29.06.2011 / Экономика

Судьбу порта решат рыбаки?

Откровенный разговор о штрафах, ценах и кадрах состоялся в правительстве области

Фото: Федосеев Л. Г.

- Сделано за прошедший период немало, но и проблем у мурманского рыбохозяйственного комплекса еще достаточно. Готов выслушать конструктивные и четкие предложения по их решению, - с таким пожеланием обратился к собравшимся губернатор Дмитрий Дмитриенко, открывая ставшую традиционной встречу накануне Дня рыбака.

К своему профессиональному празднику промысловики Северного бассейна подходят с действительно достойными результатами. Общий улов за минувший год составил 664,1 тысячи тонн, что на 9 процентов выше показателей года предыдущего. И уже с начала 2011-го добыто более 317 тысяч тонн водных биоресурсов. По отгруженной рыбопродукции предприятия региона занимают второе место в России (свыше 20 процентов от общего количества), немногим уступая лишь Камчатскому краю. Наконец, освоение выделенной квоты достигло в прошедшем году 93 процентов, а прибрежной квоты так и вообще почти 100 процентов.

Однако почивать на лаврах некогда. К тому же все еще многочисленные контролирующие органы этого не позволят. А потому выступающие сразу взяли, что называется, быка за рога. И примеры стали приводить весьма впечатляющие.

Первым из рыбопромышленников выступил генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный:

- Парадоксальная картина получается: чем больше предприятие получает квот, по которым добывает рыбу для насыщения внутреннего рынка, тем больше наказаний на него накладывается. Если с таможней взаимоотношения налаживаются, то вот морская инспекция пограничного управления не первый раз пытается как-то по-новому трактовать официальные нормативные документы. Это, в частности, относится к доставке в Мурманск рыбопродукции по прибрежной квоте. Есть постановление правительства, определяющее порядок такой доставки либо добывающим эту квоту, либо транспортным судном. Но на последнее, по мнению погранслужбы, перегрузка не предусматривается в классификаторе видов деятельности, относящихся к прибрежному рыболовству. На «нарушителей» накладываются запредельные штрафы. Совсем недавно одному из капитанов начислили 11 с половиной миллионов (!) рублей. Ему сейчас 64 года. Если продолжит работать, представьте, сколько ему потребуется лет, чтобы ежемесячно выплачивать по 30 тысяч рублей.

Между тем есть письмо Росрыболовства, согласованное с пограничным управлением, где четко прописан порядок перегрузки улова на транспортные суда в исключительной экономической зоне РФ.

- Ситуация с прибрежным рыболовством с годами изменилась, - высказал свое мнение губернатор, - поэтому необходимы и поправки в действующий закон о рыболовстве, другие нормативные акты с учетом нынешней обстановки. Готовьте свои предложения. А пока, если возможно уладить вопрос на региональном уровне, поддержу ваше обращение в управление пограничной службы по Мурманской области. И вернемся к проблеме через три недели.

Директор ЗАО «Сфен» Виталий Касаткин вновь заострил внимание на проблеме взаимоотношений с норвежцами вокруг архипелага Шпицберген. После подписания Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане наши соседи в одностороннем порядке все активнее пытаются установить полный контроль за этим районом. Где мы, между прочим, добываем до 30 процентов всей рыбы. Дело идет к выдавливанию российских рыбаков из акватории архипелага, а затем и полного для нас закрытия района.

- В законодательных актах Росрыболовства, - напомнил Виталий Касаткин, - есть пункты, определяющие, как мы должны работать в данном районе. Но сегодня они вступают в противоречие с российско-норвежским договором о разграничении. Не думаю, что у Росрыболовства хватит сил, прав и желания идти на конфликт с норвежской береговой охраной.

- До 7 июля, когда Договор окончательно вступит в силу, - заметил Дмитрий Дмитриенко, - еще есть время внести последние предложения от мурманских рыбаков. На днях я буду в Москве, где и передам их в соответствующие инстанции, вплоть до министерства иностранных дел.

Второй вопрос, поднятый Виталием Касаткиным и вызывающий серьезную тревогу у его коллег, касался предстоящей приватизации Мурманского морского рыбного порта. Есть опасение, что при новых владельцах он может попросту перестать быть рыбным. Его перепрофилируют на другие виды грузов.

- Вопрос и в самом деле непростой, - констатировал губернатор, - на территории порта очень много собственников различных форм владения. Надо бы всем действительно заинтересованным в судьбе предприятия лицам подготовить коллективное обращение к тем собственникам, кто не имеет непосредственного отношения к основному виду его деятельности. С тем, чтобы сохранить ориентированность порта на рыбу.

Как вариант, была высказана идея: пользователям услуг порта принять участие в акционировании предприятия. Инициатива тут должна исходить от самих рыбаков. А их озабоченность судьбой ММРП губернатор Дмитриенко полностью разделяет.

Председатель правления НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко поднял проблему, связанную с реализацией продукции рыбаков-прибрежников. До 80 процентов улова они поставляют на перерабатывающие фабрики. Но никак не могут договориться с их владельцами о ценах на сырье. Выступающий предложил региональной власти стать своего рода посредником между сторонами. «Помочь найти взаимопонимание мы всегда готовы, - подтвердил губернатор, - но как вы себе представляете регулирование цен областным правительством в рыночных условиях?» В этом вопросе Дмитрия Дмитриенко поддержали и представители рыбоперерабатывающего комплекса. В частности, управляющий ЗАО «РПФ «Вариант» Михаил Минасян.

- Может быть, на какой-то определенный срок устанавливать фиксированную цену на продукцию прибрежников, - конкретизировал свое предложение Анатолий Евенко.

- Возможно лишь формировать цену с учетом дальности района промысла, доставки улова оттуда, прочих затрат. Тогда представители прибрежников и переработчиков за столом переговоров и смогут договориться о по-настоящему справедливой цене, - считает губернатор.

Исполнительный директор ЗАО «Мурманский траловый флот» Николай Карлин напомнил собравшимся о кадровой проблеме. В немалой степени она связана с тем, что практически сразу по окончании отраслевых учебных заведений выпускники получают повестку из военкомата. После службы далеко не все из них идут на рыбопромысловый флот.

- Этот вопрос мы уже поднимали, - отметил Николай Карлин, - в курсе проблемы и куратор отрасли вице-премьер Зубков. Но пока все остается по-прежнему. Может, имеет смысл заменить курсантам рыбопромышленных вузов и ссузов год службы в Вооруженных силах на три года обязательной деятельности на судах рыбодобывающего флота? Поверьте, работа в море немногим легче армейской. И навыки морского дела не забудутся. Наоборот, подобная трехгодичная практика пойдет только на пользу будущим штурманам и старшим механикам.

Выступающего дополнил Юрий Задворный. Практика ребятам действительно необходима. Но и платить за нее надо соответственно. Чтобы после пары таких длительных выходов в море молодой человек мог купить не какую-никакую, а вполне приличную иномарку. И чтобы знал: достаток этот принес ему нелегкий морской труд. Гордился своей профессией, как когда-то все мы, здесь собравшиеся. А то сейчас приглядитесь: много ли в нашей рыбной столице людей в морской форме? За день не встретишь! Да что там, боевые армейские офицеры все больше поверх формы накидывают цивильную курточку. Стесняются. Уважение к форме надо возвращать. Это не каприз, а дело чести.

Депутат регионального парламента Геннадий Степахно напомнил о необходимости постоянного присутствия в зоне архипелага Шпицберген российских судов рыбоохраны. А еще - о повышении статуса подразделения правительства области, отвечающего за рыбохозяйственный комплекс.

- На Дальнем Востоке есть министерство рыбной промышленности, в Калининградской области - региональное агентство по рыболовству. У нас - комитет, каких много, да и его руководитель больше года ходит с приставкой «и. о.» В московских ведомствах, где мурманчанам часто приходится бывать по делу, подобным вещам придают немаловажное значение и отношение к просителю соответствующее.

Подводя итоги встречи, губернатор Дмитриенко вернулся еще раз к ситуации с рыбным портом. По его мнению, многие проблемы предприятия поможет решить создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Как, впрочем, и самих рыбаков, увеличивших в последнее время количество заходов своих судов в Мурманск.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.06.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня