05.10.2010 / Экономика

Дрейфуя, не дрейфь! Для станции «СП-38» подберут надежную льдину

Фото: Федосеев Л. Г.
Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, вице-премьер РФ Сергей Иванов и руководитель экспедиции Артур Чилингаров на мостике атомохода.

Оркестром на причальной стенке Мурманск не удивишь. Медь духовых инструментов лет 20-30 назад гремела в рыбном порту едва ли не ежедневно - так встречали возвращающихся с промысла ударников. А ударником был каждый второй. Но и в советское время «с музыкой» в рейс провожали только полярников - как это было в минувшую субботу на причале ФГУП «Атомфлот». В Арктику уходил атомный ледокол «Россия» с экипажем и оборудованием дрейфующей станции «Северный полюс-38».

На обычную предотходную неразбериху наложилась суета, сопутствующая приезду высокого начальства: проводить полярников должен был вице-премьер российского правительства и председатель Морской коллегии Сергей Иванов.

А пока ученые в салоне капитана «России» Олега Щапина ждали встречи с Сергеем Борисовичем, на палубе персонал обеспечения станции монтировал сборные домики для «СП-38». Ведь собирать их после высадки на льдину было бы трудновато - случится это уже в темноте полярной ночи. Предшественники отправляющейся на «России» экспедиции работу «СП-37» закончили досрочно-вынужденно: попав в поле сжатия, «домашняя» льдина пошла трещинами. Поэтому на этот раз пристанище для полярников выбирали с особой тщательностью. Собственно, окончательный выбор еще не сделан, он за самими «постояльцами», им предстоит остановиться на одном из 5 ледовых полей, отобранных при помощи космической съемки в Восточно-Сибирском море, к северу от острова Врангеля.

10 сборных домиков с отоплением и электричеством, электростанция, баня, тракторы, бочки с горючим, контейнеры с научным оборудованием - все это должно обеспечить 15 океанологам, метеорологам, аэрологам, гидрографам и инженерам нормальные условия для полноценной жизни и плодотворной работы. А сделать им предстоит изрядно: впереди немалый объем комплексных исследований и наблюдений, связанных с развитием климатических процессов на «мировой кухне погоды» (атмосфера, лед, океан - течения и соленость воды на разных глубинах). Особая задача - проверка в высоких широтах работоспособности российской навигационной системы ГЛОНАСС. «Дрейфующему НИИ» предстоит внести свой вклад и в сбор данных, которые должны использоваться как доказательство для обоснования претензий России на значительную часть арктического шельфа - хребты Ломоносова и Менделеева. Напомним читателям, что наша страна должна подать заявку в ИМО - Международную морскую организацию ООН - до 2013 года, поэтому времени для сбора и обработки данных осталось немного.

В последнее время появилось немало скептиков, сомневающихся в ценности научных данных, собирающихся «дедовскими методами а-ля Папанин» на дрейфующих станциях. Мол, не случайно, кроме нас, никто в мире так не работает, проще и дешевле делать это из космоса или при помощи автоматических станций наблюдения. Специалисты резонно возражают «революционерам»: именно данные дрейфующих станций обнаружили несостоятельность «автоматического» климатического анализа - особенно в летний период.

Да, автоматический масс-буй может определить толщину ровного льда, но в случае с торосообразованием, термикой и радиационным балансом торосов он бесполезен. Соседи по Арктике не практикуют дрейфующие станции из-за дороговизны как самих исследований, так и обеспечения - каждого участника надо застраховать, и не на один миллион долларов. А наши ученые на льдину рвутся - за столом диссертацию не напишешь и открытие мирового уровня не сделаешь.

…Тем временем флотский оркестр на причале грянул бодрым маршем: прибыли Сергей Иванов и сопровождающие его лица. У трапа их встретили губернатор Дмитрий Дмитриенко и председатель облдумы Евгений Никора. Через пару минут на ходовом мостике «России» было не протолкнуться, в глазах рябило от золота широких галунов на кителях всевозможного высокого начальства.

Вице-премьер, окинув взглядом пустующий мурманский рейд, с укоризной молвил: «Что-то маловато судов…» И тут же услышал: «Все суда в Арктике!» Иванов хитро прищурился: «Грамотный ответ…» И продолжил экспресс-опрос: грузооборот порта, работа «Норникеля» без сопровождения ледоколов, перспективы проводки Севморпутем танкеров большого тоннажа. А осмотрев карту с выбранными пятью льдинами-кандидатками, вице-премьер спустился в салон капитана для встречи с полярниками (из 15 человек 5 уже дрейфовали на СП, а 10 - новички).

Оказалось, что полярникам Иванов не совсем чужой человек - в 1975 году преподавал в «Макаровке» английский: «Ну а потом призвали. Известно куда…»

Напутствуя экспедицию, вице-премьер подчеркнул, что работа дрейфующих станций «неоценима для обеспечения действий нашего ВМФ, полетов авиации, решения задач по обоснованию внешней границы континентального шельфа, уточнения прогнозов погоды и ледовых условий на трассах СМП. Кроме того, такие исследовательские проекты имеют большое геополитическое значение, доказывают научный приоритет и престиж нашей страны в области полярных исследований». Прощаясь, Сергей Борисович пожелал полярникам успехов, а главное: «Надеюсь, лед будет достаточно прочным и станция сможет работать хотя бы в пределах одного года».

Под марш «Прощание славянки» высокие гости покинули борт «России», чтобы на причале еще раз обняться и пожать руку руководителю высокоширотной экспедиции, спецпредставителю президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, самому известному российскому полярнику Артуру Чилингарову.

Кортеж уехал, разошлись с инструментами под мышкой музыканты, в 11.02 «Россия» отдала швартовы и при помощи двух буксиров отвалила от стенки. Описав полупетлю по заливу, атомоход лег курсом на Арктику.

Вчера, 4 октября, атомный ледокол «Россия» находился в районе мыса Желания архипелага Новая Земля. Дальнейшее направление движения атомохода - в сторону острова Визе, где расположена стационарная полярная станция, на которой проводили свой «отпуск» после завершения работ и эвакуации предыдущей «СП-37» знаменитые собаки Дик и Дина, любимцы полярников.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, вице-премьер РФ Сергей Иванов и руководитель экспедиции Артур Чилингаров на мостике атомохода.
Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.10.2010

Назад к списку новостей

Еще по теме

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,594572,182675,815170,1764
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня