09.11.2011 / Экономика

Дорога к богатствам

Ее еще нет на карте, но де-факто она построена

Фото: Федосеев Л. Г.

Пресс-тур для журналистов в поселок Териберка организовала на днях компания ООО «Газпром добыча шельф», чтобы продемонстрировать ход работ на площадках, где планируется разместить береговую инфраструктуру Штокмановского проекта. Основными источниками информации и комментаторами увиденного стали зам. генерального директора «Газпром добыча шельф» Геннадий Гаврилин, начальник управления по организационно-техническому сопровождению Штокмановского проекта компании Шамиль Абдуллин, ведущий специалист ООО «ЦГИ» Дмитрий Михайлов. На нескольких автомобилях УАЗ почти трем десяткам журналистов была предоставлена возможность проехать по восьмикилометровой трассе строящейся автомобильной дороги от поселка Териберка к месту будущего возведения береговых объектов всех трех очередей Штокмановского проекта.

Мегапроект

Но сначала о скептиках. Не стоит отрицать, что жителям Мурманской области надоели разговоры о скором вводе в строй Штокмана, о появлении тысяч рабочих мест, поступлениях в бюджет миллиардов дополнительных рублей, газификации городов Кольского полуострова, которые долгие годы не были подкреплены реальными делами. Ведь с момента открытия месторождения прошло 23 года, а газа, как и остальных благ, не было и нет. Но нельзя не учитывать, что мы пережили развал СССР и плановой экономики, дефолт и кризис, безденежье и разруху. Оправившись от всех этих потрясений, Россия теперь начинает реализацию крупномасштабных проектов, среди которых особое место займет Штокман.

Не следует забывать, что нужно было завершить и доразведку месторождения, что и было сделано в 2006 году бурением 7-й разведочной скважины, прирастившей запасы Штокмана на 700 миллиардов кубометров газа, в общей сложности до 3,9 триллиона.

Жители Мурманской области с понятным нетерпением ожидают ввода Штокмана. Ведь он обеспечит газом 69 населенных пунктов в 18 муниципальных образованиях. При этом голубое топливо в 4 раза дешевле мазута, значит, можно ожидать снижения платы за отопление и горячее водоснабжение.

Газ должен начать поступать в трубопроводную сеть в 2016 году, а СПГ пойдет на экспорт в 2017 году - при условии, что окончательное инвестиционное решение по реализации первой фазы Штокмановского проекта будет принято в декабре 2011 года руководством ОАО «Газпром», компаний «Тоталь» и «Статойл». Вторую и третью фазы Штокмановского проекта призвано реализовать ООО «Газпром добыча шельф», компания, специально созданная для этих целей. Пуск второй фазы предположительно может состояться в 2019 году, третьей - в 2022 году.

При добыче углеводородного сырья будут использоваться современные техника и технологии, например, полупогружные буровые установки, две из которых - «Полярная звезда» и «Северное сияние» - уже построены.

Сама морская ледостойкая технологическая платформа будет представлять собой уникальное сооружение внушительных размеров: более 320 метров длиной, шириной 63 метра, водоизмещением 253 тысячи тонн. Она сможет отсоединяться от трубопроводов в случае опасности столкновения с айсбергами.

Геннадий Гаврилин отметил, что в ближайшее время будет проводиться тендер по проектированию, строительству и постановке на точку этой платформы. В мировой практике аналогов ей нет. При проектировании должно быть предусмотрено все. Ведь этому уникальному судну предстоит работать в море, не сходя с места, 50 лет. Гарантии технической надежности должны быть абсолютными.

Сложнейшие задачи придется решать и при прокладке подводных газопроводов, и при строительстве трех очередей заводов СПГ. В губе Орловка появятся три причала отгрузки СПГ, а в губе Корабельной - терминал по отгрузке газоконденсата, база портового флота, бункеровочная нефтебаза и база ликвидации розливов нефти.

Все эти места будущего строительства журналисты увидели в поездке.

«Мерседесы» для Териберки

Автодорога Териберка - губа Орловка стала главным свидетельством серьезности намерений «Газпрома» по освоению Штокмана.

Два года назад началась ее прокладка. Тогда мало кто верил, что вскоре дорога будет готова на 80 процентов и ожидает лишь асфальтирования и работ завершающей фазы. Этой дороги протяженностью 8200 метров еще нет на карте, но де-факто она уже существует.

При строительстве пришлось выполнить огромный объем работ - преодолеть шесть выемок. За словом «выемка» стоят масштабные взрывные работы, вывоз сотен тысяч тонн камня взорванных скал, завоз щебня и песка для отсыпки дорожного полотна. Достаточно сказать, что самая сложная выемка - это 525 тысяч кубометров скальных пород, которые пришлось взорвать, вывезти, раздробить и уложить в дорожное полотно.

Для выполнения работ компания ООО «Стройгазконсалтинг», которая выиграла тендер на строительство дороги, сумела сосредоточить на трассе 12 экскаваторов, 6 бульдозеров, способных перемещать многотонные валуны, 39 крупнотоннажных самосвалов «Мерседес». Круглосуточно здесь трудилось 260 человек. Для сотрудников компании был создан вахтовый городок со своей столовой.

Работали на строительстве дороги и жители Мурманской области. Среди них жители Териберки, сотрудники мурманского предприятия «Севервзрывпром», которое занималось на строительстве дороги взрывными работами, работники североморского предприятия «Карьер 2000». Из взорванного камня своими дробильными установками они производили щебень для отсыпки дорожного полотна. Мостостроителям пришлось выполнить работы по возведению трех мостов длиной 50, 37 и 35 метров.

На трассе встречались очень сложные участки. К примеру, чтобы спрямить дорогу и обеспечить прямую видимость не менее 600 метров, в пятую выемку пришлось уложить сотни тысяч кубометров скального грунта, подняв дорожное полотно на 34 метра.

Встреча с историей

В процессе строительства пришлось прокладывать объездную дорогу вдоль скал, дополнительно уложить в одну из выемок 120 тысяч кубометров скальных пород. На это пришлось пойти по требованию археологов. И обошлось это недешево, и времени было потеряно немало, но требования федерального законодательства должны выполняться. Более того, «Газпромом» на археологические изыскания были выделены немалые средства, достаточные для проведения археологических исследований несколькими десятками ученых и студентов, которыми руководил Владимир Шумкин (в пик работ здесь трудилось до 80 человек), представлявших Москву, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Екатеринбург, Нефтеюганск, Сахалин, Вологду.

Последние археологические изыскания в этих краях проводились в 1974 году. Тогда-то и были найдены некоторые из объектов, представляющие интерес для науки и попавшие сейчас в зону строительства. В губе Завалишина найдено поселение, где жило от 50 до 60 человек, охотившихся на морского зверя и занимавшихся ловлей рыбы. Археологами на месте стоянки древних людей, живших здесь приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры, было найдено немало предметов, свидетельствующих о хозяйственной деятельности человека.

Ученые пока не могут идентифицировать принадлежность древних людей, живших в этих местах, т. к. здесь не обнаружено их захоронений. Особое внимание при дальнейших раскопках будет уделено губе Орловка, где найдено поселение, состоящее из 60 жилищ.

Геннадий Гаврилин подчеркнул, что «Газпром» не только создает на Кольском полуострове мощный комплекс по освоению месторождений углеводородного сырья арктического шельфа, но и, финансируя археологические изыскания, помогает открыть ранее неизвестные страницы древней истории Кольского Заполярья.

Кадры снова решают

Геннадий Гаврилин сообщил, что компания заинтересована в использовании интеллектуального потенциала и опыта уволенных в запас военнослужащих. Только на МЛСП «Приразломная» уже трудится более 20 бывших военнослужащих.

Началась довузовская подготовка школьников поселков Лодейное и Териберка, с Мурманской гимназией № 10 заключено соглашение по созданию профильных классов с углубленным изучением математики, физики, химии для поступления в вузы, готовящие специалистов для нефтегазовой отрасли. Наконец, готово ТЭО по размещению в Мурманске учебного центра «Газпрома» по подготовке и переподготовке специалистов для работы на морских месторождениях углеводородов. При проектировании учтен опыт лучших аналогичных зарубежных центров. После публичных слушаний, которые состоятся в Мурманске 19 ноября, будет принято окончательное решение о строительстве в столице Заполярья этого центра. До 2020 года здесь предполагается подготовить 10-15 тысяч специалистов, которые будут востребованы нефтегазовыми компаниями «Газпрома».

Наши собеседники в один голос утверждали: тем, кто в перспективе хочет трудиться на объектах Штокмановского проекта, следует учесть, что более 80 процентов потребностей в кадровом потенциале компании «Газпром добыча шельф» - это рабочие специальности, которые проще приобрести не в вузах, а в колледжах, профессиональных лицеях. А уж на базе рабочей профессии можно будет подумать и о высшем образовании. На пике работ по строительству морских и береговых объектов Штокмановского проекта будет задействовано от 15 до 20 тысяч человек.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Банько Юрий
Юрий БАНЬКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.11.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня