25.05.2011 / Экономика

«Атомфлот»: с позиции открытости

Фото: Ещенко С. П.
Хранилище ОЯТ контейнерного типа.

- Наша позиция - открытость. Используемые нами технологии должны быть понятны общественности. Люди должны быть уверены, что никто ничего не скрывает, - обратился к членам общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав РУКША.

В состав общественного совета входят ученые, специалисты-атомщики, представители властных структур и неправительственных экологических и природоохранных организаций. На днях они посетили «Атомфлот». Следует заметить, что это не первый визит членов совета на это предприятие. Год назад они уже здесь побывали. Но атомная отрасль, особенно после недавних событий в Японии, требует постоянного внимания. В том числе и со стороны общественности.

- У нас, конечно, есть вопросы. Думаю, что в ходе этого визита мы получим на них полноценные ответы, - подчеркнул секретарь совета Сергей Жаворонкин.

И первый вопрос - он не имел прямого отношения к цели визита, но члены совета просто не могли его не задать - касался ситуации на атомном ледоколе «Таймыр». «Мурманский вестник» уже сообщал, что при плановом завершении работы в Енисейском заливе система радиационного контроля атомохода зафиксировала в вентиляции помещения реакторной установки незначительное повышение радиоактивности воздуха. После чего ледокол на дизельном ходу вернулся в Мурманск.

- Место течи найдено, - сообщил Вячеслав Рукша. - Ситуация, можно сказать, классическая - микротрещина. Правда, чуть меньше, чем по предварительной оценке. Чисто юридически процедура расследования пока продолжается.

- Длина трещины 10-12 миллиметров, - добавил главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - В настоящее время проводится проверка всех остальных систем и швов. У нас разработана своя технология ремонта, и сейчас мы ждем подтверждения от конструкторов. Теперь нужно вырезать этот кусок и провести исследования, чтобы понять в чем причина произошедшего.

Столь же обстоятельно и открыто руководители «Атомфлота» рассказали членам общественного совета о других аспектах деятельности своего предприятия.

Радиоактивные отходы (РАО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) стали накапливаться здесь с момента создания атомного ледокольного флота. РАО - это узлы, детали, механизмы ядерных энергетических установок, а также инструменты и материалы, имеющие наведенную активность. Еще несколько десятилетий назад на «Атомфлоте» вступило в строй хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО). Впрочем, их хранение здесь изначально планировалось как временное - на три-пять лет. За это время на Кольском полуострове должен был быть построен могильник РАО. Предполагалось также захоронение подобных отходов в море.

Но время внесло свои коррективы в эти планы, могильник так и не был по-

строен, затопление РАО в морских глубинах также было запрещено. В результате к 2005 году заполнение хранилища контейнерами с низкоактивными ТРО более чем втрое превысило проектное. Контейнеры приходилось размещать в том числе и на открытых площадках. Да и сами они не отвечали требованиям хранения, ибо были предназначены для захоронения в море.

Дальнейшее накопление отходов грозило просто-напросто парализовать деятельность предприятия. Поэтому еще в 2006 году был разработан план мероприятий по их приведению в нормативное состояние. Годом позже правительство России утвердило федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Она включает в себя и комплекс мероприятий по приведению накопленных на «Атомфлоте» РАО и ОЯТ в нормативное состояние хранения.

При этом решаются следующие стратегические задачи: во-первых, подготовить накопленные за долгие годы ТРО к передаче на длительное хранение. Во-вторых, уменьшить их объем за счет более компактного складирования в контейнеры. Для этого была разработана технология кондиционирования радиоактивных отходов, разработан новый тип контейнера, где опасное содержимое может храниться до пятидесяти лет.

Эти задачи успешно решаются. На предприятии действует линия кондиционирования негорючих и крупногабаритных низкоактивных ТРО (к кондиционированию их более опасных собратьев приступят чуть позже). Здесь их упаковывают в уже упомянутые выше специальные контейнеры нового образца. Для более рационального использования емкости крупные фрагменты измельчают на ножницах-гильотине, способных разрезать сталь до 60 миллиметров толщиной. Кстати, за счет кондиционирования объем ТРО удалось уменьшить без малого вдвое.

Затем контейнеры (под открытым небом уже давно ничего не складировано) поступают во временное хранилище кондиционированных РАО. Отсюда им предстоит отправиться в Сайда-губу, где возводится комплекс длительного хранения радиоактивных отходов и реакторных отсеков утилизированных атомных субмарин.

Готова приступить к работе и еще одна линия. Она предназначена для ТРО габаритами помельче, а также тех, что можно спрессовать. Они будут поступать с ледоколов в контейнерах. Их краном перегрузят на тележку, которую закатят внутрь помещения. Зимой контейнеры будут отогревать. После этого их содержимое поступит в приемно-сортировочный бокс. Здесь радиоактивные отходы предстоит, как обычный мусор, рассортировать по видам: горючие-негорючие, прессуемые-непрессуемые. Куски металла будут попутно разрезать на более мелкие фрагменты.

Непрессуемые ТРО упакуют в бочки. Те, которые можно измельчить, пропустят через шредер. Затем их ждут все те же бочки и пресс. Процесс довольно простой: подпрессованные бочки вновь досыплют измельченными отходами и возвратят под пресс до их заполнения. Затем бочки паспортизируют и уложат в стандартные двадцатифутовые контейнеры. В перспективе контейнеры также отправятся в Сайда-губу. Там эти ТРО можно будет спрессовать еще сильнее. Прямо в бочках. Благо, что те - специальные, так называемые складывающиеся.

Членам общественного совета также показали хранилище ОЯТ контейнерного типа.

- Очень большой объем работ связан с модернизацией пункта перевалки ОЯТ, - подчеркнул Мустафа Кашка. - Прежде всего это береговой пост загрузки транспортных контейнеров, а также монтаж нового крана в хранилище.

Отработавшее ядерное топливо от текущей деятельности «Атомфлота» отправляется на переработку на комбинат «Маяк». Но переработать там можно не все ОЯТ - нет пока соответствующих технологий. Для топлива, процесс «реинкарнации» которого еще впереди, на «Атомфлоте» построено - кстати, первое в России - сухое, то есть не затапливаемое водой, хранилище. Оно рассчитано на 50 контейнеров. Сейчас там уже складированы 28.

Контейнеры с ОЯТ предварительно тщательно готовят к длительному (до 50 лет) хранению. Сначала их вакуумируют, затем внутренние полости заполняют аргоном, а пространство между двойными крышками - азотом. Уже складированные контейнеры постоянно подключены к системе контроля.

Чтобы понять, насколько надежна эта упаковка, достаточно сказать, что на испытаниях контейнер сбрасывали с высоты 9 метров (а его масса - 40 тонн) на штырь. И он при этом полностью сохранял свою геометрию.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Хранилище ОЯТ контейнерного типа.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.05.2011

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня