01.11.2011 / Экономика

Чтоб закон не вышел боком

В последние годы государство уделяет достаточно много внимания повышению эффективности налогового контроля и качества налогового администрирования. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, полностью добиться баланса между интересами налогоплательщиков и налоговых органов до сих пор не удалось. Несовершенство законодательства, наличие правовых коллизий и различий в толковании установленных норм приводят к тому, что возникают административные барьеры. О наиболее важных для малого и среднего бизнеса проблемах в этой сфере мы беседуем с сотрудником налогового департамента регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Алексеем ОБУХОВЫМ.

- Насколько в нашей области малому бизнесу комфортно работать с налоговыми органами? Легко ли получить там необходимую информацию, что-то выяснить?

- Если брать областное управление Федеральной налоговой службы России, то налогоплательщик всегда может обратиться туда с вопросом через сайт. Такое интернет-общение получает все большее распространение. Что касается инспекций на местах, то порой хотелось бы, чтобы диалог с ними был более, если так можно выразиться, открытым.

- Но порой предприниматели сами не спешат туда обращаться. По-видимому, срабатывает устоявшийся стереотип: не высовывайся.

- Такое тоже имеет место. Особенно в небольших городах. Само сообщество предпринимателей еще не привыкло, что государство готово обсуждать и, главное, решать их проблемы. Это вопрос общей правовой культуры.

- Давайте перейдем к конкретным вещам. Что беспокоит малый и средний бизнес в плане налогообложения?

- Сейчас Госдума рассматривает законопроект о патентной системе налогообложения. Сам по себе это факт положительный. Для тех, кто по виду деятельности перейдет на работу по патенту, существенно упростится налоговая отчетность. Есть и другие плюсы. В развитие будущего федерального закона планируется принять аналогичный региональный. И самое важное - изначально определить разумную базовую доходность разных видов деятельности, подпадающих под новую систему. Мы уже участвовали в совещании в правительстве области на эту тему. «Опоре России» поручили рассмотреть ее, посчитать, реально оценить. Ведь если этот показатель окажется необоснованно завышенным, некоторые предприниматели будут пытаться уйти в тень. Или, скажем, в областном центре доходы выше, чем на периферии. Это тоже нужно обязательно учесть.

Еще один повод для беспокойства также связан с правовыми новациями. Речь идет о борьбе с так называемыми фирмами-однодневками. Президент России Дмитрий Медведев потребовал в кратчайшие сроки принять закон об ужесточении ответственности за их создание...

- На мой взгляд, это абсолютно правильно. Ведь создание таких фирм - это один из вариантов ухода от налогов.

- Безусловно. Но вполне оправданное ужесточение ответственности учредителей таких фирм может негативно сказаться на честном бизнесе. Одно дело, когда фирма-однодневка изначально создается для совершения фиктивных сделок. Совсем другое - когда она осуществляет реальные. В таком случае, если она будет признана незаконной, соответственно недействительными будут признаны и все сделки с нею. И как тогда быть честному покупателю? Он ведь понесет убытки. Причем ни за что ни про что. А как-то заранее проверить своего контрагента он возможности практически не имеет. Большинство сделок в малом бизнесе совершаются через Интернет с компаниями из других городов. Узнать у кого-то об их репутации не представляется возможным. Посмотреть выписку из ЕГРЮЛ? И что? Там внешне может быть все нормально. А доступ к иным документам у предпринимателя весьма ограничен: где-то банковская тайна, где-то - налоговая. Поэтому необходимо параллельно с принятием нового закона создать какой-то механизм, который позволит добросовестному бизнесу проверить надежность партнера и не отвечать за действия других лиц.

- Традиционно много нареканий у бизнеса по поводу налоговых проверок. В последнее время налоговая служба существенно сократила их количество. Бизнес вздохнул свободнее?

- В целом да. Но тем обиднее, что остались определенные технические нюансы, которые неплохо было бы сгладить. Так, например, при проведении проверки налоговый орган вправе не только ознакомиться с оригиналами документов, но также - что в данном случае важно - затребовать их копии. Так вот, в некоторых случаях налоговики изначально требуют копии всех документов. А их объем, особенно когда речь идет о среднем бизнесе, подчас очень велик. Для фирмы это расходы на ксерокопирование, отвлечение людей. Все это выливается в убытки. Если проверяющим передают оригиналы, то зачем им все копии? Они ведь, как правило, нужны только в случае выявления какого-либо нарушения. Так сказать, для его документального закрепления. Проверка может длиться до двух месяцев. Увидели нарушение - запросили копии необходимых документов. Это бы упростило всю процедуру.

- А в целом - с чем обращаются в ваш департамент представители малого и среднего бизнеса?

- Изначально в нашей региональной организации был юридический департамент. Но в августе этого года решили создать отдельно и налоговый. Потому что по этой тематике поступает много вопросов. Они, безусловно, самые разные. Но чаще всего связаны с процедурой. Не секрет, что малый бизнес часто не знает нюансы Налогового кодекса, в том числе и свои права. Поэтому вопросы касаются правомерности требований налоговых органов о предоставлении тех или иных документов, обязанности исполнять эти требования. Сейчас мы планируем ряд семинаров на тему «Права налогоплательщика при проведении налоговой проверки».

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.11.2011

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня