11.03.2009 / Экономика

Вместе мы победим

Александр Медведев.

Мировой экономический и финансовый кризис отразился на работе большинства российских предприятий. Его влияние сказалось в самых разных сферах, в том числе - транспортной. Ощутили его и морские перевозчики. Как складывается ситуация в одной из ведущих российских судоходных компаний - ОАО «Мурманское морское пароходство» - рассказал его генеральный директор Александр Медведев.

- Александр Михайлович, еще недавно рынок морских перевозок был на большом подъеме, что происходит сейчас? Какие тенденции и перспективы?

- Действительно, прошлый год, до июля-августа был очень успешным для судоходного бизнеса, и морские перевозки имели высокую рентабельность. Так, например, летом прошлого года стоимость фрахта для сухогрузов водоизмещением 30 тысяч тонн составляла около 40-50 тысяч долларов в сутки. Сейчас этот показатель составляет около 5 тысяч. С цифрами не поспоришь, и все наглядно видно… Для судовладельцев, в том числе российских, настали непростые времена. Фрахтовые ставки уменьшились настолько, что в определенных случаях оказываются ниже затрат по перевозке. Одним из основных факторов, повлиявших на столь существенное падение цены, явилось резкое сокращение на мировом рынке спроса на продукцию черной металлургии - сталь, а с ней связана почти половина всей морской торговли.

В свою очередь, снижение транспортных объемов не могло не сказаться на работе портов. Хотя это влияние не столь значительно, поскольку размеры портовых сборов не уменьшились.

Сейчас рынок перевозок более или менее стабилизировался, и дальнейших тенденций к существенному падению не прослеживается.

- А как нынешние нелегкие времена отразились непосредственно на деятельности Мурманского морского пароходства и его дочерних судоходных структур?

- Мы также, как, наверное, и большинство крупных российских предприятий и организаций, испытываем трудности. Но пароходство и наши дочерние акционерные общества с непростой ситуацией справляются. По итогам 2008 года ММП, несмотря ни на что, вышло на положительные финансовые результаты. Если запланированные показатели взять за 100 процентов, то мы достигли 109. Это позволило нам уверенно чувствовать себя в начале 2009 года и послужило определенным заделом для выполнения программы оптимизации экономической деятельности компании.

- Александр Михайлович, предполагает ли программа оптимизации грядущее сокращение?

- Многие предприятия в нынешних условиях поставили перед собой задачу сокращения расходов, ожидая уменьшения доходной составляющей. Это, наверное, правильно и наверняка поможет пережить трудный период малой кровью, если рассматривать кризис как краткосрочное явление. Мы же, как говорится, надеемся на лучшее, но на всякий случай готовимся и к более сложным временам. Поэтому главная наша задача - не сокращение производства, а его оптимизация. Будем стараться не только увеличивать производительность труда, используя существующие и давно наработанные варианты, но также находить новые виды деятельности, для того чтобы вызов времени встретить достойно.

Могу привести пример. В тяжелые для компании 1998 -1999 годы, когда обычный сухогрузный рынок был на достаточно низком уровне, мы приняли решение расширить производство. И стали развивать танкерные перевозки. А кроме того, построили специальный перегрузочный терминал в районе Варандея. Это был необычный и смелый шаг, на который в то время не решилась даже такая крупная компания как «Лукойл». Там в принципе не представляли, как можно осуществлять перегрузку в движущихся льдах. А специалисты Мурманского морского пароходства нашли решение этой задачи. Мы быстро построили объект, что не только дало нам значительные доходы, но и позволило развить танкерное направление. И сейчас, в условиях меняющегося рынка, у нас тоже есть планы по расширению видов деятельности.

- Экономический кризис повлияет на планы компании, связанные со строительством судов?

- Программа обновления флота, которая у нас есть, успешно продолжается. А вот заказывать новые суда пока несвоевременно, поскольку рынок услуг для судовладельцев еще не отреагировал на изменившуюся ситуацию в экономике, как уже отреагировал на нее рынок фрахта. Я думаю, что вторая половина 2009 года, ближе даже к четвертому кварталу, - тот период, когда можно будет вернуться к этому вопросу. К тому времени цены на новострой придут в соответствие с рыночной ситуацией.

- Как известно, Мурманское морское пароходство включено в перечень предприятий для государственной поддержки в условиях мирового финансового кризиса. Каковы перспективы получения этой помощи? Каков сейчас социальный климат в пароходстве?

- Да, действительно, Мурманское морское пароходство включено в перечень 295 российских предприятий и компаний, утвержденный правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. На государственном уровне сейчас делается все возможное, чтобы в сложных условиях хозяйствования, вызванных мировым финансовым кризисом, сохранить промышленные, строительные, добывающие, транспортные и иные организации, предприятия. То, что государство не бросает на произвол судьбы наиболее значимые для экономики России предприятия, - это факт.

Мурманское морское пароходство уже представило в специально созданную комиссию при Министерстве транспорта Российской Федерации необходимую информацию, характеризующую сегодняшнее экономическое положение компании. Пока, с учетом кредитной поддержки ведущих российских банков, которые нам помогают, мы чувствуем себя уверенно, и срочной необходимости в государственной поддержке нет.

Сейчас важно одно: чтобы каждый понимал, что действия всех участников борьбы с кризисом - и предприятий, и организаций, и правительственных органов всех уровней - должны быть направлены на выживание экономики страны. А значит, и бизнес, и правительственные структуры должны действовать согласованно, помогая друг другу. И от того, насколько быстро каждый на своем рабочем месте поймет, что в кризисе нельзя создавать дополнительные сложности в экономической деятельности, настолько быстро мы найдем правильные решения и действия по выходу из него.

* * *

Мурманское морское пароходство основано в 1939 году как специализированное предприятие для арктических перевозок. В 1993 году в процессе приватизации оно было преобразовано в акционерное общество открытого типа. В федеральной собственности находится 25,5 процента акций от уставного капитала. В настоящее время судоходный холдинг ММП, в состав которого входят Северное морское пароходство и Северное речное пароходство, оперирует более 200 судами под российским флагом, общим дедвейтом свыше 1,5 миллиона тонн. Указом президента Российской Федерации от 04.08.2004 года ОАО «Мурманское морское пароходство» внесено в перечень стратегически значимых предприятий.

Фото:
Танкер «Натали».
Оксана ЧЕРНЫШЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня