15.12.2010 / Экономика

Свет в конце тоннеля могут выключить?

Энергетики, работающие в нашей области, давно говорят о своих проблемах. Они начались еще лет десять назад, когда цены на мазут поползли вверх вместе с ценами на нефть. Страна благодаря нефтяному буму смогла решить многие задачи. А Мурманская область, наоборот, проиграла. По крайней мере, в том, что касается теплоэнергетики. И поскольку проблемы не решались, а только накапливались, у специалистов есть основания считать: если продолжать латать дыры, вместо того чтобы срочно принять радикальные меры, наступит коллапс, о котором недавно говорил президент. О причинах сложившейся ситуации, о возможных путях ее преодоления и шел разговор на недавних депутатских слушаниях в областной думе.

Разорительные дельты

Причины, которые привели мурманскую энергетическую сферу к тяжелому положению, известны. Это тарифный дисбаланс, низкая эффективность систем теплоснабжения и нецелевое использование средств, поступающих от населения в качестве оплаты коммунальных услуг.

Замдиректора по экономике и финансам Кольской атомной станции Юрий Коломейцев заявил, что доходы от реализации электроэнергии не покрывают затрат на ее производство, и предложил областному правительству разработать механизм компенсации убытков.

К такому же выводу, только по поводу теплоснабжающих предприятий, пришел директор Кольского филиала ТГК-1 и гендиректор Мурманской ТЭЦ Александр Антипов. Он считает, что негоже взваливать столь тяжелую ношу на простых северян:

- На Северо-Западе тепловая энергия, производящаяся на газе, стоит в два раза меньше, чем у нас на мазуте. А зарплата у наших жителей невысока. Поэтому компенсировать убытки нужно из государственного бюджета. В следующем году тепло, произведенное нами на угле, будет стоить 926 рублей за одну гигакалорию. На Апатитской ТЭЦ этот тариф едва покрывает расходы на производство. Прибыль там мизерная. Безубыточная цена тепла на мазуте «Мурманской ТЭЦ» - 1906 рублей. А нам установили тариф 1653 рубля. Некомпенсируемая дельта составляет 253 рубля на каждую гигакалорию. Третий способ производства тепла - на электрокотельных. Реальная его себестоимость - 4,5 тысячи за гигакалорию. Тариф, по которому эту энергию будут продавать, - 1480 рублей. Разница - 3 тысячи рублей! Кроме того, себестоимость тепла на электрокотельных значительно выше, чем при сжигании мазута. Это притом что область наша энергоизбыточна. На Кольской АЭС заперто 400-500 мегаватт. (За счет того, что на юг ведет только одна ветка - на Кириши, электроэнергию не могут продавать туда в нужном объеме. - О. Д.)

В течение пяти лет, прошедших с тех пор, как Мурманская ТЭЦ была выделена в акционерное общество, у нее накопился убыток свыше 2 миллиардов рублей, которые пошли главным образом на отопление Мурманска. Предприятию должны за отпущенное тепло более 1,2 миллиарда. Руководство теплоэнергоцентрали считает ситуацию критической. Убытки МТЭЦ от производства тепла на электробойлерах за этот год оцениваются приблизительно в 150 миллионов рублей. Можно представить, что будет в следующем, когда цены на электроэнергию станут свободными...

Понятно, что государство регулирует тарифы как раз для того, чтобы защитить простых граждан от аппетитов монополистов. Но в нашей области цены на тепловые ресурсы настолько велики, что стоимость отопления в жилых домах очень больно бьет граждан по их кошелькам. Так что люди совсем не чувствуют себя защищенными. Вот и получается: с одной стороны, вместе с тарифами растет недовольство населения, а с другой, тарифы недостаточно высоки, чтобы энергетики смогли хотя бы свести концы с концами. Все это вместе самым негативным образом сказывается на ЖКХ области.

Скованные одной цепью

Несмотря на большие цифры в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг (а может быть, отчасти и благодаря этому - побаиваясь накапливать долги), люди в большинстве своем платят исправно. Даже в самых депрессивных районах уровень платежей доходит до 90 и даже 95 процентов. А деньги до ресурсоснабжающих организаций (РСО) не доходят.

- Потому что 50-55 процентов нецелевого использования средств приходится на управляющие организации, как частные, так и муниципальные, - считает генеральный директор ОАО «КРЭС-Альянс», председатель совета директоров ОАО «Колэнергосбыт» и ООО «КРЭС» Алексей Преснов. - Последние не платят вообще, потому что понимают: их дома никогда никто не отключит. На эти деньги муниципальные предприятия решают свои проблемы, как, впрочем, и УК.

Сегодня исполнители коммунальных услуг - управляющие организации - должны «Колэнергосбыту» около 300 миллионов рублей. Формально гарантирующий поставщик может отключить дома исполнителя за неуплату в течение одного расчетного периода. Но при этом, если кто-то из жильцов не заплатил исполнителю положенного, ограничить предоставление услуг можно только через 6 месяцев... Вот такая законодательная нестыковка.

Управляющая организация покупает ресурс у поставщика и распределяет как коммунальную услугу гражданам, которые живут в доме, находящемся под управлением этой УК. Сколько купила, столько и распределила. По какому тарифу купила, по такому и распределила. Получается, что она не заинтересована ни в эффективности, ни в энергосбережении. Понятно, что тарифы на электроэнергию будут постоянно расти - старая генерация, старые сети. Других вариантов нет. Деньги при этом приходят только от населения. Выход лишь один - экономить электроэнергию.

Новое жилищное законодательство предполагает (и стимулирует) стремление собственников жилья бережно использовать необходимые для комфортной жизни ресурсы. Именно граждане, как постановили законодатели, должны побуждать управляющие организации заниматься экономией, в том числе тепла, воды, электричества. Вот только дома, в которых этого удалось добиться, пока можно перечесть по пальцам. Поэтому, по мнению руководства «Колэнергосбыта», чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, следует ввести в состав компаний, являющихся акционерными обществами, представителей крупных поставщиков ресурсов. Вот тогда, дескать, все встанет на свои места. Непонятно только, что делать с небольшими УК. Они могут накапливать долги не хуже, чем гиганты. Только с «монстра» спросить можно, а с «малышки» какой спрос - 10 тысяч уставных рублей? А что делать с ТСЖ? Одно из товариществ в Кандалакше, например, умудрилось накопить 15 миллионов рублей долга.

Предлагался еще один способ стимулировать УК к экономии энергетических ресурсов - включить в договор управления дополнительную графу - «плата за управление».

- Чтобы исполнитель вовремя рассчитался с РСО, нужно правильно организовать сбор денежных средств, - считает генеральный директор ООО «КРЭС» Елена Присяжнюк. - Люди, получая квитанции с большими суммами за общедомовое потребление, не считают нужным его оплачивать. А исполнители им ничего не объясняют, потому что деньги на управление практически не предусмотрены. Наши граждане не понимают, что за управление тоже надо платить.

Еще одна серьезная проблема ресурсоснабжающих организаций - частая и внезапная смена управляющих компаний. На эту тему вообще нет никакой нормативной базы. Не справился исполнитель со своими обязанностями - ушел. И как получить с него долги? Хорошо, если он не допускал нецелевого расходования средств. А если да? Тогда РСО уже никогда не получат этих денег.

Депутаты областной думы были согласны с тем, что нужно срочно искать выход из столь сложного положения, в котором оказалось большинство ресурсоснабжающих предприятий. Только вот методы выхода из кризиса далеко не всегда казались им приемлемыми. Владимир Ахрамейко, Василий Калайда настоятельно рекомендовали представителям директората «Колэнергосбыта» изыскивать внутренние материальные резервы, а не взваливать все новые траты на северян. Депутат Андрей Митин предложил несколько иной путь решения проблем РСО:

- Сегодня доход средней семьи тысяч 30 в месяц. Прожиточный минимум - 8416. Что остается на квартплату? Да ничего. А в то же время никто не знает, что творится с финансами в управляющих компаниях. Это самая темная структура. Именно она является основной причиной системного кризиса неплатежей. И он будет продолжаться до тех пор, пока УК будут непрозрачны. Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. Как я недавно узнал, у руководителя - причем не самого верхнего звена - одной из компаний, занимающихся вывозом мусора, ежемесячный доход в 2009 году составлял 475 тысяч рублей. Какие же тогда зарплаты у директоров и владельцев УК? Разве мы знаем, куда идут наши деньги за жилищно-коммунальные услуги? Нужно, чтобы граждане могли влиять на управляющие организации, регулировать их работу и контролировать.

Страусиная политика приведет к краху

Депутатские слушания проходили в достаточно спокойной, благожелательной обстановке. Некоторые из присутствовавших демонстрировали прекрасное чувство юмора. Но представитель комиссии по платежам некоммерческого партнерства «Совет рынка» Василий Киселев посчитал такую атмосферу заседания свидетельством того, что собравшиеся не до конца понимают всю серьезность положения.

- Мне придется разрушить благостный тон этого мероприятия, - сказал он. - Комиссия по платежам ежемесячно детально отслеживает проблемные сбытовые компании. Основная их часть находится на Северном Кавказе. Еще два гарантирующих поставщика, которые сейчас оказались в очень тяжелой ситуации, вызванной коммунальной энергетикой, - это «Колэнергосбыт» и «Вологодская энергосбытовая компания». Дольше она длиться не может и не будет, - последнее Киселев даже произнес по слогам. - Основные генераторы электроэнергии - атомщики, ТГК-1, «Русгидро» и другие - говорят: «Нас ваши проблемы не интересуют. Гоните деньги». И разговоры о реструктуризации долгов они воспримут только в одном случае - если будет понятен способ и механизм решения этих проблем. И если вы такой механизм не придумаете, «Колэнергосбыт» как субъект опта, как гарантирующий поставщик перестанет существовать. По правилам этот статус перейдет сетевой компании. МРСК (Межрегиональная распределительная сетевая компания. - О. Д.) скажет вам спасибо и потащит телегу электроснабжения региона дальше, кряхтя и спотыкаясь. А потом по итогам года они придут к Александру Васильевичу Черечече (начальнику управления по тарифному регулированию области. - О. Д.) и скажут: «Вот у нас тут дыра в финансах из-за проблем в ЖКХ. Забей-ка эти деньги в тариф следующего года»... И за два года они укатают экономику вашей области. Поэтому вы должны найти какое-то внятное решение увязки доходов и расходов ЖКХ в части электроэнергии и предъявить рыночному сообществу. Иначе ваша спокойная жизнь закончится. Поймите: сетевые компании или другие игроки, которые могут прийти уже после них, - не мурманские. Диктовать им что бы то ни было вы не сможете. И начнутся ситуации вроде той, что недавно была в Туле. Там отключили от электропитания водоканал. Представляете, к чему это привело и чем кончилось? Сити-менеджера долой и т. д.

- Если все так сложно и катастрофично, зачем была затеяна эта реформа? - задала выступающему вопрос, на который уже несколько лет ищут ответ многие жители нашей области, депутат Надежда Максимова. - Чтобы создавать такие вот сложности всем здесь присутствующим и тому простому человеку, который не может вовремя получить квитанцию, чтобы ее оплатить? Смысл в чем?

- Мы 85 лет четко регулировали экономику. На этом пути у нас никакого шанса нет, - ответил ей московский гость. - И нет смысла останавливаться на середине реки, чтобы вернуться назад. Эффективность будет, если мы заставим генераторов и сбытовые компании конкурировать между собой. Вот где наше спасение.

Депутаты возразили, что подавляющее большинство сфер нашей жизни давно существуют в рыночном поле, тем не менее цены всюду поднимаются и поднимаются. Взять, к примеру, фармацевтический бизнес или крупные торговые сети.

- Рынки бывают разные, - был ответ, - монополизированные, с частичной конкуренцией и т. д. В энергетике есть потенциал снижения расходов, потому что количество игроков на этой площадке избыточно. И мы можем создать такую ситуацию, в которой они будут толкаться локтями и предлагать более низкую цену, чтобы обойти конкурентов.

В качестве способа решения проблемы Василий Киселев предложил субсидирование убытков в электроэнергетике за счет федерального бюджета.

- Но чтобы получать эти деньги, нужно провести определенные мероприятия, - пояснил он. - В частности, с электрокотельными. Во-первых, объединить их, а во-вторых, провести модернизацию. Покажите, что для этого предпринимается в области. У вас должна быть областная программа в отношении электрокотельных: что с ними делать, расчет компенсации их выпадающих расходов, не заложенных в коммунальный тариф. Исполнительная власть должна все проработать, а вы все, что можно, должны включить в областной бюджет.

Ключ - модернизация

Так виден ли свет в конце тоннеля? Или его действительно не сегодня-завтра выключат «чужаки», которые подомнут под себя теплоэнергетику области и станут решать проблемы без оглядки на ее интересы?

Нельзя сказать, что у нас не ощущают остроты ситуации и ничего не делают для ее изменения. И. о. заместителя министра энергетики и ЖКХ области Андрей Иванов представил участникам слушаний две долгосрочные целевые программы: «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области». Обе они рассчитаны на период с 2011 по 2015 год и предусматривают модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, снижение технологических потерь и повышение надежности электроснабжения, уменьшение издержек на приобретение энергии для выработки тепла электрокотельными и другие мероприятия. Два проекта закона - об участии в государственно-частных партнерствах и о господдержке инвесторов - уже приняты областной думой в первом чтении. Разрабатываются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

По окончании слушаний были приняты рекомендации для выхода из кризисной ситуации в энергетической сфере области. В частности, правительству области предложено до весны разработать программу ликвидации тарифных дисбалансов. Депутаты областной думы обязались направить в Госдуму и правительство РФ обращение о необходимости внесения изменений в нормативно-правовую базу ЖКХ - усилить контроль и ввести стандарты деятельности исполнителей коммунальных услуг. А также о том, что следует установить более солидный размер уставного капитала для управляющих организаций (что позволит отсечь однодневок) и ввести обязательное страхование ответственности исполнителей коммунальных услуг перед РСО.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.12.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,409072,008276,043670,2082
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня