04.08.2009 / Экономика

В далекой Африке они по-прежнему «свои»

Фото: Федосеев Л. Г.
Экипаж траулера «Захар Сорокин».

Этих бы ребят, как в прежние времена, с оркестром встречать в родном порту. Все-таки почти полгода провели на промысле экипажи двух траулеров Мурманского тралового флота - «Захар Сорокин» и «Олег Найденов». И не где-нибудь, а у далеких африканских берегов, что сегодня само по себе редкость для российских рыбаков. Но эти суда продолжают нести вахту в море, а экипажи, дождавшись смены, вернулись вчера в Мурманск самолетом.

Когда-то в богатых рыбой водах близ Мавритании и Марокко постоянно промышляли десятки судов Мурманского тралфлота. Ставрида, которой завалены были прилавки советских магазинов, вылавливалась именно там. Урожайной была прибрежная зона этих государств и на сардину с сардинеллой, на скумбрию. Хватает этих видов рыбы в том районе и сегодня. Но слишком уж накладными получаются нынче переходы от, почитай, самого экватора до родных берегов. Ведь и топливо, и квоты у местных властей руководство консорциума «Мурманский траловый флот» (МТФ) приобретает самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны. Выкручиваются, исходя из собственных финансовых возможностей. И до кризиса-то приходилось скрупулезно подсчитывать, как рациональнее потратить каждую копейку, а теперь тем более.

Но все же часть выловленной в африканских водах рыбы доходит и до Мурманска. Правда, уже в виде консервов после переработки на калининградских заводах, куда тралфлотовцы все-таки «дотягиваются», как говорится у моряков, на коротком плече и сдают часть улова в виде полуфабриката. Но основной объем добытой в тамошних водах рыбы, прежде всего ставриды, поставляется согласно международным договорам на местный африканский рынок.

Тем не менее пусть и частично, но поставленная перед рыбаками государственная задача - как можно больше даров моря выгружать на своем, российском, берегу - выполняется.

Достижению другой, недавно вновь четко обозначенной правительством РФ цели, тралфлотовцы способствовали в последние годы и без всяких напоминаний на высшем уровне. Речь о необходимости скорейшего возвращения российского рыбодобывающего флота в отдаленные районы Мирового океана. Туда, где раньше мы вели активный промысел, но в период недавнего застоя отечественной рыбной отрасли позиции свои практически полностью утратили.

Как известно, свято место пусто не бывает. Ныне в тех водах все увереннее осваиваются корабли других стран. В условиях, когда запасы водных биоресурсов на планете катастрофически сокращаются, все чаще разговор заходит о полном квотировании рыбных запасов на всех без исключения участках Мирового океана. Фактически о новом переделе международного порядка свободного рыболовства. То есть те, кто не занимался промыслом в энном районе в течение такого-то количества последних лет, будут лишены права рыбачить там и в дальнейшем. Заявить, что «вас здесь не стояло», в определенных морских районах вполне могут и россиянам.

Так вот, консорциум «Мурманский траловый флот» - едва ли не единственная из российских рыбодобывающих компаний, которая даже в самые трудные времена не уходила из Мирового океана. Без лишнего шума, но твердо демонстрируя там флаг своей страны. В данном конкретном случае - у берегов африканских государств, где во многом благодаря именно мурманчанам до сих пор еще с теплотой вспоминают годы тесного сотрудничества с нашей страной в рыбодобывающей сфере. И готовы к его возобновлению на новой основе. Чему свидетельство недавний визит в Мурманск представителей деловых кругов Мавритании и Марокко. Естественно, встретились гости и со своими постоянными партнерами из МТФ.

Но оставаться таковыми тралфлотовцам сегодня ох как непросто. Необходимо поддерживать себя в хорошей форме. Для рыбаков это прежде всего модернизация имеющегося состава судов. Многие корабли еще советских времен постройки. Тогда флот обновлялся практически безвозмездно, от щедрот государства. Только лови. Ныне сильно износившийся флот приходится обновлять за счет собственных средств. Но на это дело грех не выкроить деньги. На море и в двадцать первом веке многое, конечно, зависит от простого рыбацкого везения. Но еще больше - от технического состояния и самого современного вооружения судов. Вот и вышеназванные два траулера, чьи экипажи вернулись вчера в Мурманск, не так давно, можно сказать, обрели вторую жизнь. Настолько глубокую модернизацию они прошли. Заменены силовые установки, производственное оборудование, смонтированы новые высокоэффективные морозильные аппараты. В рыбофабрике траулеров, как в кабинете иного руководителя фирмы, все стены, то бишь переборки, обшиты ламинированными материалами. Недаром в желающих попасть на эти два судна недостатка нет.

Руководители компании с вполне понятной гордостью говорят, что на сегодня Мурманский тралфлот вышел в мировые лидеры по объему и качеству модернизации судов, специализирующихся на лове пелагических видов рыб. Многие сейчас идут по пути, уже проверенному МТФ. В частности, в соседней Норвегии заложены аналогичные по техническим параметрам и размерениям промысловые суда. Кстати, чтобы было понятнее: оба упомянутых наших траулера принадлежат к типу судов, что на слуху у многих мурманчан, - прославленный трудовыми рекордами на промысле «Моонзунд».

И возвращаясь к рыбацкому везению. Вовсе неслучайно длительный рейс экипажей «Захара Сорокина» и «Олега Найденова» завершился в аккурат к бархатному отпускному сезону. Руководство МТФ специально постаралось так подгадать, чтобы рыбаки смогли после успешной работы у далеких берегов достойно отдохнуть вместе со своими семьями. Здесь прекрасно понимают, от настроения каждого рядового работника зависит дальнейшее процветание компании в целом. Потому социальным вопросам уделяют первостепенное значение. И еще - твердым гарантиям занятости, той самой, подзабытой уже «уверенности в завтрашнем дне». Морякам компании больше, чем стабильная и высокая зарплата, греет сердце основанная на практике вера в то, что и после продолжительного отпуска они всегда снова выйдут в рейс. И не то чтобы просто в составе флота МТФ, а именно на своем родном судне. Тралфлот им это гарантирует.

Ну и еще такая деталь. На последнем перед отпуском собрании экипажей особо отличившихся его членов ждет приятный сюрприз - почетные грамоты от губернатора Мурманской области и мэра Мурманска. Награды заждались своих героев со Дня рыбака, ведь в то время те были на промысле.

Фото:
Траулер «Олег Найденов».
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.08.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня