17.06.2010 / Экономика

Киловатт взаймы

Фото: Ещенко С. П.

Человек хочет оплатить предоставленные ему услуги, но не может этого сделать - подобная ситуация стала настолько распространенной, что уже никого не удивляет. Примеров тому предостаточно: то квитанции двойные, то их вообще нет. Обычному гражданину в такой неразберихе, пожалуй, остается одно - махнуть на все рукой и ждать, когда все рассосется само собой. Непонятно другое: заходит разговор о сфере коммунальных услуг, проблема неплатежей выходит на первый план, а деньги, которые добропорядочные граждане готовы отдать за то, чем пользовались, почему-то оказываются невостребованными.

«Энергосбережения» - на полку

Жители ряда муниципальных образований области в массовом порядке прекратили оплачивать потребленную ими электроэнергию. Причем, несмотря на затянувшуюся историю с отсутствием счетов - в ряде муниципальных образований не получают квитанции уже третий месяц, - жильцов таких домов никто не просит погасить долг. Понятно, что жгут киловатты не на халяву, и когда-то в почтовых ящиках квитанции все-таки появятся. Вопрос в том, все ли будут готовы одномоментно выложить всю «нагоревшую» сумму, и не получится ли так, что издержки за возникший долг - ведь просрочка платежей подразумевает штрафные санкции - «растворятся» в счетах на коммуналку? Другими словами - не окажутся ли жильцы в очередной раз крайними? С этим вопросом «Вестник» обратился к энергетикам.

- Граждане должны быть спокойны - никто им пени не начислит, потому что для этого нет никаких оснований, - заверила генеральный директор ООО «КРЭС» Елена Присяжнюк. - Ведь обязанность человека по оплате квитанции возникает только с момента ее получения. А в данном случае свои обязательства не выполнили организации, управляющие многоквартирным домом. Поэтому за просрочку оплаты никто не имеет права взыскать денежные средства с жильцов - это противозаконно. Единственное советую всем, кто не получил квитанции за электроэнергию, отложить деньги на оплату, чтобы не потратить их на другие цели - рано или поздно они будут востребованы. Не будет проблем и у тех, кто собирается в отпуск: если квитанция поступит во время отсутствия жильца, он оплатит ее по возвращении - в этом случае пени также не будут взиматься, - пояснила Елена Присяжнюк.

Больше всех переживают по поводу того, что не могут, хотя и готовы, оплатить электроэнергию пожилые люди. Для многих из них задолженность - удар по самолюбию: ведь даже в худшие времена не привыкли быть в должниках. Но более всего пенсионеры озадачены, как бы из-за нынешней неразберихи потом им не запутаться в выставленных счетах. Беспокоятся и льготники, получающие ЕЖКВ - социальную поддержку по оплате коммуналки в денежной форме в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты: не скажутся ли на ней подобные сбои.

В отношении льготников сомнения развеяли в министерстве здравоохранения и социального развития области: повода для беспокойства нет. Даже в отсутствие квитанций социальная выплата всем льготникам производится до наступления срока оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном размере, включая и затраты на электроснабжение. То есть 50-процентная скидка по оплате за электроэнергию - теперь она имеет денежное выражение - наряду с другими жилищно-коммунальными услугами входит в общую сумму ЕЖКВ, которая уже дважды была перечислена льготникам: за апрель и май.

При этом сложности, возникшие в отношениях энергетиков и организаций, управляющих многоквартирными домами, не влияют на выплату ЕЖКВ. Почему? Тут нужно отдать должное тем, кто готовил к запуску механизм реализации предоставления данного вида социальной поддержки нашим пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан, относящимся к льготникам.

Специалисты областного минздравсоцразвития пояснили, что размер ЕЖКВ федеральным и региональным льготникам определяется на основании сведений о начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги, куда входят и услуги по электроснабжению. Чтобы не оставить льготников без выплат, положенных им по закону, министерством были заключены соглашения об информационном взаимодействии с ООО «КРЭС» и ОАО «Колэнергосбыт» по предоставлению данных о начисленной льготникам плате за электроснабжение, необходимых для расчета ЕЖКВ. В рамках заключенных соглашений сведения энергетики передают в центры социальной поддержки населения всех муниципальных образований области. Так что эта договоренность с энергетиками играет роль своего рода подушки безопасности - были реальные основания учесть, что сбои в выполнении своих обязательств организациями, управляющими многоквартирными домами, будут.

В минздравсоцразвития области подчеркнули, если по каким-либо причинам данные за текущий месяц в центры все же не поступают, то для расчета ЕЖКВ используются сведения за последний месяц, в отношении которого они есть. При полном отсутствии сведений о размере платы за коммунальные услуги, включая по электроснабжению, расчет осуществляется от норматива потребления - в соответствии с Жилищным кодексом он утвержден на уровне области. В дальнейшем, как только поступают сведения о начисленном платеже за конкретный период, обязательно производится перерасчет. Так что льготники, которые еще не получили квитанции на оплату электроэнергии, должны иметь в виду, что в перечисленной на их счет ЕЖКВ также содержится и выплата за услугу по электроснабжению.

Пост сдал, а кто принял?

Совершенно очевидно, что выяснять отношения по поводу возникшей ситуации с квитанциями на оплату коммунальных услуг, в данном случае - за электроснабжение, - дело энергетиков и организаций, управляющих многоквартирными домами. И на этом можно было бы поставить точку. Но жизнь уже показала, что нежелание жильцов вникать в то, что происходит на вязкой почве коммунальной реформы, дорого обходится. Поэтому все же стоит попробовать разобраться в происходящем.

- Хочу подчеркнуть, что расчет стоимости всех коммунальных услуг, которые получают граждане, в том числе и потребленной электроэнергии, а также выставление квитанций на их оплату - это обязанность организаций, управляющих многоквартирным домом. Энергетики занимаются только учетом количества электроэнергии, которая подается на вводе в дом. Поэтому то, что происходит внутри него, мы уже не можем рассчитывать, - пояснила Елена Присяжнюк, генеральный директор ООО «КРЭС». - Это четко прописано в постановлении правительства РФ № 307, где сказано, что предоставляет коммунальную услугу и организует сбор платежей ее исполнитель. С вводом в действие этого документа у любой ресурсоснабжающей организации, к которой относится также и Колэнергосбыт, теперь нет права вести напрямую расчет с гражданами-потребителями. В этом постановлении также закреплено два ключевых момента: исполнитель коммунальных услуг - на сегодня это управляющие компании, ЖСК и ТСЖ - обязан заключить договор ресурсоснабжения. То есть эти организации обязаны купить ресурс, распределить его внутри дома и соответственно выставить квитанции жильцам с полным расчетом. Это может выполнять сама организация, управляющая домом, к примеру, как это делают многие ТСЖ, либо она может заключить договор на эту услугу с КРЭСом. И если до сих пор в доме нет квитанций, значит, управляющая компания так и не организовала этот процесс.

- Понятно, раз нет договора, то и оплата за потребленную электроэнергию не поступает. Не грозит ли это отключениями таких домов от электроснабжения?

- Нет. В данном случае апеллировать к конкретному гражданину-потребителю никто не имеет права. Единственная возможность у энергетиков подвинуть дело - это обратиться в суд. В Мурманске исковые заявления уже поданы на управляющую компанию «Жилцентр», несколько управляющих компаний «Октябрьское ЖЭУ». Всем им выставлены счета по общедомовым счетчикам, но они ни договор не хотят подписывать, ни счета оплачивать. По нашему обращению прокуратура провела проверку, и уже многим организациям направлено предостережение о невыполнении ими своих обязанностей.

- А в управляющих компаниях объясняют, что дело тормозится из-за стоимости изготовления квитанций - она резко возросла, и на этих условиях они не хотят заключать договор. В принципе, как потребителю, мне такая позиция понятна - ведь вследствии этого увеличится сумма к оплате и в моей квитанции.

- Да, такая претензия со стороны управляющих компаний есть. Но она на деле мало обоснована. Во-первых, значительная часть этих денег у управляющих компаний есть - они были заложены в строке «Содержание и ремонт жилья» как расходы по оплате электроэнергии в местах общего пользования жилых зданий. С переходом на общедомовой учет эти затраты у УК исчезают - они непосредственно оплачиваются собственниками жилых помещений. Оставшиеся в распоряжении суммы УК могут тратить как раз на биллинг электроэнергии. Во-вторых, надо понимать, что расходы на биллинг всегда оплачивались и будут оплачиваться конечными потребителями - населением.

Сейчас обоснованная цена квитанции у КРЭС составляет 38 рублей (на переходном этапе - 16 руб.), а когда КРЭС был еще и гарантирующим поставщиком, исполнитель коммунальных услуг платил за нее 10 рублей, потому что остальные 28 были уже заложены в тарифе КРЭСа. Кроме того, на тот момент затраты, связанные с расчетом общедомовых нужд, еще не были включены в счет за электроэнергию. С 1 марта КРЭС - не гарантирующий поставщик, его основной деятельностью является покупка и продажа электроэнергии только юридическим лицам и оказание биллинговаых услуг в сфере ЖКХ. Напрямую с потребителями-гражданами наше предприятие уже не работает, и областным управлением по тарифному регулированию ранее установленный тариф для КРЭС был отменен. Новый гарантирующий поставщик - Колэнергосбыт, к которому перешло на обслуживание население. Предоставляя биллинговые услуги, то есть услуги по расчетам и выставлению квитанций, КРЭС может теперь предъявлять только полную их стоимость.

Но никто не заставляет заключать договор именно с КРЭСом или Колэнергосбытом. Можно выбрать любую биллинговую компанию либо самим печать квитанции, как это делают многие ТСЖ. Но практика показывает, что тогда увеличиваются затраты: нужны программное обеспечение, дополнительные бухгалтера, расчетчики. Именно поэтому во всем мире данные услуги выполняют биллинговые компании.

Но должна сказать, что на сегодня уже 70 процентов управляющих компаний договоры заключили. Последние, кто переходит на расчеты по общедомовому счетчику, - Мурманск и Апатиты.

- Настораживает, что, пока проблема окончательно разрешится, долги еще больше вырастут. Это никого не может устраивать. И какой же выход?

- Действительно, сетевая организация уже недополучила десятки миллионов рублей. Отсутствие оплаты для нормального текущего ремонта ведет к тому, что надежность электроснабжения снижается. Конечно, по решению судов эти деньги мы получим, но это растянется по времени. Соответственно управляющим компаниям придется платить уже не за фактическое потребление, а еще и пени. Это говорит о том, что люди должны задуматься, правильно ли они выбрали управляющую компанию. Понятно, что все это последствие процесса реформы ЖКХ - как организовали, так и плывем. Люди не понимают, что происходит, и уверены, что КРЭС или Колэнергосбыт пытаются нажиться на проблемах граждан. Ведь у многих представление: мол, посчитали себе и решили обмануть народ. Это говорит о том, что недостаточно информации. Но хочу обратить внимание - когда мы в августе прошлого года заключили первый договор с Жилспецстроем и Жилсервисом, люди, получив квитанции, возмущались, отказывались оплачивать выставленную сумму. Мы всем отвечаем очень подробно, со всеми выкладками законодательства. Прошло время, и таких обращений больше нет. Пошли другие письма: жильцы просят предоставить показания общедомового счетчика, объяснить, как производится расчет, провести проверку всех подключений, спрашивают, как инициировать энергоаудит. Это очень показательно - люди многое узнали и поняли.

Компетентное мнение

Главный государственный жилищный инспектор Мурманской области Олег Басков:

- По существующему законодательству обязанность собственника жилья вносить в установленный срок оплату по выставленному платежному документу напрямую связана с обязанностью исполнителя услуг, который этот документ должен предоставить в определенную дату. Если до первого числа месяца, следующего за расчетным, платежный документ не был предъявлен, тогда у жильца не возникает обязанности оплачивать его до 10-го числа. В этом случае незаконно выставлять в квитанциях пени за несвоевременную оплату. Кроме того, если организация, управляющая многоквартирным домом, будет признана виновной стороной и ей будут выставлены штрафные санкции, то перекладывать на плечи собственника свои обязательства по суду она не имеет права. Потому что в данной ситуации выяснение отношений происходит на уровне двух хозяйствующих субъектов - КРЭС и управляющих компаний. Подчеркиваю, этот спор разрешается в рамках гражданско-процессуального законодательства и судопроизводства, при этом третья сторона - жители, собственники - не должна от этого страдать, то есть платить своим рублем, потому что это не их спор. К тому же управляющая компания не имеет никакого влияния на изменение величины тарифа по электроэнергии - он устанавливается областным управлением по тарифному регулированию.

Погасить издержки управляющие компании могут за счет средств, поступающих от населения по другим статьям. К примеру, «содержание и ремонт» включает в себя перечень очень многих видов работ и услуг - это и текущий ремонт конструктивных элементов, содержание и ремонт общего имущества. Допустим, за счет поступивших платежей за ежедневную уборку придомовой территории УК могут перечислить какие-то средства в рамках получаемых средств по дому. То есть имеется определенный люфт, поэтому возможность варьировать у них есть. Но это не должно привести к необоснованному увеличению стоимости услуг, которые утверждены по договору, в том числе и на «содержание и ремонт». При этом организация, управляющая многоквартирным домом, находится в жестких рамках: в своих взаимоотношениях с энергосбытовой организацией она должна отстаивать интересы собственников и не допускать увеличения цены договора из-за того, что кому-то из ресурсоснабжающих организаций хочется получить более крупную сумму за счет включения в оплату дополнительных услуг по договору. Эта ситуация спорная в той части, что каждый преследует свой коммерческий интерес: ведь понятно, что хочется сделать столько же, а получить больше. Во всяком случае, без решения общего собрания, то есть в одностороннем порядке, организация, управляющая многоквартирным домом, не имеет право увеличивать цены, предусмотренные договором. В противном случае это может быть оспорено в судебном порядке.

Председатель правления саморегулируемой организации (СРО) - НП «Жилищно-строительное объединение Мурмана» Александр Гурылев:

- Исходить надо из того, что организации, управляющие многоквартирными домами, обязаны выставлять квитанции на жилищно-коммунальные услуги. Если в управляющей компании говорят, что это дорого, тогда пусть самостоятельно этим занимаются: организуют свою службу сбыта, ходят по квартирам, проверяют счетчики - сейчас это делает КРЭС. Но это проблема не жильцов. Этот процесс они должны организовать. Ведь управляющие компании, взяв на себя управление многоквартирным домом, подрядились на то, чтобы организовать предоставление жилищно-коммунальной услуги - это их обязанность, их бизнес. И то, что они не выставляют платежные документы по электроснабжению, говорит об их непрофессионализме. А некоторые думают, что управлять домом: дверь открыл - дверь закрыл. На самом деле это достаточно сложно не только технически, но и юридически. И раз процесс с выставлением квитанций настолько затянулся и управляющие компании ничего не могут конкретно ответить на это, наверное, собственнику жилья стоит задуматься, зачем ему нужна такая управляющая организация, которая ни черта сделать не может. Поэтому когда делаешь выбор, нужно вменяемо к этому подходить и отдавать себе отчет, что, подписывая договор, поручаешь каким-то людям управлять самим дорогим, что у тебя есть, - квартирой, домом, в котором живешь.

А задача управляющей компании - организовать процесс, нанять порядка 23 подрядных организаций, оказывающих комплекс жилищно-коммунальных услуг. И чтобы каждый собственник не бегал по этим организациям, а работал только с одной - УК, соответственно только ей и задавал бы вопросы, благодарил или ругал. Вся сложность в том, что те, кто предоставляет жилищную услугу - лифтовики, дворники, мусорщики, - это разные юридические лица.

Что касается издержек, которые неизбежны в сложившейся ситуации, нужно иметь в виду - никаких других организаций либо структур, которые бы их оплатили, нет, кроме самого собственника. Поскольку в принципе нет других источников оплаты жилищно-коммунальной услуги. Если управляющая компания что-то потеряет на электричестве или понесет убытки по решению суда, она будет вынуждена взять эти средства из статьи расходов «содержание и ремонт». Это значит, что где-то не помоют пол, где-то не отремонтируют крышу, потому что другого источника финансирования у нее нет. Поэтому у УК сейчас нет другого выхода, кроме как оплачивать услуги подрядчика по той цене, которую он им выставляет. То есть если население не оплачивает освещение мест общего пользования, то средства на его оплату она возьмет с жильцов. А поскольку в тарифе на электроэнергию новая стоимость на предоставление квитанций не была заложена, значит, управляющая компания вынуждена будет недоплатить за какую-то другую услугу или вообще отложить ее выполнение.

То, что связано с коммунальной услугой, стоимость ее не зависит ни от управляющей компании, ни от жителей. Она зависит только от тарифов, установленных областным правительством. На их основании коммунальщики определяют цену на услугу - на нее собственник уже никак не может влиять. Например, в Мурманске стоимость вывоза мусора повысилась в два с лишним раза, но это не отразилось в квитанциях. Спрашивается, откуда у управляющей компании на это средства взялись? Недоплатила слесарю, дворнику, не сделала текущий ремонт, который был необходим, либо управляющая компания не заказала какие-то другие работы - только такой выход. А стоимость услуг по содержанию и ремонту жилого фонда и услуг самой управляющей компании изменить в одностороннем порядке УК не имеет право: цену на выполнение жилищных услуг жильцы определяют на общем собрании.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.06.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня