27.03.2012 / Экономика

Чем больше проблем, тем выше тариф

Можно ли разорвать этот круг?

Фото с сайта electroas.ru

Сегодня на территории области - четыре гарантирующих поставщика электроэнергии. Самый крупный из них - ОАО «Колэнергосбыт». Последние два года нам то и дело приходится слышать то от представителей региональной власти, то от руководства самого акционерного общества, что оно находится в критическом состоянии. Разговор о том, что привело к такой ситуации, чем она чревата и как ее исправить, шел на расширенном заседании комитета по энергетике и ЖКХ областной думы, посвященном системным проблемам энерго- и теплоснабжения области.

Лучше свой «КЭС», чем чужой «Интер РАО ЕЭС»

Большинство северян считают «КЭС» богатой организацией, которой мы систематически выплачиваем немалые деньги за электроэнергию. О каком критическом состоянии может идти речь? Дело в том, что на данный момент у него имеется задолженность в 2,5 миллиарда рублей перед оптовым рынком электроэнергии и мощности. По регламентам, утвержденным НП «Совет рынка» (это структура, которая организует работу оптового рынка электроэнергии), наличие задолженности более чем за два рабочих периода является основанием для лишения должника статуса субъекта оптового рынка. То есть «КЭС» рискует потерять этот самый статус. Что это означает и как может сказаться на потребителях?

Как пояснили на заседании специалисты, для начала гарантирующий поставщик потеряет право приобретать электроэнергию по регулируемым ценам, а затем - вообще покупать ее на оптовом рынке. Если такое случится, то он не прекратит поставлять электроэнергию сразу после лишения статуса. Но покупать ее будет уже в нерегулируемом секторе, что всегда дороже. Стало быть, и потребитель будет платить за нее больше. А затем статус гарантирующего поставщика может получить другая компания.

- Сегодня на уровне федерального центра все делается для легализации такого понятия, как федеральный гарантирующий поставщик электроэнергии, - пояснил принимавший участие в заседании заместитель губернатора области Александр Черечеча. - Пока им провозгласили энергетический холдинг ОАО «Интер РАО ЕЭС», занимающийся производством и продажей электроэнергии в России и за рубежом. Если в каком-то регионе генеральный поставщик лишается своего статуса и прекращает деятельность, то именно «Интер РАО» должно будет подхватить его дело и снабжать электроэнергией потребителей. Федеральный гарантирующий поставщик будет работать по тем же правилам, по каким работал региональный до потери статуса.

Казалось бы, какая разница, кто будет гарантирующим поставщиком? Для нас - большая. В сегодняшней ситуации системных неплатежей, когда все должны друг другу, очень важно уметь идти на компромисс. И руководство «КЭС» зачастую так и поступает по отношению к должникам, хотя по закону с полным на то основанием могло бы ограничить поставку электроэнергии. Будет ли таким же образом входить в положение должников федеральная компания, неизвестно. Поэтому не исключены ситуации, когда доводы типа «людям холодно, войдите в наше положение» не подействуют, и электроснабжение будет ограничиваться независимо от того, какая температура за окном. Так что весь 2011 год мурманское правительство старалось не допустить, чтобы нашу сбытовую компанию, основного гарантирующего поставщика, лишили статуса субъекта оптового рынка: уж лучше проблемный, но свой «КЭС», чем чужой для нас «Интер РАО».

Системные проблемы + человеческий фактор = 4 миллиарда

Откуда же у «КЭС» взялась такая большая задолженность - 2,5 миллиарда? Об этом собравшимся подробно поведала управляющий директор ОАО «КЭС» Анна Стогний.

- Дело в том, что у потребителей электроэнергии огромные долги перед «КЭС», - констатировала она. - В начале 2011 года они были должны нам 2,8 миллиарда рублей. В январе 2012-го - уже 3,6 миллиарда, а сейчас миллиарда 4. Долг исполнителей ЖКУ и населения - около полумиллиарда рублей. Еще одна серьезная проблема - долги ОАО «Оборонэнергосбыт». На сегодня это более 700 миллионов. Но самая крупная задолженность у теплоснабжающих организаций - на 1 января этого года 2 миллиарда рублей. Условно можно сказать, что наши тепловики не платили «КЭС» целый год. К примеру, котельные области оплатили только 29 процентов электроэнергии, потребленной ими за минувший год.

На выработку тепла котельными расходуется 4 процента от всего объема электроэнергии, поставляемой в область. Цифра вроде бы небольшая. Но когда эти 4 процента начинают генерировать убытки... Например, на 2012 год запланированные убытки электрокотельных составляют 320 миллионов рублей. Это те деньги, которые поставщики тепла никогда не соберут со своих потребителей. А раз не соберут, значит, никогда не перечислят в энергосбытовую компанию.

Причину неплатежей руководство «КЭС» видит не только в тарифном дисбалансе, но и в низкой собираемости платежей и бездействии органов местного самоуправления, злоупотреблениях со стороны управляющих компаний, недобросовестности и некомпетентности менеджмента теплоснабжающих организаций, отсутствии эффективного механизма ограничения конкретных неплательщиков, длительности процедуры взыскания задолженности через суд и неэффективности работы судебных приставов.

- А заодно и полиции с прокуратурой, в которые мы обращаемся, потому что в определенных организациях речь идет о хищении денежных средств, принадлежащих РСО, - добавила управляющий директор и сделала вывод:

- Тарифные дисбалансы и неплатежи исполнителей коммунальных услуг приводят к массовым банкротствам - зачастую умышленным - теплоснабжающих предприятий региона, часть которых являются муниципальными. Один МУП банкротится, администрация создает новый, который снова начинает накапливать долги, и такая карусель может крутиться бесконечно.

Законодательный «тяни-толкай»

Специалисты отметили еще один момент, который влияет на сложность сбора платежей - это несовершенство нормативной базы. Там предусмотрены рычаги, позволяющие влиять на неплательщика. Прежде всего экономические - ограничения потребления. Эта мера содержится в постановлении правительства РФ. Но она зачастую входит в противоречие с теми нормами, которыми руководствуется прокуратура. И когда сбытовые компании начинают пользоваться возможностью ограничения, они тут же получают негативную реакцию со стороны прокуратуры.

Недавние изменения в законодательстве только усугубили эту ситуацию.

Существует перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается. Он утвержден постановлением правительства РФ № 530 «Основные положения функционирования розничных рынков». А с другой стороны, есть федеральный закон № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», который гласит, что различные объекты и организации, в том числе и жилищно-коммунального комплекса, находящиеся на территории ЗАТО, включаются в тот самый перечень неприкасаемых, которым нельзя ни прекращать, ни ограничивать энергоснабжение. То есть закон и постановление противоречат друг другу. Таким образом, ограничивать потребление электроэнергии в ЗАТО, даже если у него куча долгов, невозможно.

По мнению руководства «КЭС», ситуация требует немедленного принятия решений. В противном случае усугубится не только финансовое положение гарантирующего поставщика. Здесь в одной связке идут «МРСК» и другие сетевые компании, генерирующие предприятия и в первую очередь оптовый рынок. В конечном итоге все это приведет к увеличению тарифов для добросовестных потребителей. Ведь, как мы знаем, по закону безнадежная ко взысканию задолженность должна быть заложена в необходимую валовую выручку следующих периодов. А штрафы, которые вынужден оплачивать «КЭС» генерирующим компаниям, пени сетевым компаниям, проценты по кредитам - все это по законодательству должно быть включено в сбытовую надбавку. А это значит, пока не платят одни, через какое-то время должны будут оплачивать те, кто платит добросовестно.

Ниже цена - меньше убытков

Обсуждалось несколько способов решения этих проблем. Первый - самый простой - установление экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы. То есть вывод наших предприятий на безубыточное производство. Но это приведет к увеличению расходов потребителей, в том числе населения, на приобретаемые энергоресурсы.

Еще один - субсидирование поставщиков электроэнергии для того, чтобы они продавали ее по приемлемой для потребителей цене. Это потребует затрат из регионального бюджета. Естественно, субсидирование само по себе проблему не решит. Гасить убытки нужно, но при этом надо менять саму систему так, чтобы электрокотельные перестали приносить эти самые убытки. Например, вообще отказаться от них. Этот вариант в правительстве рассматривается. Но здесь есть очевидные минусы. Они достаточно экологичны, эффективны с точки зрения КПД. Кроме того, люди на такие предложения реагируют негативно. На общественных слушаниях предложения сменить электрическую котельную, к примеру, на угольную, как правило, заходят в тупик.

Важно ускорить реализацию проектов по использованию альтернативных видов теплоснабжения в регионе, которые были бы экономически обоснованными и дотационно независимыми.

Наиболее приемлемым на данный момент способом решения этих проблем правительству видится снижение цен на электроэнергию, предназначенную для выработки тепла. То есть нужно выделить ее в отдельную группу, сформировать отдельную цену и по этой цене продавать котельным. Но технически это очень сложно, поэтому до сих пор не удавалось. Тем не менее работа в этом направлении будет продолжаться.

Совершенно очевидно, что необходимо улучшать платежную дисциплину потребителей. Можно расторгать договоры с неплательщиками путем одностороннего отказа от исполнения договора в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты. Правда, это возможно только в предусмотренных законом случаях. Повышать эффективность ведения претензионно-исковой работы через суды. Постоянно контролировать управляющие компании. Собравшиеся были единодушны во мнении, что УК вообще надо исключить из цепочки расчетов между населением и РСО.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.03.2012

Назад к списку новостей

Еще по теме

В Мурманске управляющие компании скрывали информацию о своей работе

Управляющими организациями не соблюдаются лицензионные требования к раскрытию информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах

Холодный душ нормативов
Каким будет новый норматив?

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,008175,321878,225373,3423
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня