25.11.2009 / Экономика

А так все хорошо начиналось...

Фото: Федосеев Л. Г.

Председатель правления Ассоциации прибрежников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко впервые по приглашению Союза рыбаков Норвегии принимал участие в их общенациональном съезде. Не терял время и в перерывах между заседаниями и, пользуясь случаем, присмотрел для нужд ассоциации специализированное судно по перевозке живой рыбы. Только вот дадут ли судну спокойно работать в России разночтения в правовых вопросах?

Само судно - называется оно «Тринто» - ну всем хорошо. Кроме как (что само собой) доставлять живую рыбу в целости и сохранности на берег может ее и продуктивно ловить. Для чего оборудовано хитрым датским тралом - снюрреводом, а также кошельковым неводом. Обслуживать все судно под силу экипажу до пяти человек. В Норвегии, кстати, давно в порядке вещей строительство и промвооружение судов по индивидуальному заказу, под конкретные цели клиента. Который у них всегда прав без всякой иронии. У нас же до сих пор в ходу серийное производство. Хочешь потом дооборудовать - твои проблемы, трать дополнительно деньги, время и нервы. К тому же и выбирать исполнителя особенно не приходится. У них только постройкой судов для прибрежного рыболовства занимается порядка десяти фирм. Учитывая качество работ, спрос на их услуги постоянен. Одна из таких компаний за последние 5-6 лет «выдала на-гора» почти три десятка судов-прибрежников. Каждый с учетом пожеланий заказчика.

Так что «смотрины» состоялись. Товар хорош, остается о цене договориться. Нынешний владелец «Тринто» выложил за это по нашим меркам совсем новое, построенное всего три года назад судно 50 миллионов крон. Но в разговоре с Анатолием Евенко дал понять, что торг вполне уместен. Да и варианты возможны разные. Или приобрести сразу с тридцатипроцентной скидкой, или взять в аренду с последующим выкупом. В любом случае такие вопросы за минуту не решаются. Сам Евенко хоть и председатель, не уполномочен заключать подобные сделки единолично. Окончательное решение будет приниматься на общем собрании членов ассоциации. Тем более что претендентов на обладание таким судном среди входящих в нее компаний несколько.

И, кроме того, по-настоящему специализированного живорыбного судна в ассоциации еще не было ни у кого. Поэтому сначала с целью изучения практического опыта управления таким кораблем необходимо провести семинар, а затем не мешало бы мурманским судоводителям-прибрежникам выйти на нем в море и в «боевых» условиях испытать себя на новом пока для них оборудовании.

Предполагается, что опытным нашим «мореманам» это дастся не так уж и трудно. К тому же отдельные самые смелые члены ассоциации уже успешно опробовали модерновые датские снюрреводы на своих траулерах.

Впрочем, между собой рыбаки всегда смогут договориться. Хуже, когда по затрагивающим их интересы вопросам не могут прийти к общему знаменателю в «верхах». В ассоциации вздохнули с облегчением, когда полтора года назад было принято постановление федерального правительства № 560, по которому прибрежникам разрешалось рыбачить и везти свои уловы из-за пределов 12-мильной приграничной российской зоны в Баренцевом море по упрощенной схеме, без таможенного оформления. Все-таки товар социальной значимости - охлажденка. Да и везли ведь не куда-нибудь, а на свой родной российский берег.

Но, оказывается, рано радовались. Выяснилось, что упомянутое постановление было разработано без учета норм Таможенного кодекса. До поры до времени об этих разночтениях особо не вспоминали. Все-таки правительством принятый документ.

Нынешним летом на встрече с представителями таможни в том числе была достигнута договоренность: кто из мурманских прибрежников работает согласно постановлению, пусть так и работает. Поверя на слово, так и работали. А вот тут-то и попались!

По результатам плановых контрольных проверок уже четырем входящим в ассоциацию компаниям выписаны таможенные определения о противоправности их деятельности. Суммы штрафных санкций способны будут просто-напросто разорить небольшие и далеко не «жирующие» предприятия прибрежного лова.

Звонили коллеги и из соседней Карелии. Там пять компаний также подобными предписаниями ставят на грань банкротства. Ну и кому все это будет выгодно?

По мнению Анатолия Евенко, в результате неразберихи и откровенной ведомственной юридической казуистики прибрежные предприятия загоняются в угол, откуда один путь - к разорению. И зачем тогда всякие там радужные планы об увеличении поставок землякам так у них востребованной живой рыбы? Охлажденной, впрочем, тоже. В узкой 12-мильной полосе на всех рыбы не наловишься.

А ведь есть и примеры иного рода. Скажем, недавно вышедшее в свет официальное правительственное распоряжение о значительном расширении зоны ответственности Мурманского морского порта. Теперь в нее входят портопункты на побережье Баренцева моря. Прежде всего Териберка, Лиинахамари, Ура-Губа. Это значит, что отныне прибрежникам не надо будет в обязательном порядке тащиться с уловом для соответствующей регистрации в далекий от мест промысла Мурманск. Выгружать и оформлять продукцию можно будет непосредственно в прибрежных поселках. В данном случае элементарный здравый смысл наконец-то восторжествовал. Значит, могут ведь, когда захотят…

Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.11.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня