18.05.2010 / Экономика

По ОВОС - не на авось

Градус обсуждения обеспечения экологической безопасности при реализации первой фазы комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения повысила катастрофа, разворачивающаяся в Мексиканском заливе в результате аварии на скважине. Произошедшее там вызывает обоснованную тревогу не только экологов, но и всех, кто прежде, оценивая лишь богатства недр под морскими глубинами, не всегда задумывался о сложности и опасности их добычи и транспортировки. Но, по заверениям заместителя главного исполнительного директора компании «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ) Геннадия Зайцева, авторитет компаний ¬ партнеров разработки месторождения в Баренцевом море, высокий уровень их ответственности и профессионализма придают уверенности в безопасности предстоящих работ.

- Компания на сегодняшний день завершила разработку проектной документации по морской части, - сказал он на состоявшихся в Коле общественных слушаниях по проекту морской части первой фазы освоения месторождения - она подготовлена в двух форматах: международном и с учетом требований российского законодательства. Участие в разработке приняли крупнейшие европейские и российские компании, имеющие богатый опыт глубоководных морских исследований, в том числе ряд специализированных конструкторских бюро. Были привлечены также авторитетные сервисные и инжиниринговые международные и российские, региональные компании. Все, кто был задействован в работе над проектом, имеют необходимые отечественные и международные лицензии и сертификаты.

Проектная документация уже успешно прошла предварительную госэкспертизу. Согласно законодательству государственная экологическая экспертиза и затем главгосэкспертиза проводятся после общественных слушаний.

То, что при реализации столь масштабного проекта невозможно избежать негативного влияния на окружающую среду, бесспорно. Главное - его минимизировать и не допустить аварий, подобных той, что произошла в Мексиканском заливе. С целью оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проект был тщательно изучен специалистами компании ФРЭКОМ - одной из авторитетных в этой сфере в нашей стране, партнерами которой были ПИНРО и ряд других местных организаций. В 2007 году именно она выиграла тендер на экологическое сопровождение проекта. Ее представители активно участвовали и в слушаниях, давая ответы и комментарии на все вопросы и замечания.

Заместитель технического директора по охране окружающей среды дирекции подготовки проектной документации «Штокман Девелопмент» Марат Шарифуллин подробно ознакомил участников слушаний с главными техническими и технологическими решениями, которые были выбраны в процессе работы над проектом. Огромные запасы месторождения, морские глубины до 340 метров, 550-километровое расстояние до берега вынуждали искать соответствующие, порой беспрецедентные технические решения. При максимальной экономической рациональности учитывались сложные природные условия арктических широт и крайняя чувствительность экосистем этого района. Все эти факторы и принимались во внимание при проектировании главных объектов первой фазы: морского добычного комплекса и морского трубопровода. Предметом обсуждения во время слушаний была оценка воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации подводного добычного комплекса, эксплуатационной платформы и подводного газопровода. Проектным работам предшествовало тщательное изучение природных особенностей района добычи и прокладки трубопровода, использовались данные прежних научных исследований, проведенных по заказам Миннефтегазпрома СССР, Росшельфа, Газпрома, в том числе нашими учреждениями ММБИ, ПИНРО, Гидрометом и другими.

Участников встречи интересовали все возможные экологические риски: сохранение морской и береговой флоры и фауны, способы очистки сточных вод, утилизация твердых и жидких отходов, образующихся при бурении скважин...

Очень много вопросов задавали сотрудники Мурманского морского биологического института. В частности, их волновал постоянный мониторинг состояния трубопровода, направленный на предупреждение аварий. Как образно выразился один из представителей ММБИ, важно не мчаться на пожар, когда дом уже догорает, а предупредить хозяйку, что она не выключила утюг. Мониторинг должен быть постоянным, а предупреждение аварийных ситуаций автоматическим, и институтом разработана такая система.

Представители компании «Штокман Девелопмент» предложили ММБИ представить письменно эти разработки, а также принять участие в предстоящих тендерах на осуществление мониторинга, которые еще не раз будут проводиться в ходе реализации проекта, рассчитанного не на один десяток лет.

Рыбаков в ходе обсуждения, естественно, интересовали прежде всего вопросы сохранения рыбных запасов при строительстве сооружений на месторождении и в ходе их дальнейшей эксплуатации, а также то, насколько серьезной помехой для тралов может стать трубопровод такой большой протяженности. И ответ, что за ущерб биоресурсам согласно законодательству будет выплачиваться компенсация, а тралить будет весьма нежелательно только непосредственно вдоль самого трубопровода, поскольку рядом с ним пройдут две линии волоконного кабеля, который можно повредить, их, похоже, удовлетворил.

На слушаниях, состоявшихся на следующий день в Териберке, большинство вопросов, заданных местными жителями, касались сроков реализации проекта, с которым здесь связаны главные надежды на будущее поселка.

В целом, несмотря на многочисленные вопросы и замечания, которые было обещано учесть, проект получил поддержку общественности. Такое широкое участие заинтересованных сторон в обсуждении ОВОС нефтегазовых проектов является важным механизмом проведения тщательной оценки возможных рисков, возникающих при реализации столь масштабных задач.

Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.05.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня