13.09.2011 / Экономика

Подсчитали - прослезились

Удастся ли совместить интересы жильцов и поставщиков электроэнергии?

Мурманчане продолжают жаловаться на огромные счета за электроэнергию. В первую очередь это касается оплаты жильцами общедомового ее потребления. Комиссия, специально созданная министерством энергетики и ЖКХ области, уже несколько месяцев разбирается в причинах такого явления. Оказалось, что их множество. Это и несанкционированные подключения к общедомовым электросетям, и объекты городской инфраструктуры, тоже подключенные к домам, и плохая работа управляющих компаний, и воровство, и недисциплинированность самих граждан. Зачастую плата за электроэнергию в местах общего пользования еще и рассчитывалась неправильно. Но зато так, как было удобно жилищникам.

Закон один - деньги

Одни придумывают коктейли из разных методик расчетов, подгоняя их под те показания приборов учета, которыми располагает управляющая компания. Другие применяют «немного измененную» формулу, которая «стимулирует жильцов передавать показания»... В общем, кто во что горазд.

- Мы уже сталкивались с тем, что управляющие компании начисляют платежи по формулам, которые изобретают сами, - сказала председатель комитета по жилищной политике администрации Мурманска Ирина Торотенкова. - Орган местного самоуправления может сделать свой расчет, сравнить с тем, который предъявляют тому или иному жильцу и дать свое заключение. Если и у нас получается большой коэффициент (напомню: он показывает, какую долю электричества, использованного на общедомовые нужды, должен оплатить собственник определенной квартиры. - О. Д.), мы отправляем результаты на рассмотрение рабочей группы. Там изучают конкретно каждый дом на предмет различных нарушений, чтобы их ликвидировали и коэффициент в результате снизился. Мы направляли письма и в расчетные центры, и исполнителям ЖК услуг с указаниями, что расчеты нужно осуществлять строго по правилам 307-го постановления правительства страны. Только кроме рекомендаций способов воздействия на жилищников у нас нет.

Иными словами, нарушения при расчетах, которые позволяют себе управляющие компании, ни для кого не новость. Но, оказывается, то же самое может позволить себе и независимая биллинговая компания.

- УК «Центурион» изобрела какую-то неясную формулу, которую поручила применять МУП «МРИВЦ» для расчетов с жильцами, - сообщила начальник отдела управления Роспотребнадзора по Мурманской области Татьяна Юдина. - Мало того, что эти расчеты неверны математически. Люди в результате хронически не доплачивают. И в один прекрасный момент им придут огромные счета, как это уже не раз бывало в домах других компаний. Не исключено также, что кто-то, приобретя квартиру, получит вместе с нею и долги, скопившиеся за какой-то прошедший период. И тут, конечно, вопрос к «МРИВЦ»: как вы можете брать эти письма с поручениями от управляющей компании за основу своей работы? Ведь статья 422 Гражданского кодекса предполагает свободу договора по усмотрению сторон только при одном условии - если иное не предусмотрено законом и нормативными актами. В данном случае расчеты должны вестись исключительно по правилам, утвержденным 307-м постановлением правительства. А вы руководствуетесь письмами управляющей компании. Это очень странно.

Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр был создан еще в 1976 году для ведения расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги. Когда началась реформа ЖКХ, он стал биллинговой компанией и долгое время оставался единственным на рынке коммунального биллинга в Мурманске. И уж кто-кто, а работники «МРИВЦ» на расчетах за услуги жилкомхоза собаку съели.

На совещании центр представляла и. о. директора предприятия Алена Кузнецова. Поясняя свою позицию, она сообщила членам комиссии много нового и интересного.

- УК может созвать собрание и изменить формулу, - сказала она. - Я не могу комментировать, почему «Центурион» применяет такие формулы. С другой стороны, считаю, что в принципе они стимулируют жителей сообщать показания счетчиков. Ведь на тех, кто этого не делает, показания распределяются пропорционально занимаемым квадратным метрам. Эти формулы на данный момент уже включены в 354-е постановление.

Члены комиссии объяснили руководителю «МРИВЦ», что, во-первых, по Жилищному кодексу собрание собственников, как и управляющая компания, не имеет права менять формулу начисления платежей, если для этого нет законных оснований. Во-вторых, количество квадратных метров жилья используется только при расчетах за жилищную услугу. В-третьих, новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные 354-м постановлением, еще не вступили в силу. Все работают пока по правилам 307-го постановления.

- Понятие справедливости у каждого человека свое, и оно не всегда согласуется с законом, - заметил первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Владимир Софьин. - Допустим, я считаю, что жильцы без счетчиков должны платить в четыре раза больше, чем те, у кого они есть. Но применить это на практике не имею права, потому что это нарушение закона. Я понимаю, вы коммерческая организация. У вас есть договор с заказчиком, и он вам рекомендует делать именно так. Однако это неправильно с точки зрения законодательства.

- Но мы же исполнители! - убеждала Алена Кузнецова. - По имеющейся у нас информации «Центурион» полностью распределяет общедомовые показания. Просто формула, по которой общедомовое потребление распределяется между жителями, не такая, как в 307-м постановлении. Такое решение было принято, потому что УК дала нам поручение, а все риски взяла на себя. На тот момент расчетный центр решил, что пойти навстречу заказчику возможно.

- Вычислительные центры должны работать в рамках законодательства, - стояла на своем консультант министерства Марина Кравченко.

Ответ и. о. директора «МРИВЦ» несколько шокировал участников совещания:

- Я считаю это спорным вопросом, потому что у меня есть заказчик, - заявила она. Но, заметив реакцию на свои слова, поторопилась поставить точку в споре: - После того как в Роспотребнадзоре посмотрели все эти варианты расчетов, мы переформатировали свою работу...

- На будущее, чтобы УК не вводили вас в заблуждение, имейте в виду: несмотря ни на какие заверения жилищников, что они берут на себя ответственность за нарушение закона, вы разделяете коммерческие риски вашего заказчика, - проинформировала руководителя биллинговой компании Татьяна Юдина. - Статьи 421 и 422 Гражданского кодекса гласят, что условия договора, если они противоречат законодательству, считаются ничтожными. Поэтому, если придется отвечать в суде, вы будете нести материальную ответственность наряду с управляющей компанией.

О возможных последствиях такой уступчивости расчетных центров рассказала генеральный директор ООО «КРЭС» Елена Присяжнюк.

- Представьте, что в следующем месяце дом, который рассчитывался вот так - криво-косо, переходит в другую УК и другой биллинговый центр. Предыдущая компания подает в суд на неплательщика. В суде этот собственник показывает квитанцию и говорит: «Как мне начисляли, так я и платил». Соответственно, доплачивать он ничего не будет. УК, в свою очередь, не сможет рассчитаться с ресурсниками. Значит, денег не получат ни сетевая компания, ни генерирующая. В итоге все останемся без света. Такие управляющие компании точно так же, как люди, вовремя не передающие показаний, думают только о себе.

Защитили пенсионеров - стали должниками

Весьма критично представители ресурсоснабжающей компании отозвались и о деятельности другого расчетного центра - ООО «ЕРЦ-Биллинг», обслуживающего управляющую компанию «Наш дом». Там ввели свой единый платежный документ и позволили людям расплачиваться за электроэнергию месяцем позже.

- Наши жильцы, оплачивая квитанцию, скажем, за июнь, указывают в ней свои показания на конец июня, а потребленный объем оплачивают в июльской квитанции, - рассказала о своем методе расчета директор центра Елена Морева. - Это дает возможность равномерно распределить платежи. Я пользуюсь 9-й формулой, никак ее не меняя. В числителе расход по общедомовому прибору учета, в знаменателе - сумма расхода по индивидуальным приборам учета.

По словам Моревой, показания передают, как правило, около 50 процентов жильцов. Оставшийся объем она делит на количество квартир тех, кто ничего не передал. Получается от 150 до 300 киловатт-часов на квартиру. Если кто-то, получив квитанцию, сообщает, что у него по счетчику не 300, а больше или меньше, вносится соответствующая корректировка. В результате потребление в местах общего пользования в домах УК «Наш дом» составляет около 9-10 процентов от индивидуального потребления. (Напомню, что в домах этой компании был проведен энергоаудит.)

- Когда у человека возникает вопрос «платить или не платить»? Когда ему приходит квитанция в 10 тысяч рублей за полгода. Для него это действительно шок. Передавать показания, платить, в том числе и за общедомовое потребление, обязан каждый. Но расходы должны быть адекватными и соизмеримыми с тем, что платишь за потребление в квартире. Мы считаем, что таким образом защищаем пожилых людей с холодильником, телевизором и лампочкой в 60 ватт и тех, кто добросовестно передает свои показания, от таких вот стрессовых ситуаций. С другой стороны, такая система, на мой взгляд, способствует тому, чтобы люди ответственнее относились к обязанности передачи показаний и оплаты счетов. И мы ожидаем, что наши старания дадут ожидаемые плоды и мы сможем вовремя собирать показания и рассчитываться с энергетиками, - закончила свое выступление директор «ЕРЦ-Биллинг».

На Елену Присяжнюк рассказ тезки не произвел никакого впечатления. И понятно почему.

- Нам тоже жалко пожилых людей, которые вынуждены жить в этих несоветских временах. Но вы расскажите о последствиях такой системы расчетов, - предложила она. - Вы изменили порядок сбора показаний, и они не соотносятся с теми счетами, которые приходят вам для оплаты за поставленный ресурс. В результате вы не можете выставить, а мы не можем собрать положенный объем денежных средств. Вы ведь уже получили иск от «Колэнергосбыта» и приходили подписывать мировое соглашение...

Коллегу и начальника поддержал ее первый заместитель Максим Капыт. Он заметил, что система, по которой работает «ЕРЦ-Биллинг», для жителей, может, и удобна. Она снимает недовольство и раздражение людей. Возможно, таким образом управляющая компания обеспечивает наиболее полный сбор сведений по приборам учета. Но есть и обратная сторона. К моменту разговора «Наш дом» имел задолженность в 2 миллиона рублей.

Елена Морева этот факт признала и пояснила, что часть долга сформировалась еще в 2010 году, до начала работы центра. Сейчас идет усиленная работа с должниками, и все полученные в оплату электроэнергии средства полностью перечисляются гарантирующему поставщику.

Все это, безусловно, важно. Но ситуация, возникшая в УК «Наш дом», весьма показательна. Жилищная компания во главу угла поставила интересы жильцов и их спокойствие. И что же?

- Выходит, если мы защищаем одних участников процесса, обязательно будет плохо другим, - сделал неутешительный вывод первый заместитель министра энергетики и ЖКХ области Владимир Софьин. - Сегодня по-другому не получается.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.09.2011

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня