29.06.2011 / Экономика

Клиент всегда неправ

Жители Мурманска продолжают жаловаться на шокирующе высокие цифры за потребление электроэнергии в квитанциях по оплате ЖКУ, а министерство энергетики и ЖКХ области продолжает разбираться с этой проблемой. На очередном заседании межведомственной комиссии ответ держали представители двух управляющих компаний - ООО «Октябрьское ЖЭУ» и ЗАО «Севжилсервис».

От забора до обеда

Буквально с первых минут совещания членам комиссии, в которую входят представители министерства энергетики и ЖКХ области, прокуратуры, Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции и других организаций, стало ясно, что главная причина непомерных начислений - не ошибки или злой умысел со стороны УК. Главная беда в том, что очень многие бойцы жилищного фронта искренне уверены, что их главная задача - собирать с жильцов деньги. Причем настолько искренне, что даже не считают нужным это скрывать. И убедить их в том, что смысл работы управляющих организаций - оказание услуг населению, а главный объект забот - именно оно, население, оказалось для комиссии задачей весьма непростой.

Жители домов, которыми управляет «Октябрьское ЖЭУ», в феврале получили квитанции с предупреждением: в следующем месяце им будет сделан перерасчет за электроэнергию, потребленную... «за период с начала управления домом по 31 декабря 2010 года». Как говорится, от забора до обеда. Сказано - сделано. И в следующем месяце в платежках многих жителей центрального округа появились сногсшибательные цифры. Доплата порой доходила до 1000 рублей. Некоторые «шибко грамотные» попытались проверить правильность начислений, применив девятую формулу 307-го постановления правительства РФ, по которому, по идее, должен осуществляться расчет в домах с общедомовыми приборами учета. Но не тут-то было. В итоге эти квитанции стали предметом разбирательства на комиссии министерства.

- Жалоб много, - констатировала начальник отдела управления Роспотребнадзора по Мурманской области Татьяна Юдина. - Люди говорят, что они все время платили по нормативу, и вдруг в марте получают квитанции с перерасчетом за общедомовые расходы за 2010 год. Суммы нешуточные. Что это за схема, кем она выдумана и как она вообще соотносится с законодательством?

- Нам тоже поступает очень много жалоб, - сказала Ирина Торотенкова, председатель комитета по жилищной политике администрации города Мурманска. - И мы не знаем, как все это объяснить жителям. А «Октябрьское ЖЭУ» последнее время нам даже ответов не дает.

- Мало того что не дает, - продолжила Юдина. - Когда проводится проверка, юристы компании врываются, изымают документы, настраивают работников этой организации ничего не подписывать. То есть имеет место просто недопустимое законом противодействие. Корреспонденция не принимается, ответы на запросы не даются. С какой целью вы вообще пришли на этот рынок? В домах крысы, мыши, тараканы, счета баснословные - да еще такое поведение!

- Я поддержу Роспотребнадзор, - принял эстафету от коллег по комиссии заместитель министра энергетики и ЖКХ области Владимир Софьин. - Я тоже провожу прием граждан, и люди жалуются, что не могут достучаться до работников вашей УК и задать вопросы. Пришлось мне самому высчитывать эти квитанции. И я не понял, что у вас с нормативами? Откуда вы взяли такую методику расчетов?

Коммунальный микс местного розлива

Представители «Октябрьского ЖЭУ» начали с того, что не готовы отвечать на вопросы относительно методики расчетов платежей. Мол, знай они заранее, подготовились бы.

- Тема была обозначена - выставление счетов за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. Что может быть более конкретного? - недоумевал замминистра.

- Мы же не знали, что вы про методику будете спрашивать. Может, вы про дворовое освещение или еще про что-то собирались говорить, - парировала его замечание заместитель директора ООО «Октябрьское ЖЭУ» Людмила Преснухина.

- Но если вы практически используете эту методику, вы должны ее знать? - задала вполне закономерный вопрос консультант министерства Марина Кравченко.

- Я не буду дебатировать с вами! - продемонстрировала командный голос руководитель компании. Но тут же сменила гнев на милость и пояснила, что в УК делали расчет платежей за электроэнергию не по 307-му постановлению, а по 404-му, применяя норматив 7 киловатт-часов на человека.

Собственно, для расчетов применен был даже не норматив, а его составляющая. Кравченко пояснила, что с 1 января этого года полномочия по утверждению нормативов осуществляет министерство энергетики и ЖКХ области, а не управляющая компания. Кроме того, в постановлении правительства нет такого норматива. Эта величина не применяется для определения размера платы гражданами за коммунальные услуги. Поэтому применение такого норматива для оплаты - это явное нарушение федерального жилищного законодательства.

Представители «Октябрьского ЖЭУ» оправдывались: мол, на нарушения их толкнули обстоятельства. Нужно было оплачивать ресурс, а начальных показаний внутриквартирных счетчиков только приступившей тогда к работе компании «Колэнергосбыт» не передал.

- Мне все-таки интересно, почему переход на правила, которые должны были применяться еще с 2006 года, осуществляется в 2011 году, - настаивал главный специалист ГЖИ Михаил Кочубейник.

- Мне тоже, - поддержал его Владимир Софьин, - тем более в присутствии прокуратуры.

- Мы на них перешли давно, вы не так поняли. У нас микс, - объяснили представители «Октябрьского ЖЭУ», чем очень насмешили собравшихся. - Мы поступили по аналогии с отоплением. Там же каждый месяц берется одна двенадцатая, а потом делается перерасчет. Мы сейчас собираем показания индивидуальных счетчиков и планируем уже с июля перейти на ежемесячные расчеты по 307-му. И потом, - добавили они, - если бы мы сумму, которую нам «КРЭС» предъявил к оплате, перекинули на те единичные индивидуальные показания, которые у нас на тот момент были, люди получили бы платежки с десятками тысяч рублей.

Вот так. То есть жильцы должны еще и спасибо сказать, что счета в конечном итоге оказались не такими большими, как могли бы быть. Между тем по закону управляющие компании обязаны полностью рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями, независимо от того, расплатились ли по счетам жильцы. По логике законодателей это должно было подвигнуть УК вести активную работу с должниками. Может, это не совсем справедливо, но во всяком случае вполне логично. Управляющая компания - коммерческая организация, закладывающая в свои доходы прибыль, но при этом сознательно идущая на коммерческие риски. Да и доводы типа «средства на погашение долгов пойдут опять же из кармана жильцов» не очень состоятельны. Коммерческая организация должна зарабатывать, а не сидеть сиднем на собранных с жильцов средствах. Конечно, для маленьких УК рассчитываться за должников из своего кармана может означать разорение, поскольку доля жилищных услуг в платежах жильцов в разы меньше, чем доля РСО. Но не для крупных. Вместо того чтобы работать, УК (опять же не все, но многие), пользуясь правовой безграмотностью и пассивностью большинства граждан, попросту перераспределяют долги среди добросовестных плательщиков. Так что выражение «за того парня» скоро вовсе утратит свой первоначальный поэтический смысл, превратившись в принцип распределения жилищно-коммунальных платежей.

На прием в УК через министра

Коллег по бизнесу поддержал генеральный директор ЗАО «Севжилсервис» Владимир Афанасьев.

- У нас в управлении 236 домов и 250 миллионов долга, - сказал он. - Мы подаем по 80 обращений в суд в месяц. Больше не принимают. Люди не хотят платить за других. И когда СМИ говорят: «УК не предоставляют услуги - не платите», люди и не платят. Причем не платят вообще, а не только за жилищную услугу.

За жильцов вступилась областной прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Ольга Репчанская.

- Не надо считать граждан такими уж глупыми, - заметила она. - В квитанции за содержание и ремонт стоит тысяча с лишним рублей, а по факту ничего не делается. И вы удивляетесь, что люди не хотят платить за это?

Татьяна Юдина подчеркнула, что большинство граждан, обращавшихся в Роспотребнадзор по поводу проблем с жилищными компаниями, считают: с ними не хотят работать, игнорируют. Это вызывает настороженность, социальную напряженность. УК, конечно, не обязана инициировать собрания собственников. Но информировать-то граждан никто не запрещает, даже наоборот. Тем не менее редкие управляющие компании ведут разъяснительную работу с жильцами.

- Мы газету выпускаем, - отреагировали руководители «Октябрьского ЖЭУ».

- А у нас на сайте все разъяснено, - не остался в стороне гендиректор «Севжилсервиса».

И эти две фразы - еще одно доказательство того, что работа управленцев вообще не ориентирована на жильцов.

- Если бы вы все разъясняли, не было бы сегодняшнего совещания, - отрезал Софьин.

- Информацию вы обязаны предоставлять по закону. А с собственниками работать не хотите, это очевидно. К Владимиру Владимировичу (Софьину. - Прим. авт.) обратились жители одного из ваших домов, - добавил главный специалист управления министерства Андрей Мальцев, обращаясь к представителям «Октябрьского ЖЭУ». - И только после того, как он лично позвонил в УК, они смогли попасть на прием. По-другому никак. Вот показатель вашей работы и вашего отношения к людям.

Ирина Торотенкова за примерами далеко ходить не стала.

- С моим домом работают 4 организации: ЗАО «Севжилсервис», «Колэнергосбыт», «КРЭС» и Мурманская горэлектросеть. И ни одна из них не заинтересована в том, чтобы снять показания, свести их воедино, установить, есть ли несанкционированные подключения, не занижены ли показатели небытовых потребителей.

А подобное встречается сплошь да рядом. В ЖСК на Скальной, 6, председатель три года искала источник потерь электроэнергии. И только после того, как она установила параллельный счетчик на нежилые помещения, выяснилось, что показания там занижали в 3 раза. Ей пришлось потратить много времени и сил на переговоры с горэлектросетью, но она добилась, чтобы показания расхода на нежилые помещения снимали с ее счетчика.

- В первую голову именно УК должна быть заинтересована в том, чтобы постоянно снимать показания индивидуальных приборов учета. А «Севжилсервис» их не снимает и не проверяет.

Важность работы с конкретным собственником подчеркнула также первый заместитель генерального директора ООО «КРЭС-Альянс» Татьяна Иванова:

- Далеко не все компании снимают показания индивидуальных счетчиков на своем жилфонде. А если и снимают, то не всегда качественно. УК не предлагают своим жителям работу по контролю и замене приборов учета. К примеру, дом 23/2 на проспекте Героев-североморцев, управляющая компания «Севжилсервис». По этому адресу было проверено 40 ИПУ. Из них 32 не соответствуют нормам законодательства по классу точности, и 9 приборов не имеют пломб, что означает явное воровство. Улица Зои Космодемьянской, 34, «МУ ЖСК». Проверено 14 приборов. 5 из них не имеют пломб, 10 не соответствуют классу точности. Дом № 3 на Героев Рыбачьего. Из 30 проверенных 6 не соответствуют классу точности, на одном нет пломбы. То есть воровство среди жильцов распространено очень широко, и над этим надо работать.

Когда телега впереди лошади

Заместитель директора ООО «Служба инженерных сетей» Игорь Коновалов обратил внимание членов комиссии на то, что контроль за потреблением электроэнергии в домах надо начинать с инженерных сетей.

Здания проектировались с учетом нагрузки на квартиру не более 2-4 киловатт. Сегодня мощность потребления увеличилась в разы, а сети давным-давно никто не менял. Поэтому при росте силы тока в сети всего-то на 1 ампер потери возрастают на 10 процентов и составляют уже 20 процентов.

- Сети - это капремонт, на который должны дать свое волеизъявление собственники. Еще один момент. Если общедомовой прибор учета имеет класс точности единица, а индивидуальные - класс точности двойка. Вот этот разнобойчик куда пойдет? В общедомовые сети.

- Мы не с той стороны подходим к решению проблемы, - продолжил развивать тему Владимир Афанасьев. - Мы будем уговаривать людей ставить новые счетчики, а когда через месяц они впервые снимут с них показания, у них волосы дыбом встанут. Потому что новые приборы чувствительнее, и при том же потреблении их показания окажутся в два-три раза больше. При старом счетчике все это отправлялось в общий котел. Люди должны все это знать. Кроме того, при увеличении потребления изношенные сети начнут гореть, а вместе с ними и счетчики. Поэтому начинать надо с сетей. Но мы обслуживающая организация. Мы обслуживаем то, что имеется.

С этим мнением трудно не согласиться. Логика авторов реформы ЖКХ сводилась к тому, что, установив приборы учета, собственники будут стремиться уменьшить свои расходы на потребленные ресурсы, то есть начнут менять коммуникации. Почему-то никому не пришло в голову, что, увидев большие показатели, люди попросту начнут выводить из строя приборы учета. Поэтому, прежде чем устанавливать их, надо привести в порядок сети. В конце концов, разве желание не сжечь свою квартиру из-за короткого замыкания на старых сетях не является достаточным стимулом к ремонту? А вот насчет обслуживания того, что имеется, генеральный директор «Севжилсервиса» немного слукавил. Собственники для того и нанимают управляющую организацию, чтобы она информировала их, в каком состоянии находятся те или иные объекты коммуникаций и какие работы с ними необходимо проводить. В том числе капитальные. А уж решение, проводить ремонт или нет, остается за самими жильцами.

В итоге Владимир Софьин обязал руководство обеих управляющих компаний за 4 месяца провести энергоаудит как минимум 15 процентов их жилого фонда, заактировать и представить документы в министерство. Активизировать работу с должниками за электроэнергию и в течение трех недель представить конкретные цифры, сколько исков в суде, сколько дел в исполнительном производстве и т. д. Замминистра также обратил внимание на идею, высказанную Ириной Торотенковой, по установке внутриквартирных счетчиков, автоматически передающих показания на головной компьютер управляющей организации.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.06.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня