01.08.2009 / Экономика

Чтоб не оказаться в детективной комедии

Ни у кого из горожан, живущих в многоквартирных домах, нет ни знаний, ни опыта в управлении ими. В годы советской власти эту обязанность выполняло государство. Теперь она легла на нас, собственников жилья. И мы очутились перед необходимостью учиться сообща управлять своими жилыми домами. Справиться с этой очень сложной задачей мурманчанам поможет недавно созданный отдел мониторинга качества оказания услуг в сфере ЖКХ Мурманского муниципального унитарного предприятия «Центр информации населения».

«Если вам не нравится, как работает выбранная вами управляющая организация, обращайтесь в жилинспекцию, суд или меняйте ее на другую». Именно к этому сводятся с некоторых пор советы официальных инстанций недовольным жильцам. Городские власти в наши отношения с ТСЖ или УК вмешиваться не могут.

- Новое жилищное законодательство радикально изменило роль муниципальных властей в сфере ЖКХ, - поясняет начальник вновь созданного отдела Сергей Суслов. - Если раньше город выступал как организатор жилищной услуги, то новый Жилищный кодекс (ЖК) лишил его этой обязанности и передал ее собственникам многоквартирных домов. А муниципалитет - такой же собственник, как и все остальные. Поэтому он также заинтересован в том, чтобы жилищная и коммунальные услуги оказывались качественно и по обоснованной цене. Сегодня это очень актуально, поскольку в Мурманске работают три крупные управляющие компании, являющиеся, по сути, монополистами. И все они подходят к управлению домами универсально. А между тем каждый из них индивидуален. И суть реформы в том и состоит, чтобы управляющая организация работала с конкретными проблемами. Эта цель гораздо проще достигается в тех зданиях, где существуют ЖСК и ТСЖ. Поэтому и администрация города ориентирована на создание как можно большего количества товариществ. Они болячки своих домов знают лучше кого бы то ни было, да и принимают их ближе к сердцу. И в числе основных функций нашего отдела - помощь в создании ТСЖ, а затем и в работе.

В самом деле. Поняли люди наконец-то, что не стоит кормить пирамиду коммерческих компаний - выгоднее самим взяться за управление. Но с чего начать?

- С прихода к нам в отдел, - отвечает Сергей Суслов. - Мы даем любые консультации о создании ТСЖ, помогаем в подготовке к общему собранию и принимаем в нем участие. За четыре года существования нового ЖК создано множество нормативных документов, касающихся создания и деятельности ТСЖ. И разобраться в них людям несведущим бывает затруднительно. Мы предлагаем такой алгоритм действий и такой пакет документов, к которым комар носу не подточит. Все процедуры достаточно хорошо отработаны, и незачем собственникам набивать шишки заново. Кстати, нет нужды и искать помещение для подсчета голосов или проводить его в квартире. Мы готовы его предоставить, надо только согласовать дату. С началом работы товарищества связь с ним не прекращается. Поскольку и в процессе его функционирования жильцы сталкиваются со многими сложностями.

С 13 июля в отдел поступило около полусотни заявлений. В четверти из них - просьбы помочь в создании ТСЖ.

Если же большинство собственников дома все же предпочли УК, тут же возникают другие проблемы. Правильно ли составлен ею договор управления и соблюдены ли в нем права жильцов? Как проверить, насколько обоснованна стоимость услуг, которые обещает предоставить компания? Что делать в случае, если она не выполняет своих обязательств? Как разорвать отношения с нею или сменить на другую? На эти вопросы мурманчанам также охотно ответят работники отдела.

- Сейчас активно идет конкурентная борьба между УК за жилфонд. И ведется она порой нечистоплотно и хаотично, - отмечает Сергей Суслов. - Все это негативно отражается на людях. Их сбивают с толку бесконечными сплетнями компаний в отношении друг друга в ходе собраний и информационных встреч. А порой дело доходит до откровенного вредительства: замазывают информацию в подъездах, разбрасывают листовки с порочащими сведениями, пачкают подъезды и лифты. То и дело нам приходится сталкиваться с нарушением правил проведения общих собраний, неправильным составлением протоколов или их отсутствием, нечистоплотностью при подведении итогов голосования. На днях мы присутствовали на такой процедуре. Это больше походило на детективную комедию. Представители двух компаний, претендующих на один и тот же участок, провоцировали друг друга, обвиняли в фальсификации. В результате обычный подсчет голосов превратился в фарс со скандалом и чуть ли не рукоприкладством. Подчас итогом таких с позволения сказать выборов становится обращение собственников в суд - и все усилия идут насмарку.

Уже сейчас, когда процесс выбора способов управления еще в разгаре, собственники очень озабочены растущими расценками. Начальник отдела мониторинга убежден, что стоимость обслуживания многоквартирного дома можно понизить. Способов существует множество. В части коммунальных услуг это энергосберегающие технологии. В части жилищных - более четкий, индивидуально разработанный для этого дома комплекс услуг. Такую информацию жильцы также могут получить в Центре информации населения.

- А жалобы вы тоже принимаете?

- Наш отдел не является контролирующей организацией. Мы даем консультации, помогаем людям разобраться в своих правах и обязанностях по содержанию жилья. Но если жалоб от жильцов какого-то дома будет много, то, имея полномочия действовать от имени собственника муниципальное образование, мы можем инициировать общее собрание по изменению способа управления или выбору другой управляющей компании. Центр оказывает помощь и тем собственникам, которые хотят капитально отремонтировать свои дома с привлечением средств из Фонда содействия реформе ЖКХ.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.08.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня