26.09.2012 / Экономика

Штокмановский проект: похороны отменяются?

«Штокман» для жителей нашей области - слово нарицательное. Уж слишком долго с ним связывались большие надежды. Его реализация сулила огромные инвестиции в развитие промышленности, решение проблем социальной сферы региона. Нам обещали тысячи рабочих мест, строительство в Мурманске учебного центра по подготовке специалистов для шельфовых проектов, использование газа для отопления городов и поселков. И по нескольку раз в год в Мурманске проводились научно-практические конференции и международные экономические форумы с участием ведущих отечественных и иностранных нефтегазовых компаний.

Однако 29 августа агентство «Рейтерз» распространило по миру информацию, которая набатом отозвалась у нас: «Газпром», «Тоталь» и «Статойл» решили приостановить освоение Штокмановского месторождения газа на неопределенное время. Об этом якобы заявил член правления, начальник департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти «Газпрома» Всеволод Черепанов, выступая на международной конференции «Offshore Northern Seas-2012» в Норвегии, посвященной офшорным технологиям.

Но, по словам участников конференции, Всеволод Черепанов в своем выступлении говорил лишь о ведущемся переформатировании проекта, в связи с чем возникла необходимость дополнительных консультаций его участников. «Нужно обладать большой фантазией, чтобы сделать из этого заявления вывод о приостановке проекта на неопределенное время», - сообщил RusEnergy один из участников конференции.

Источники в «Газпроме» также не подтверждают версию о том, что Штокман положен на полку. По их словам, переговоры о новом формате проекта продолжаются в плановом порядке.

Хронология надежд

Штокмановское месторождение, одно из крупнейших газоконденсатных месторождений в мире, было открыто в 1981 году в результате исследований, проведенных специалистами треста «Севморнефтегеофизика» с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман».

Проект намечалось реализовывать на условиях соглашения о разделе продукции. На первом этапе планировалось ежегодно добывать 22 млрд. куб. м газа; часть из них должна была пойти на производство сжиженного природного газа (СПГ), который намеревались экспортировать в США, а часть направить по трубопроводу в единую газотранспортную систему. Завод по производству СПГ и терминал для его экспорта в США «Газпром» собирался построить в селе Териберка на Кольском полуострове.

В сентябре 2005 был сформирован список из пяти зарубежных компаний - потенциальных участников консорциума по разработке месторождения: Hydro и «Статойл» (Норвегия), «Тоталь» (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США).

9 октября 2006 «Газпром» объявил, что ни одна из этих компаний не смогла представить активы, «соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения». В связи с этим недропользователем месторождения будет выступать сам «Газпром», а «авторитетные международные компании» будут привлекаться лишь в качестве подрядчиков.

12 июля 2007 года после телефонного разговора президента России Владимира Путина и президента Франции Николя Саркози было объявлено, что партнером «Газпрома» в освоении Штокмана будет французская компания «Тоталь». Она получит 25% в компании - операторе Штокмана, но еще 24% могут достаться и другому иностранному партнеру. Им стала норвежская компания «Статойл». Эти компании имеют многолетний опыт, колоссальные ресурсы и передовые технологии, необходимые для успеха уникального проекта.

15 февраля 2008 года для решения задач финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения была создана компания «Штокман Девелопмент АГ». Доли участия в проекте распределились следующим образом: ОАО «Газпром» - 51%, «Тоталь S.A.» (Франция) - 25% и «Статойл ASA» (Норвегия) - 24%. Оператором второй и третьей фаз Штокмановского проекта является дочерняя компания ОАО «Газпром» - ООО «Газпром добыча шельф», которая занимается также разработкой Киринского участка проекта «Сахалин-3» в Охотском море.

В рамках первой фазы планируется добывать 23,7 млрд. м3 природного газа в год. Начало поставок газа по газопроводу было запланировано на 2016 год, сжиженного природного газа - на 2017 год.

29 марта члены консорциума отложили принятие окончательного инвестиционного решения на 1 июля 2012 года.

А тем временем были уже построены полупогружные буровые установки «Полярная звезда» и «Северное сияние», для создания морской техники в рамках использования в шельфовых проектах планировалось строительство Объединенной судостроительной компанией Дальневосточного судостроительного центра двух верфей - «Звезда» и «Восток - Раффлс». Они должны были стать одними из самых современных судостроительных предприятий России. «Звезда» предназначалась для строительства танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов, судов ледового класса, специальных судов, элементов морских платформ. Сравнимый по масштабам проект компания пытается реализовать в Кронштадте, но там ведутся только подготовительные работы.

«Полярная звезда» в настоящее время занимается буровыми работами по контракту с ООО «Газпром добыча шельф» на Киринском месторождении в Охотском море, а «Северное сияние» находится на Сахалине в порту Холмск.

Решить вопрос о начале проекта планировалось на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в конце июня 2012 года. Причем он уже изменил конфигурацию. Участники консорциума пришли к мнению, что весь добытый газ нужно сжижать, отказавшись от трубопроводного газа. Это позволило бы значительно сократить финансовые затраты на реализацию проекта. Но ситуация так и не прояснилась.

29 июня 2012 года состоялось годовое собрание акционеров «Газпрома», а 2 июля газета «Ведомости» сообщила, что соглашение по Штокману в новом формате может быть подписано на этой неделе или в самое ближайшее время и «Газпром» не собирается отказываться от эксклюзивных прав на экспорт газа, полученного в ходе реализации проекта. Алексей Миллер даже заявил о том, что «Газпром» будет участвовать в проекте СПГ на Ямале только после запуска Штокмановского газоконденсатного месторождения.

На пресс-конференции по итогам годового собрания Алексей Миллер говорил, что соглашение по проекту разработки Штокмана в новом формате может быть подписано в ближайшие недели.

- Сейчас идут «консультации по конфигурации и условиям реализации Штокмановского проекта, завершение которых мы ожидаем к началу осени, - сообщил журналистам 13 июля глава «Газпрома».

Рыба - где глубже, а партнер - где лучше

Но пока шли переговоры по Штокмановскому проекту, члены консорциума, «Тоталь» и «Статойл», не сидели сложа руки, активно занимаясь вхождением в другие нефтегазовые проекты.

«Тоталь» стала крупным совладельцем «Новатэка» и стратегическим партнером этой компании в проекте «Ямал СПГ», который явно конкурирует со «Штокманом» за рынки сбыта и финансирование. На полуострове Ямал, на западном берегу Обской губы, будет построен новый морской порт Сабетта - крупнейший в истории современной России. Он позволит существенно удешевить транспортировку углеводородного сырья, добываемого в приарктических российских регионах. Предполагается, что уже к 2016 году через порт можно будет отправлять ежегодно пять миллионов тонн сжиженного природного газа в год, а к 2018 году мощности по перевалке будут увеличены в три раза. Строительство порта обойдется государству в 7,24 миллиарда рублей. Сжиженный природный газ будет отправляться с завода СПГ, который здесь построят «Новатэк» и «Тоталь». Здесь предстоит прорыть глубоководный канал длиной около 48 километров и шириной почти в полкилометра. В северной части Обской губы со дна вынут 115 миллионов кубометров грунта. Помимо того, за счет казны построят ледозащитные сооружения, смонтируют навигационные узлы.

Ровно через два года причалы примут первое крупногабаритное оборудование для завода «Ямал СПГ» и стройматериалы. С пуском первой очереди предприятия в 2016 году удастся выпустить пять миллионов тонн сжиженного природного газа, в 2018-м - втрое больше. Не исключено, что в перспективе объем увеличится до 25 миллионов тонн.

Та же история с другим партнером. 5 мая было подписано соглашение о сотрудничестве между «Роснефтью» и «Статойлом». По его условиям компании должны создать совместные предприятия для разработки Персеевского лицензионного участка в Баренцевом море и трех участков в Охотском море с прогнозными ресурсами около 2 млрд. тонн нефти и 1,8 трлн. кубометров газа. «Статойл» также должен оплатить работы по геологоразведке и возместить «Роснефти» 33,3% от стоимости лицензии.

21 июня «Роснефть» и «Статойл» подписали ряд соглашений, регламентирующих выход российской компании на участки норвежского шельфа. В 2012-2013 годах компании собираются подать ряд совместных заявок на перспективные участки в норвежском секторе Баренцева моря. Дочерняя компания «Роснефти», зарегистрированная в Норвегии, получит 33,33% доли в совместных проектах со «Статойлом». Доля «Статойла» в совместных проектах на территории России также составит 33,33%.

Свою роль сыграло подписание в июле 2011 года договора между Россией и Норвегией о разделении «серой зоны». Норвегия получила участки шельфа с перспективными запасами углеводородного сырья.

В принципе, эти соглашения выгодны для России. Партнерство «Роснефти» и «Статойла» обеспечит размещение заказов на строительство судов ледового класса и буровых платформ на российских верфях, а активная разработка арктического шельфа будет формировать спрос на уникальные технологии.

Сама компания в августе уже приступила к геолого-разведочным работам на арктическом шельфе: научно-исследовательские суда компании вышли в Печорское и Карское моря. Кроме того, «Роснефть» и мировой нефтегазовый гигант ExxonMobil объявили тендер на проектирование и изготовление гравитационной платформы арктического класса.

Оставили на сладкое

Участники Штокмановского проекта - норвежская «Статойл» и французская «Тоталь» - должны были в этом июле, после истечения срока акционерного соглашения, передать свои доли в проекте «Газпрому», но пока это сделала только норвежская компания, списав вложенные в проект 354 млн. долларов инвестиций. «Тоталь» пока не хочет этого делать. В конце июля финдиректор французской «Тоталь» Патрик де ля Шевардье говорил, что окончательное решение по формату реализации проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море остается за российским «Газпромом». Он подчеркнул, что французская компания очень заинтересована в этом проекте.

Представители «Тоталь» заявляют, что пока никаких решений о прекращении проекта не принято, а есть лишь общее понимание неэффективности освоения Штокмана в текущем виде. «Соответственно, партнеры продолжают технические изыскания, чтобы сделать проект экономически целесообразным», - говорится в заявлении «Тоталь».

«Тоталь» прекрасно понимает, что через несколько лет газовый рынок восстановится и штокмановский проект будет перспективен, но войти в него будет уже сложнее, поэтому компания не собирается выходить из проекта. Скорее всего, акционеры подтвердят замораживание проекта на полгода-год, а в случае роста цен на газ снова к нему вернутся.

Не отказывается от проекта и «Статойл». Представитель «Статойла» Бард Глад Педерсен сказал, что компания все же надеется на реализацию проекта и продолжает вести переговоры с «Газпромом».

Выход «Статойла» некритичен для проекта и не скажется на сроках освоения Штокмана. Его место, считают аналитики, с легкостью может занять «Шелл» - компания, не уступающая норвежцам в опыте работы на подобных месторождениях, к тому же она уже сотрудничает с «Газпромом» по «Сахалину-2».

Кроме англо-голландской «Шелл» о готовности участвовать в Штокмановском проекте заявляет и американская ExxonMobil.

Следует отметить, что к совместным с нашей страной проектам проявляют интерес правительства Дании и Финляндии, разрабатывающие проект Североевропейского экономического союза. Они высказываются о России как приоритетном его партнере. Примечательно, что влиятельная датская газета Politiken назвала среди главных партнеров СЭС по освоению Арктики не Канаду и США, а Россию и Китай. На российском рынке увеличивается присутствие и крупных инвестиционных банков Скандинавии. По оценкам шведско-российского и финляндско-российского торговых советов, только за последние 3-4 года в РФ пришли с инвестициями SITRA, Den Norske Bank, Handelsbanken, HansaBank, SwedFund, Martinson Trigon Venture Partners, EastCapital. Причем они вкладываются и в развитие высоких технологий в России. Не стоит забывать, что Финляндия имеет огромный опыт строительства морских судов ледового класса, ледоколов и буровых платформ. Собственно говоря, в советские годы Финляндия и строила их для СССР.

Технически проект сдерживает то, что пока неясно, какая технология сжижения газа подходит для Арктики, а также какое оборудование использовать - надводное или подводное. Партнеры по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения обсуждают возможность добычи сырья без использования морского плавучего технологического судна. «Тоталь» считает, что подводная технология подтвердила свою жизнеспособность и имеет право на рассмотрение. По мнению компании, использование такого варианта может снизить расходы в рамках проекта на 5 7 млрд. долларов.

В настоящее время обсуждается возможность организации добычи газа и конденсата на Штокмановском месторождении без поднятия сырья на поверхность воды. Подводные компрессоры впервые начали применять на месторождении Ормен Ланге на норвежском шельфе в сходных с условиями российской Арктики. Проектированием на этом месторождении занимался «Статойл», а на стадии добычи оператором стала англо-голландская «Шелл».

Последний срок принятия инвестрешения из-за изменения технологической концепции и смены бизнес-модели взаимодействия с партнерами - 2014 год. Таким образом, добычу на Штокмане можно будет начать в 2018 2019 годах. Перенос сроков ввода Штокмановского газоконденсатного месторождения на более поздний срок является экономически оправданным и положительным для «Газпрома» решением, считают аналитики.

Но для того, чтобы развивать Штокмановский проект, как и в целом проекты на арктическом шельфе, нужен новый налоговый режим.

«Газпром» проиграл «газовую войну»?

Первоначально предполагалось, что газ с месторождения пойдет в США. Но рост производства сланцевого газа в этой стране привел к тому, что проект необходимо переориентировать на Европу.

Да и экономический смысл разработки Штокмана не очевиден: расчетная себестоимость добычи на шельфе Баренцева моря - 50 долларов за 1000 куб. м газа (на материке - 20 долларов). Рентабельность у этого проекта, по мнению «Статойла», появляется только при сокращении сметы на 10% и значительных налоговых льготах, обещанных российским правительством, но так почему-то и не предоставленных. Удивительно, но государственный «Газпром» не смог добиться того, чего добился частный «Новатэк» в конкурирующем со Штокманом проекте «Ямал-СПГ»: правительство подарило ему налоговые каникулы на 12 лет.

Разрабатывать Штокман без иностранцев «Газпрому» не под силу - у него нет технологий, нужных для добычи в таких уникальных условиях.

Кроме этого мировая конъюнктура значительно изменилась. Европа резко снизила потребление российского газа, а «сланцевая революция» позволила Америке полностью прекратить его импорт. Теперь она больше не нуждается в СПГ из России, а эксперты не исключают, что в ближайшем будущем США могут и вовсе начать поставлять газ на экспорт. США вышли на первое место в мире по объемам добычи голубого топлива и из импортера превратились в его экспортера. В госорганы США поданы заявки на мощности по сжижению 110 млрд. кубометров газа в год. Если реализуются все известные проекты, объемы превысят 200 млрд. кубометров - это на треть больше экспорта «Газпрома».

Доктор экономических наук, профессор МГУ, руководитель информационно-аналитического агентства «ANNA» Марат Мусин считает остановку Штокмана стратегическим поражением «Газпрома» в «газовой войне» с Америкой: «Это стратегическое поражение «Газпрома», потому что мы не получили технологию сжижения, как нам Запад ее обещал предоставить. Мы законсервируем месторождение, в котором 3,9 трлн. кубометров газа, не считая газоконденсата. И это, наверное, связано с общеэкономической ситуацией, с тяжелым положением «Газпрома» и с той «газовой войной», которую США ведут на Ближнем Востоке против России и Китая. Это стратегия США по ограничению потенциала нефтегазоэкспорта России в Европу. Надо понимать, что от Штокмановского месторождения, независимо от стран привлеченных, мы через Скандинавские страны пробрасывали трубопроводы, газопроводы. Теперь этого не будет. Значит, потихоньку через Катар будут выдавливать «Газпром» из Европы. Это война против «Газпрома».

Так будет ли реализован Штокмановский проект? Представитель российского агентства по недропользованию Петр Садовник заявил лишь о переносе начала эксплуатации Штокмановского месторождения с 2013 или 2014 года на 2018 год. А партнер «Газпрома» «Тоталь» вообще опроверг информацию о том, что освоение Штокмановского месторождения откладывается на неопределенный срок.

Кроме этого был обнародован проект программы разведки континентального шельфа России и освоения его минеральных ресурсов, рассчитанной до 2030 года, разрабатываемый минприроды. В нем говорилось, что на первом этапе (2012-2015 годы) планируются завершение обустройства и ввод в разработку ряда месторождений, в том числе первой очереди Штокмановского месторождения в Баренцевом море.

На втором этапе ожидается ввод в строй 2-й очереди Штокмановского и Долганского месторождений. Штокмановский проект учтен и в генеральной схеме развития газовой отрасли. А значит, он все же будет реализован.

Юрий БАНЬКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.09.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня