19.01.2010 / Экономика

Сказав «А»...

В данном случае «А» - амнистия. Но только не в обычном, уголовном понимании этого слова. Имеется в виду так называемая таможенная амнистия, объявленная с 1 января 2009 года сроком на один год. Благодаря ей российские рыболовецкие суда, прошедшие модернизацию за рубежом и за это обязанные при заходе в родные порты выплачивать огромные суммы таможенникам, могли в течение всего этого периода возвращаться в российские порты без уплаты налогов и пошлин. Отведенный на амнистию срок прошел. Позволила ли она добиться желаемых результатов, а именно - развернуть траулеры с богатыми уловами на родной берег?

Проблема эта не нова. Многие специалисты считают, что решиться на подобные меры властям надо было еще по крайней мере лет 10 назад. Ежегодно из-за нежелания владельцев судов, прозванных «незаходными», возвращаться в российские порты, где таможенники обдерут их как липку несоразмерными пошлинами, страна теряет сотни миллионов долларов, а внутренний рыбный рынок - десятки тысяч тонн первоклассной продукции из даров моря. Только у мурманских компаний насчитывается порядка семидесяти таких судов. Причем это на сегодня лучшие в техническом отношении и работоспособные корабли. Ведь на заграничных верфях они были переоснащены самым современным навигационным и прочим оборудованием, промысловым вооружением. Но зайди они в родной Мурманск, и за «непатриотичность» в выборе верфи на них сразу навесили бы таможенные пошлины и НДС в размере 23 процентов от стоимости проведенной модернизации, еще больше - от стоимости вновь приобретенного за рубежом судна. Учитывая уже понесенные судовладельцем валютные затраты на саму модернизацию, общая цена вопроса для него порой становится просто неподъемной. Потому и «толпятся» борт к борту незаходные мурманские суда в портах соседней Норвегии.

Кстати, там прекрасно осведомлены о данной проблеме российских рыбаков. И по законам политэкономии готовы в любой момент показать свой «капиталистический оскал»: повысить плату за портовые услуги, за хранение продукции на складах. Никуда ведь «бездомные» русские не денутся! Свободный от надуманных поборов заход незаходных судов в отечественные порты дал бы капитанам возможность для маневра, а иностранным портовикам создал серьезную конкуренцию.

Конечно, сразу все российские суда, попавшие в разряд незаходных, на Родину не ломанутся. Особенно те, что ведут промысел где-то у побережья Канады или Африки. В финансовом плане им естественнее зайти на мелкий ремонт, бункеровку в ближайший порт. Но те, что рыбачат вблизи родных берегов, вполне могли бы воспользоваться предоставленным им шансом. И прошедшая мойвенная путина показала, что даже такая краткосрочная амнистия - шаг в верном направлении.

Первая ласточка «залетела» в Мурманский порт уже в феврале прошлого года, на второй месяц объявленной амнистии. Принадлежащий Мурманскому траловому флоту траулер «Борис Сыромятников» доставил полторы тысячи тонн сельди, сэкономив предприятию на беспошлинном заходе почти 5 миллионов рублей. За ним стали подтягиваться другие незаходники не только из тралфлота, но и, в частности, принадлежащие компаниям, входящим в Союз рыбопромышленников Севера. Их в течение года было, может, и не так много, как хотелось бы. Но все же они внесли существенный вклад в показатели мурманского рыбного порта, рапортовавшего недавно о рекордном за последние пять лет количестве доставленной на его причалы продукции. И это притом что рыбаки в прошлом году выловили и доставили в порт лишь половину всей разрешенной к промыслу по квоте мойвы. Да и вообще каждый такой заход - это порядка 150 тысяч рублей только за портовое обслуживание. Но ведь это еще и дополнительная загрузка для береговых рыбоперерабатывающих предприятий, возможный текущий ремонт на ныне пустующих мурманских верфях. Наконец, увеличение потока свежей рыбы на прилавки магазинов, что пусть не собьет цены, но хотя бы удержит их на сегодняшнем доступном для большинства населения уровне. То есть по цепочке все то, что специалисты называют мультипликативным эффектом.

Теперь рыбаки надеются, что сказавши «А», правительство «разговорится» и дальше. И поговорить есть о чем. Во-первых, даже и имевшая место амнистия была слишком скоротечна, чтобы все незаходники успели оценить преимущества работы в новых условиях. Да и распространялась она только на суда, прошедшие модернизацию до 1 сентября 2008 года. Некоторые сменные детали на обновленном за границей оборудовании необходимо заново там же закупать регулярно. Значит, скоро появится целое поколение очередных незаходников. Амнистия-то закончилась. Рыбаки предлагают не ограничиваться шумно-демонстративными разовыми мероприятиями, а возвести право на беспошлинный заход в родные российские порты модернизированных на иностранных верфях судов в ранг федерального закона. Или, что еще проще, в виде поправок к действующему закону о рыболовстве. То есть решить вопрос раз и навсегда.

Во-вторых, амнистия распространялась только на модернизированные суда. Построенные либо приобретенные за рубежом суда все так же обкладывались и обкладываются по сию пору этими самыми псевдопатриотичными пошлинами и налогами, призванными вроде как подвигнуть рыбопромышленников к строительству судов исключительно на отечественных верфях. Но надо ведь считаться с реальностью. Не секрет, что на данный момент в России попросту не производится конкурентоспособное с зарубежным траловое, рыборазделочное оборудование, не говоря уже о высокотехнологичном навигационном и поисковом, дизельных двигателях. В таких условиях взимание за установку на траулерах импортной техники, равно как и за приобретение целых иностранных пароходов дополнительных поборов, по мнению рыбаков, иначе как откровенным издевательством не назовешь.

И потом. Даже в официальных правительственных отчетах признается, что в нынешнем своем состоянии отечественные судостроительные предприятия не могут обеспечить своевременное, приемлемое по цене и одновременно качественное выполнение всех заказов. Поэтому, к примеру, Мурманское морское пароходство без всяких этических сомнений строит танкеры в далеком Китае. Благо Минтранс подобными пошлинами своих судовладельцев не облагает. Да что там: уж куда более консервативное ведомство - Минобороны - и то всерьез рассматривает вопрос закупки во Франции вертолетоносца. Почему же российских рыбаков лишают права на свободный выбор? И тем самым, между прочим, сдерживают развитие отечественного рыболовного флота в целом.

А разве способствует желанию незаходников вернуться в родной порт такая и по сей день действующая схема: судно было приобретено за границей в свое время, скажем, за 5 миллионов долларов. Прошли годы работы, пароход изрядно поизносился, и сейчас его остаточная стоимость составляет никак не больше миллиона «зеленых», если не меньше. Но при заходе такого судна в российский порт его владелец обязан заплатить пошлину с той, первоначальной, цены. Получается, сбор выше, чем красная цена всего судна на сегодняшний день! Стоит ли удивляться, что «гостеприимную» Родину рыбацкие суда обходят стороной?

Пора бы уже чиновникам понять: те деньги, которые они теоретически рассчитывают получить в виде пошлин с незаходников - деньги исключительно «виртуальные». Не пополнят они казну. В отличие от денег реальных, лишь маленьким ручейком начавших поступать в бюджет во время амнистии и способных превратиться в бурный поток, если владельцам незаходных пока судов предложат честные правила игры и перестанут их «не пущать» на родной берег искусственно воздвигнутыми барьерами.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.01.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня