23.12.2009 / Экономика

Цена вопроса - жизнь

- Наступающий год должен стать для рыбаков годом подготовки к масштабному обновлению рыбопромыслового флота, - уверенно заявил руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов на пресс-конференции, посвященной итогам работы организации в году минувшем.

И действительно, давно назревшая модернизация нынче превратилась для пахарей моря уже в вопрос жизни. В самом что ни на есть буквальном смысле… Впрочем, обо всем по порядку.

Началась встреча с весьма приятного для журналистов момента. Особенно для тех, кто стал лауреатом проводившегося управлением конкурса «Золотая рыбка-2009». Заметим, что в номинации «Лучшая газетная публикация» победителем признана обозреватель «Мурманского вестника» Оксана Душеньковская.

Судя по прозвучавшей на встрече информации, уходящий год выдался богатым на достижения как для самих рыбаков Северного бассейна, выловивших в общей сложности 846 тысяч тонн рыбы, так одновременно и для государственных инспекторов рыбоохраны, следивших за порядком на промысле в море, а также на реках и озерах Мурманской области. Выявлено свыше трех тысяч нарушений правил рыболовства разной степени тяжести. На нерадивых добытчиков наложено штрафов на сумму почти 3,5 миллиона рублей. При этом, правда, часть санкций была оспорена и отменена по решению суда. Рыбопромышленник нынче пошел грамотный и от одного вида проверяющего уже не робеет.

Впрочем, журналистов больше интересовали перспективы года наступающего. В частности, предстоящая весенняя мойвенная путина. Как известно, в этом году она закончилась с результатом «фифти-фифти»: удалось выбрать лишь половину выделенной квоты. Сказалось в том числе недостаточное научное обеспечение рыбаков оперативными данными о перемещении крупных косяков рыбы.

Дело вроде бы прошлое, но тревожит то, что ситуация может повториться. Ученым в законодательном порядке предписано либо выпускать обратно в море, либо везти на берег рыбу, выловленную в научных целях. Судам ПИНРО из-за этого придется часто покидать районы промысла, оставляя рыбаков без поддержки. Это было основной темой, которая неделю назад обсуждалась на заседании координационной группы по оперативному регулированию промысла в Северной Атлантикев, состоявшемся в Баренцево-Беломорском теруправлении. В Росрыболовство будут посланы предложения, направленные на предотвращение подобных ситуаций. Корректировка возможна, но в целом Валентин Балашов убежден: поскольку правительством РФ принято по данному поводу решение, в любом случае его следует неукоснительно исполнять.

Непросто складываются и взаимоотношения с норвежскими коллегами - в том, что касается охраны водных биоресурсов. На недавней сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству так и не удалось прийти к согласию относительно выработки единых правил ведения промысла и принятия совместных контрольных регламентов. А это негативно сказывается на работе рыбаков.

Прежде всего проблема касается района архипелага Шпицберген. Был даже приведен такой пример: на российский траулер одновременно высадились с проверкой группы инспекторов двух государств, и капитан был просто дезориентирован, чьи же указания ему в первую очередь выполнять… Как отметил Балашов, в предстоящем году будут приложены новые усилия, чтобы убедить соседей в том, что только совместная работа над организацией контроля за порядком ведения промысла приведет к его эффективности. Другого пути нет - море здесь общее.

И наконец, о судостроении. В правительстве страны, в Росрыболовстве и в самом рыбацком сообществе отдают себе отчет: далее продолжать ловить рыбу на старых, не соответствующих никаким нормам судах уже просто невозможно. Эксплуатация таких траулеров становится все более затратной, что по цепочке приводит к удорожанию рыбной продукции для населения. С точки зрения цены на выловленную в море рыбу, наши промысловики год за годом уступают в конкурентной борьбе европейским компаниям.

Но самое главное: плачевное состояние флота, помноженное еще и на человеческий фактор, неизбежно провоцирует аварии. Только в этом году с мурманскими судами произошли три случая, приведшие к трагедиям с человеческими жертвами. Как раз накануне встречи корреспонденту «МВ» были предоставлены материалы специально созданной при управлении комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели в Кольском заливе траулера «Лотос», принадлежавшего ООО «Беломорские промыслы». За сухими строками официального заключения - настоящая драма. Хотя вроде бы все начиналось, как положено: «На момент оформления выхода из порта Мурманск судно во всех отношениях было годным для плавания… и полностью укомплектовано квалифицированным персоналом. Все члены экипажа имели действующие сертификаты подготовки способам выживаемости на море». И тем не менее «в 20.56 члены экипажа отметили два ощутимых удара в кормовой подводной части корпуса судна. Вахтенным механиком отмечено поступление забортной воды в машинное отделение. Он по громкой связи потребовал снизить обороты двигателя. Каких-либо действий или указаний с мостика не последовало».

Заметим, и не могло последовать - к тому моменту на мостике никого и не было: «управление рулем осуществлялось в режиме «автомат». Только услышав удары о корпус, на мостик прибыл капитан. Но было уже поздно. Корабль крепко сел на камни у островка Торос. Пришлось давать команду покинуть судно. Оба спущенных на воду с правого борта спасательных плота удержать не удалось. Та же участь постигла первый спущенный плот с левого борта. Только в последний кормовой плот смогла эвакуироваться часть экипажа из 14 человек. На судне остались шестеро во главе с капитаном. Все, правда, успели одеться в гидрокостюмы. Они покинули судно вплавь.

Первым к месту гибели судна прибыл промысловик «Северянин». Его моряки подобрали находившихся на плоту и одного из державшихся на плаву. В полночь остававшиеся в воде члены экипажа были обнаружены и подняты на борт подоспевшего спасательного буксира «Атрия». Последним, уже на берегу острова Торес, нашли капитана. Продрогшим, но в удовлетворительном состоянии здоровья. Двум его подчиненным из поднятых на борт «Атрии» уже ничто помочь не могло. «В 01.30 судовым врачом была констатирована смерть второго механика Кузавова А. Н. 1970 г. р. и электромеханика Клишевича Г. Н. 1955 г. р. предположительно от утопления». То есть несчастные захлебнулись накатившей на них высокой волной…

Параллельно расследовавшие инцидент следователи транспортной прокуратуры выяснили, что в момент столкновения судном практически никто и не управлял. Несший вахту второй помощник капитана допустил отсутствие на мостике матроса-рулевого, сам же «не обеспечил непрерывное визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, управление рулем судна в ручном режиме», а затем и вовсе «самоустранился от исполнения обязанностей по расписанию по тревогам». Более того, как позже выяснили сотрудники транспортной прокуратуры, он еще и находился в состоянии алкогольного опьянения. Заведенные прокуратурой на капитана (у него также нашли целый букет должностных нарушений) и второго помощника уголовные дела уже переданы в суд.

Как надеется руководитель управления, может, хоть такая сильная ответная реакция на последствия разгильдяйства заставит задуматься и судовладельцев, и капитанов. Необходимо также строже спрашивать и с выпускающих судно в море портовых и прочих контролирующих служб.

Однако разгильдяйство и безответственность должностных лиц на берегу и командиров на самих судах - лишь одна сторона медали. Другая - уже упоминавшееся несоответствие большинства судов современным требованиям. Тот же «Лотос» был построен 27 лет назад. И в критический момент «все имеющиеся в машинном отделении водоотливные средства с поступлением забортной воды не справлялись». Заметим, даже не при каких-то форс-мажорных обстоятельствах, а в предусмотренной инструкцией ситуации.

Это еще раз, по мнению Валентина Балашова, говорит о необходимости если не полного (на что нужны многие годы) обновления флота, то, во всяком случае, максимальной его модернизации:

- В 2019 году рыболовецким компаниям предстоит перезаключать с государством договоры на пользование водными биоресурсами. И необходимо настраиваться на то, чтобы к этой поре подойти на современных, экономически эффективных судах. Тот, кто сегодня этого не поймет, завтра может остаться не у дел.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.12.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,409072,008276,043670,2082
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня