04.06.2010 / Экономика

Партнерство, выгодное всем

Государственно-частное партнерство. Сокращенно - ГЧП. Уже сама эта аббревиатура вызывает путаницу. «Что, опять какой-то ГКЧП организовали?» - усмехнулся знакомый, узнав тему моего очередного материала. Да нет там никакой «к». И ничего чрезвычайного - тоже. Партнерство бизнеса и власти должно развиваться планово, конструктивно и взаимовыгодно.

Но пока суть ГЧП порой не очень четко понимают не только люди, далекие от этой темы, но и чиновники, а также бизнесмены. Как рассказали мне специалисты по развитию проектов ГЧП, приехали они как-то в одну из областей средней полосы России. А представители местной власти им и говорят: мол, у нас в регионе с государственно-частным партнерством полный порядок. Можно сказать, ключом бьет. Губернатор заключил соглашения со всеми крупными предприятиями. Теперь, если надо какую библиотеку поддержать или парк разбить, - заводы сразу помогают деньгами. А что касается малого бизнеса, то тут уж мы сами в стороне не стоим, поддерживаем - субсидируем часть процентной ставки по кредитам, например.

Спору нет, и поддержка малого предпринимательства, и социальная ответственность крупного бизнеса - дело хорошее, нужное. Да только к государственно-частному партнерству оно никакого отношения не имеет. Так что же такое это самое ГЧП? Дать ответ на этот вопрос была призвана прошедшая в Мурманске конференция.

- Правительство Мурманской области уделяет большое внимание практике и передовому опыту государственно-частного партнерства. Мы надеемся, что работа конференции даст главам муниципальных образований, представителям региональной власти и бизнес-структур понимание, что проекты ГЧП - действительно работающий механизм, - обратился к ее участникам министр экономического развития региона Юрий Ефремов. - Хочу добавить, что мы закончили работу по согласованию проекта регионального закона о государственно-частном партнерстве. Он находится на подписи у губернатора. И надеемся, что в ближайшее время поступит на рассмотрение в областную думу. Ключевые вопросы с депутатами уже согласованы. Объектов инфраструктуры, которые могли бы стать предметом для ГЧП, на территории области достаточно. И самое главное, это серьезно ускорит привлечение в регион инвестиций.

О сути государственно-частного партнерства рассказал заместитель начальника управления Центра ГЧП Внешэкономбанка России Александр Воротников. ГЧП - делегирование бизнесу ряда государственных и муниципальных услуг. Подобное партнерство может быть реализовано там, где у власти есть полномочия и бюджетные обязательства. Сфер таких немало: оборона, транспорт, образование, здравоохранение и так далее. Наиболее показательные примеры ГЧП в развитых зарубежных странах - частные тюрьмы и обслуживание бизнесом военных баз.

Бизнес обеспечивает государству более качественное выполнение его функций. Плюс - вкладывает в их обеспечение свой капитал. Впрочем, для частных инвесторов подобные инвестиции, безусловно, не благотворительность. Государство затем рассчитывается с ними. В работе с властью бизнес привлекают стабильность и приемлемый уровень рисков. Весьма выгодно подобное сотрудничество и государству.

- Статистика показывает, что более 70 процентов объектов, строительство которых ведется за государственные средства, сдается не в срок и с превышением сметы, - отметил докладчик. - Речь идет не о России, а о мировой практике.

Так уж сложилось, что частный инвестор строит быстрее и дешевле. А значит, если объект перейдет затем к государству, будут сэкономлены бюджетные средства.

Государство готовит и проводит конкурс на тот или иной объект, выбирает наиболее эффективного частного партнера - оператора проекта и заключает с ним контракт. Это так называемая договорная модель ГЧП. Она может быть реализована, скажем, в форме аренды или концессии. Другой вариант - участие государства в капитализации частной компании. И обе эти схемы используются в России.

Появятся ли у нас частные тюрьмы или объекты оборонной инфраструктуры, администрируемые частными компаниями, - еще вопрос. И ответ на него является безусловной компетенцией федеральных властей. Но возможностей для государственно-частного партнерства предостаточно и на региональном, и даже на местном уровнях.

- Сейчас вектор реализации ГЧП сместился в регионы. Наметился переход от глобальных к более локальным проектам, в том числе - муниципальным. Чаще всего речь идет о коммунальной сфере, - подтвердил Александр Воротников.

В настоящее время Внешэкономбанк России реализует три больших проекта. При этом в муниципалитетах страны реализуется еще 44 проекта - в основном они касаются тепло- и водоснабжения, программ энергоэффективности.

Более подробно о юридических формах ГЧП в этой сфере рассказал представитель ЗАО «ЮКАТЭС» Виктор Котов. Эта московская компания консультирует органы государственного и муниципального управления, а также частных клиентов по вопросам организации проектов государственно-частного партнерства, ведет переговорную работу и подготовку необходимой документации.

При строительстве нового объекта орган муниципальной власти проводит конкурс. Компания-победитель с участием частного инвестора возводит объект и передает его в аренду оператору. Возврат денег идет через арендные платежи. После окупаемости проекта объект передается муниципалитету.

Второй вариант - уже имеющиеся муниципальные объекты. Например, те же тепловые сети. Их можно передать в аренду частному инвестору, который проведет их реконструкцию. Возврат средств с учетом коммерческой выгоды инвестора в этом случае пойдет через тариф. Как уже было замечено выше, это все равно обойдется дешевле, чем прямые бюджетные инвестиции. По завершении договора аренды сети опять вернутся под муниципальное крыло.

Понятно, что коммунальная тематика, особенно все, что связано с энергетикой, весьма актуальна для нашей северной области.

- Энергоэффективность - не самоцель, а способ снизить затраты населения на коммунальные услуги, - подчеркнул в своем выступлении заместитель начальника управления министерства энергетики и ЖКХ региона Эдуард Кольцов.

И проблемы в этой сфере у нашего края общие с другими регионами страны: износ сетей и оборудования, нехватка оборотных средств на закупку топлива и так далее. О том, как можно улучшить ситуацию на основе механизма ГЧП, рассказал генеральный директор ООО «Центр теплоэнергосбережений» Станислав Финик. Компания работает в Москве и Иванове. Общая схема ее работы такова: энергоаудит, разработка оптимальной схемы теплоснабжения и инвестиционной схемы на основе механизма ГЧП.

Будет ли для оптимизации теплоснабжения нашего региона реализован этот проект или какой другой - покажет время. Но сама возможность использования для той же коммунальной сферы инструментов ГЧП вызвала явный интерес у участников конференции. А значит, можно предположить, что государственно-частное партнерство в нашем крае получит свое развитие.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.06.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня