем работу по наведению на флоте порядка именно в обеспечении безопасности мореплавания.

Функции у судна Мурманрыбвода двоякие, поэтому на практике его работа будет выглядеть так. Судно выходит в район промысла. Инспекторы поднимаются на борт какого-нибудь рыболова. Один проверяет документы, орудия лова, трюмы. В то же время второй - состояние судна на предмет безопасности мореплавания. По сути, это та же милиция, только на море.

- Мы, как и всегда, будем заниматься контролем и надзором за соблюдением законодательства в области охраны и сохранения водных биоресурсов, - пояснил начальник рейса старший госинспектор теруправления Константин Плиско. - Но если, не дай бог, на каком-либо судне возникнет чрезвычайная ситуация, проведем и аварийно-спасательные работы.

«Мурманрыбе» предстоит работать в исключительной экономической зоне России, конвенционном районе рыболовства и районе архипелага Шпицберген.

- Для наших рыбаков работа в этом районе сопряжена с некоторыми сложностями, - отметил Плиско. - Норвежцы настаивают на том, чтобы лов там велся исключительно по их правилам, и задерживают российские суда, если те руководствуются отечественными нормами. Поэтому в наши обязанности входит еще и отстаивание интересов российских промысловиков вместе с представителями пограничного управления. И хотя норвежцам очень не нравится такое вмешательство, в спорных ситуациях мы обязательно будем проверять российских рыбаков вместе с ними. Это не запрещено международным законодательством.

- В свое время в связи с административными изменениями федеральное рыболовное ведомство утратило функции надзора за соблюдением правил безопасности мореплавания, - говорит второй механик-наставник отдела сертификации и безопасности мореплавания Мурманрыбвода Александр Ментюков. - Но совсем недавно руководитель Росрыболовства Андрей Крайний подписал приказ № 13, согласно которому все эти функции оно вновь возлагает на себя. И сейчас мы выходим в море, чтобы провести выборочную проверку судов некоторых компаний.

Впрочем, на этот раз инспектор по безопасности никого не собирается карать за провинности. Если при освидетельствовании судна будут обнаружены какие-либо незначительные нарушения, санкции к нему применять не собираются.

- Наша задача не наказать, а оказать помощь, - продолжает Александр Ментюков. - Сейчас нужно немножко встряхнуть руководителей рыбодобывающих компаний, чтобы они уделяли большее внимание безопасности экипажей. Если же мы столкнемся с откровенным пренебрежением ею, которое может угрожать жизни людей, моя функция - выявить нарушения и доложить руководству. А оно уже будет решать, вернуть ли судно в порт и какие меры применить к судовладельцу.

Однако напрашивается вопрос: не проще ли выяснить на берегу, не опасно ли пускаться в путь по морю на том или ином судне? Конечно, проще, был ответ инспектора. Оказывается, раньше так оно и делалось. Подобный контроль велся и в наших портах, и в иностранных. Но в последнее время по уже названным причинам командировки инспекторов за границу прекратились. И все российские суда, которые годами не заходят в наши порты (их так и называют - незаходными), оказались вне поля зрения специалистов по обеспечению безопасности мореплавания.

- Надо чтобы судовладельцы не забывали: рыба рыбой, прибыль прибылью, а о безопасности людей следует думать в первую очередь, - подытожил разговор Александр Ментюков.

В этом году начнет действовать федеральная целевая программа, по которой на развитие рыбной промышленности государство планирует выделить 32 миллиарда рублей. Из этих средств около 7 миллиардов пойдет на строительство судов рыбоохраны, в том числе и двух морских. Руководство теруправления надеется, что в конце 2010 года одно из них придет в Мурманск.

Фото: Ещенко С. П.
«Мурманрыба».
Фото: Ещенко С. П.
руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства Валентин Балашов.
Фото: Ещенко С. П.
Капитан Юрий Галета.
Фото: Ещенко С. П.
Второй механик-наставник отдела сертификации и безопасности мореплавания Мурманрыбвода Александр Ментюков
Фото: Ещенко С. П.
Александр Ментюков, Константин Плиско.
Фото: Ещенко С. П.
Начальник рейса старший госинспектор теруправления Константин Плиско
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.03.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня