В конце 2010 года правительство РФ определило, что рост стоимости электрической энергии должен составить от 14 до 16 процентов. Но фактически в нашей области, как и по всей стране, рост тарифов на электроэнергию для всех потребителей, кроме населения, превысил 15 процентов. Особенно болезненным этот удар был для малого и среднего бизнеса, процветание которого является залогом благополучия страны. Почему так произошло? Отражается ли эта ситуация на населении и если да, то каким образом? На эти и другие вопросы «Мурманского вестника» ответила и. о. начальника управления по тарифному регулированию Мурманской области Елена КОЖЕВНИКОВА.

- Елена Валентиновна, кто больше всего пострадал от скачка цен на электроэнергию?

- Это изменение тарифов касается только потребителей, относящихся к группе «прочие», то есть юридических лиц, начиная от промышленных комбинатов, сельхозпроизводителей и заканчивая киосками. То есть всех, кроме населения. Для него рост тарифов составил 9,2 процента. Не надо путать с пятнадцатипроцентным пределом роста совокупной стоимости коммунальных услуг.

- Почему под удар попал именно малый и средний бизнес?

- Потому что, когда стали вводить рынок мощности, законодательно заставили нас дифференцировать тарифы в зависимости именно от нагрузки мощности. Представьте себе, что у вас есть алюминиевый завод. Плавильная печь на нем работает 360 дней в году. При действующей ныне системе образования тарифов считается, что в таком случае коэффициент использования мощности очень большой, что делает ваш тариф на электроэнергию минимальным. Вам это выгодно. Если же вы владеете станком, который включаете на 5 часов в день, то коэффициент использования мощности по году получается очень низким. Считается, что для того, чтобы вы в какой-то момент воткнули вилку в розетку и получили электроэнергию, эта мощность должна быть за вами как бы зарезервирована. Надо, чтобы где-то осуществлялась генерация, которая в нужный момент могла выработать ее для вас. Должна быть линия, по которой вам эту мощность должны доставить. И все эти расходы включаются в стоимость киловатт-часа - количества мощности, потребленной за единицу времени. В итоге ваш тариф возрастает, и вы платите не за фактически используемую мощность, а за то, чтобы вам ее содержали. Это суть идеи рынка мощности. Для некоторых потребителей рост тарифа составил более 50 процентов. Правительство страны в курсе этой проблемы. Будут ли в дальнейшем отличаться тарифы для малого бизнеса от тарифов для крупного, мы сможем увидеть только тогда, когда оптовый рынок электроэнергии выставит счета сбыту.

- Если мы покупаем электроэнергию на общероссийском оптовом рынке, то почему центр может устанавливать какие-то тарифы?

- Это не установленный тариф. В конце 2010 года Совет рынка опубликовал планируемые на следующий год прогнозные цены. В тарифе они составляют 76 процентов. 25 февраля оптовый рынок должен был выставить сбытовым организациям - гарантирующим поставщикам - окончательные счета за купленную электроэнергию. Но до настоящего времени этого не произошло. В рыночных условиях никто не формирует конечный тариф для потребителя. Нет такого органа. Поэтому никто не сможет сегодня оценить, что в итоге получит конечный потребитель, когда оптовый рынок выставит счета. Именно поэтому сейчас готовится целый пакет документов, чтобы защитить потребителя, ограничив рост цены на электроэнергию. В связи с тем, что ситуация изменилась (идет либерализация рынка, закончился переходный период формирования рыночных отношений в этой сфере), у нас должны были существенно поменяться законодательные основы формирования этого рынка. Но к началу 2011 года новые нормы не были готовы.

- С экранов телевизоров мы постоянно видим и слышим требования первых лиц государства в отношении региональных властей контролировать рост тарифов и не позволять им подниматься слишком резко и высоко. Так от кого все-таки зависит величина тарифа?

- Тариф на электроэнергию складывается из нескольких составляющих, которые делятся на две группы. Первая - федеральные факторы, на которые субъект влиять не может. Вторая - региональные, величину которых устанавливает сам субъект. К федеральным факторам относится прежде всего формирование цены на оптовом рынке электрической энергии и мощности, то есть цена генерации. Она формируется Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в регулируемой части и в нерегулируемой части - рынком. В тариф входит еще одна составляющая - инфраструктура оптового рынка. Это Совет рынка и системный оператор. Также к федеральным факторам относится сетевая составляющая в части федеральной сетевой компании (ФСК). Ее размер тоже определяет Федеральная служба по тарифам. К региональным факторам относится сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, которая устанавливается областным управлением по тарифному регулированию (УТР), и единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, которые тоже устанавливает УТР. На региональные факторы формирования тарифа приходится всего 24 процента тела тарифа. 76 процентов - федеральная сфера ответственности.

- Что такое сбытовая надбавка и котловые тарифы?

- Это то, на что существует сбытовая организация. У нее есть работники, контролеры, которым нужно платить зарплату, отпускные, больничные и т. д. Оборотные средства тоже одна из составных частей сбытовой надбавки. На долю региона приходится примерно 4 миллиарда 700 миллионов затрат. Из них 11 процентов - расходы сбытовых организаций. Самая большая сбытовая надбавка у «Колэнергосбыта». При среднем тарифе 1 рубль 75 копеек она составляет в нем 5,9 копейки за киловатт-час.

А котловые тарифы - это стоимость услуг по передаче электроэнергии. Туда входит заработная плата, амортизационные отчисления и инвестиционная составляющая. Но там уже совсем другие категории работников, ведь это уже содержание и ремонт электрических сетей, подстанций, то есть - всего основного оборудования. Плюс в тарифы на передачу электроэнергии попадает и стоимость потерь. Линии на 220 и 330 киловольт, которые есть на территории области, законодательно были выведены из состава «Колэнерго» и отнесены к федеральной сетевой компании. У них тоже есть своя инвестиционная программа. Их тариф устанавливается ФСТ, и мы учитываем его потом при формировании тарифа на передачу. А еще есть затраты на сети, которые находятся в собственности «Колэнерго», городских электрических сетей. И у них тоже есть своя инвестиционная программа. У «Колэнерго» была инвестиционная программа миллиардов на пять. Но на первый, 2011-й год там было заложено 169 миллионов.

У нас многие думают, что инвестор - это меценат, добрый дядя, который просто отдаст свои деньги - и все. Это, конечно, не так. На самом деле инвестор - это тот, кто вкладывает деньги в развитие предприятия или проект именно для того, чтобы потом получить прибыль за счет потребителя.

- А если оставить уровень региональных факторов прежним?

- Даже в этом случае рост тарифов составил бы более 20 процентов. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика составляет всего 2,8 процента в тарифе. Даже если ее вообще убрать, от этого ничего не изменится. Гораздо существеннее стоимость услуг сетевой организации. Но там, честно говоря, тоже резать особо нечего, кроме инвестиционной программы. А инвестиции нам нужны. Ведь нужно строить линии электропередачи, трансформаторные подстанции. От этого зависит уровень развития региона. За нас этого не сделает никто, и какие-то жизненно или промышленно важные объекты либо не будут развиваться, либо будут отрезаны от нормального электроснабжения. Сетевое хозяйство области порядком обветшало, а модернизировать его практически не на что.

- К гарантирующим поставщикам много претензий. Многие считают, что они - лишнее звено, навязанное искусственно.

- Сбыт существовал всегда. В дореформенном «Колэнерго» он был совмещен с энергонадзором. Только он был структурным подразделением, а не самостоятельным юридическим лицом. Трудно судить, дороже это обходилось или дешевле. Мы не можем оперировать категориями «если бы» в рыночной экономике. Законодательство пошло по пути разделения. Изначально была провозглашена идея, что сбытовая организация должна будет жить на свою сбытовую надбавку. А получилось на сегодня, что основная масса средств, находящихся в обороте у сбытовиков, им на самом деле не принадлежит. Но так решил законодатель.

- Все эти проблемы имеют какое-то отношение к населению?

- На население приходится 10 процентов всей потребляемой электроэнергии. Существует особый порядок ценообразования для населения, который относится к полномочиям ФСТ. А расходы на покупку электроэнергии для населения на оптовом рынке и на ее передачу при этом растут. Плюс к тому существует понижающий коэффициент 0,7. Он применяется для потребителей, которые проживают в домах, оборудованных электроплитами. Пока не приходится говорить о том, что в ближайшее время для населения будет свободный рынок.

- Обещали вроде бы в 2014 году...

- Законодательство постоянно меняется. С точки зрения формирования тарифа для населения, вероятнее всего, в ближайшие годы ничего не изменится. А что касается прочих потребителей, то понятно, что если население не покрывает всех своих расходов, то за него это делают предприятия.

- То есть работает перекрестное субсидирование?

- Да. В этом году оно даже увеличилось, поскольку тарифы у нас выросли в среднем на 21 процент, а рост тарифа для населения при этом 9,1 процента, то все, что не дотянуло до 21, легло на плечи прочих потребителей.

- Получается, что если все эти расходы ложатся на предприятия, они «забивают» их в стоимость своего продукта. И население все равно выплачивает «свою долю» если не напрямую, то опосредованно.

- Именно так. Поэтому нельзя сказать, что все эти проблемы не имеют отношения к населению.

О том, как планируется решать проблему более чем пятнадцатипроцентного повышения тарифов на электроэнергию для потребителей, относящихся к категории «прочие», рассказал и. о. заместителя губернатора Александр ЧЕРЕЧЕЧА.

- Этот вопрос находится на контроле и у правительства РФ, и у органов исполнительной власти Мурманской области, - сказал он. - И как только будут законные основания, тариф будет изменен в меньшую сторону. Чтобы этого добиться, предполагается снизить долю инвестиционных средств в атомной и гидроэнергетике. Дело в том, что стоимость электроэнергии, вырабатываемой атомщиками и гидрогенерацией, имеет свои особенности в части инвестиционной составляющей. И если воздействовать на нее, можно снизить цену электроэнергии, которая поставляется на оптовый рынок. Это первая мера. Предполагается также воспользоваться механизмом сглаживания, долгосрочного регулирования. Это тоже поможет уменьшить долю, приходящуюся в общем тарифе на федеральную сетевую компанию. Кроме того, предлагается увеличить срок долгосрочного регулирования. Сейчас он составляет 3 года и 5 лет. Если инвестиции распределить на большее количество лет, то ее ежегодная сумма естественно уменьшится, что и позволит снизить конечную стоимость электроэнергии.

Александр Черечеча сообщил, что ФСТ выпустила информационное письмо для руководителей органов государственной власти субъектов в области регулирования, в котором намечен план действий:

- Это будет выглядеть так. Согласно закону тариф на электроэнергию устанавливается один раз в год. Или может меняться в течение года. Но есть исключение из правил, согласно которому тариф может меняться чаще, чем один раз в год, в том случае, когда возникает необходимость привести его в соответствие с действующим законодательством. Соответственно, чтобы воспользоваться этой нормой, необходимо, чтобы возникла другая, на уровне, например, правительства РФ, которая позволяла бы местным регуляторам изменить тариф в течение года. Как только она будет готова, это позволит местным регуляторам иметь законные основания для изменения тарифа. Кроме того, предполагаемые изменения в постановление правительства РФ позволят уже измененный, уменьшенный тариф применить не с момента принятия этого решения, а с 1 января 2011 года. То есть распространить его действие задним числом. Таким образом потребители, которые добросовестно платят, получат возможность сделать перерасчет затрат. И выплаченные излишки либо вернут, либо зачтут в счет предстоящих платежей.

Соответствующая работа ведется и у нас, на региональном уровне. Управлению по тарифному регулированию поставлена задача выполнить такие расчеты. И как только правительство области получит законное обоснование от правительства РФ, как только будет снижен федеральный фактор, то есть цена генерации энергии на оптовом рынке, составляющая ФСК, по совокупности этих факторов будут установлены новые тарифы на электрическую энергию, рост которых не превысит 15 процентов. Причем 15 процентов в среднем по субъекту. То есть у кого-то будет рост меньше, у кого-то больше. Это зависит от методики счета и установления тарифов по группам потребителей.

Эта работа должна быть закончена в мае текущего года.

Также предписывается органам исполнительной власти субъектов РФ на своем региональном уровне привести в соответствие стоимость сетевого тарифа и величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика до величин, которые в совокупности не превышали бы 15-процентный рост.

- Если нам на федеральном уровне укажут срезать генерацию, сетевую составляющую, то мы постараемся минимально затрагивать инвестиционную составляющую. Потому что особой погоды в тарифе она не делает, но при этом хоть как-то даст развиваться региону. Хоть что-то мы будем строить. Готовятся изменения в нормативно-правовые акты РФ. Одним из них будет возможность регулирования, изменения сетевого тарифа с учетом выполнения инвестиционной программы. Сейчас заканчивается первый квартал. Мы обязательно проверим, как обе наши сетевые организации, которым мы учли инвестиционную составляющую в тарифе (филиал МРСК Северо-Запада «Колэнерго» и «Мурманская горэлектросеть»), реализовали инвестпрограмму за это время. И если они ее не реализовали, тогда со спокойной душой будем срезать инвестиционную составляющую. Мы не допустим таких вещей, когда в тарифе инвестсоставляющая есть, организация ее получает в виде платы за оказание услуг, но при этом не реализует.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ