11.02.2010 / Экономика

Подростковый синдром управляющих компаний

Фото: Федосеев Л. Г.

Ситуацию с оплатой жилищно-коммунальных услуг, сложившуюся сегодня в Мурманске, иначе как издевательством над жителями не назовешь. Да, безусловно, то, что сейчас происходит, - прямое следствие капитализации отрасли. Можно сказать, детская болезнь роста. Но оправдывать этим безответственность и некомпетентность нельзя.

Все дело в том, что по закону любая управляющая компания имеет полное право самостоятельно, без участия каких бы то ни было государственных структур напрямую предъявлять счета потребителям жилищных и коммунальных услуг. То есть нам с вами. Иными словами, сами посчитали, сами напечатали, сами разбросали по почтовым ящикам. Именно так сейчас и поступают в некоторых управляющих организациях. Но готовы ли они на самом деле к такой самостоятельности? Как видно, нет.

До сих пор ни одна УК не заключила договоров ни с ТЭКОСом, ни с ТГК-1. А это значит, что они в принципе не имеют права печатать квитанции и собирать платежи за ресурсоснабжение. По этому поводу городской администрацией были сделаны заявления в правоохранительные органы. Прокуратура вынесла по этим делам свои решения, предписания вручены, но пока не исполнены.

Сам процесс расчета стоимости услуг, учета совершенных платежей технологически очень сложен. Тут нужны знания и опыт, применение четких регламентов. Как заявили представители городской власти, регламенты эти уже готовы. Но чтобы их внедрить, потребуется от одного до двух месяцев, а управляющие компании ждать не желают. Учитывая их законное право, МРИВЦ предоставил им базу данных, необходимую для расчетов. Сейчас УК и расчетные центры, допустившие ошибки в расчетах с населением, ссылаются на то, что им предоставили неполные или некачественные сведения.

- Информация в управляющие компании «МУ ЖСК» и «Севжилсервис» была передана своевременно и в полном объеме, - утверждает директор МУП «Мурманский расчетно-информационный вычислительный центр» Владимир Дмитриев. - На это есть все подтверждающие электронные и бумажные носители. Любые заявления, что МРИВЦ передал не ту или не того качества информацию, можно смело расценивать как заведомо ложную и не соответствующую действительности. Но даже если допустить, что переданная база действительно содержала какие-то погрешности, как объяснить, что никто из работников УК или расчетного центра не обратил внимания на абсурдные цифры долгов, ведь в некоторых квитанциях сумма долга составляла от нескольких миллионов до десятков миллиардов рублей?! (Один из жильцов принес в мэрию квитанцию с задолженностью в 88 миллиардов.) Возникает, на мой взгляд, вполне закономерный вопрос: те, кто делал расчеты, работали на компьютерах вслепую? И как работники УК допустили, чтобы квитанции с безумными цифрами были доставлены по адресам? Или они тоже не особенно интересуются такими «мелочами», как суммы начислений? Конечно, от ошибок никто не застрахован. Но в данном случае налицо еще и наплевательское отношение к делу.

Да и к людям тоже. Уж если случился такой казус, надо было предпринять все усилия к тому, чтобы люди пострадали как можно меньше. Отдел по работе с гражданами управляющей компании «МУ ЖСК» находится в очень неудобном для посещений месте. Самые дисциплинированные плательщики, как известно, пенсионеры. Именно они в основном и образовали встревоженную очередь в офис УК, обнаружив в своих квитанциях невесть откуда взявшиеся долги. А между тем бабушкам с палочками пришлось преодолеть две длинные лестницы и заснеженные буераки. Да еще несколько часов простоять на улице в мороз.

- Почему людям нельзя было сказать по-человечески, что за счета придут, до того, как рассылать квитанции? - возмущенно обратился к журналисту «Мурманского вестника» Владимир Лейман, один из пострадавших жильцов. - Почему все эти УК, МРИВЦ вместо того, чтобы разбираться между собой в своих проблемах, вынуждают к этому нас, жильцов? Почему мы-то всегда оказываемся крайними? И когда с нами наконец-то начнут считаться те, кому мы платим деньги?

Еще один вопрос к изготовителям квитанций: какому «умнику» пришла в голову идея употребить в документе, предназначенном простому жильцу - не бухгалтеру, не экономисту, - слово «сальдо»? Возле него значится определенная сумма. Что с этим делать 80-летней старушке? Легко представить себе ее панику, ведь цифра-то соизмерима с пенсией за месяц. Неужели так трудно додуматься до того, что бухгалтерские термины в квитанциях неуместны, что УК усложняет таким образом жизнь не только жильцам, но и себе?

Вот и получается: все кругом виноваты - и власти, которые запоздали с регламентом, и жильцы, которые вечно недовольны работой управляющих компаний, а сами платить не хотят... А сами-то работники управляющих компаний, судя по всему, к своему делу относятся безразлично. Наверное, многолетняя привычка сказывается. Да и отношение к людям, которым они продают свою услугу, мало изменилось. Конечно, в новом деле ошибки неизбежны. Но нужно не просто их исправлять, а иметь смелость признать их и объясниться с людьми, которые были лишены покоя. От болезней роста не уйти. Но и в такой ситуации особенно необходимо помнить, что УК работают с людьми и для людей, а главное - за деньги этих самых людей.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.02.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня