04.10.2012 / Экономика

Новый шанс для судоремонта

Фото: Федосеев Л. Г.

Последние два десятка лет были, мягко скажем, не лучшими и для отечественного судоремонта. В частности, гражданские предприятия отрасли в нашем крае фактически прекратили свое существование. Значительно уменьшились объемы работ и численность персонала и военных. И то сказать, на флоте долгие годы шли сокращения, соответственно упал и гособоронзаказ. Как занять людей и возродить отрасль? Вопрос давно и остро стоит на повестке дня. В последнее время определенные надежды в этом плане областная власть связывает с 35-м судоремонтным заводом, который является ныне филиалом ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». Там еще остались специалисты и производственные мощности. На их основе, возможно, удастся создать даже региональный судоремонтный кластер. О перспективах возрождения отрасли мы беседуем с председателем комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Ольгой БОРИСЕНКО.

- Новое руководство завода видит перспективы для развития. И мы, конечно же, готовы его в этом поддержать, - подчеркивает она. - Загрузка мощностей предприятия, их модернизация будут работать на экономику области в целом. Это тот крючок, за который мы сможем вытянуть другие, смежные отрасли. В этом, собственно, и заключается кластерный подход.

- Кластер - модное сейчас слово...

- В моем понимании, это не просто создание некой группы предприятий, где есть все - и консалтинг, и производство, и сбыт. Основной смысл состоит в их взаимодействии, получении от этого синергетического эффекта. В данном случае идея заключается в том, чтобы возродить мощности завода, расширить и загрузить его производственную площадку. Затем подтянутся и смежники.

- Но ведь здесь, в районе 35-го СРЗ, если не ошибаюсь, планировалось создать базу снабжения для Штокмана? Ясно, что проект пока отложен, но все же...

- Нет, про базу снабжения не забыли. Место для нее останется. Кластер же, о котором мы говорим, наряду с выполнением гособоронзаказа позволит развивать гражданский судоремонт. Это перспективно, потому что не только в Мурманской области, но и в России в целом эта отрасль сейчас практически находится на точке замерзания.

- Может быть, нет спроса со стороны рыбаков и транспортников?

- Потенциальный, конечно, есть. Нужно только поднять качество оказываемых услуг, создать условия, чтобы российские суда заходили в наши порты на ремонт. У руководства 35-го СРЗ есть предварительные договоренности с рядом наших крупных предприятий, которые вынуждены сейчас держать собственные судоремонтные мощности. Для них это тяжкое бремя. Они готовы избавиться от непрофильных активов и обслуживаться на заводе. Так что перспективы есть. Тем более что в Санкт-Петербурге больше развито строительство судов, а не ремонт. А соответствующие предприятия в Архангельской области полностью загружены. В общем, главное сейчас начать модернизацию производственных мощностей 35-го СРЗ.

- В первую очередь это задача руководства самого завода, за которым стоит минобороны. Какую роль в этом процессе может сыграть областная власть?

- Пока мы просто поддерживаем идею возрождения завода. Проект должен быть утвержден «Звездочкой», которая входит в Объединенную судостроительную корпорацию, а затем согласован с минобороны. Это, если так можно выразиться, первый шаг. Но мы идем дальше: в федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы» на 2015-й год заложено пять миллиардов рублей как раз на реконструкцию 35-го СРЗ. Но и мы, и его руководство считаем, что этот проект можно реализовать быстрее. Поэтому желательно, чтобы средства выделили раньше и, возможно, даже в большем объеме. В этом областная власть может оказать заводу поддержку.

Следующий этап - создание на его базе технопарка, ориентированного на оборонно-промышленный комплекс. Это новое направление работы минпромторга. И пока мы не знаем, как будет осуществляться поддержка подобных технопарков, потому что соответствующие механизмы еще не определены на федеральном уровне. Но мы уже готовы принять в этом участие. Опыт подобного взаимодействия с федеральными органами власти у нас есть. И идеи насчет будущего технопарка - тоже. Например, мы надеемся, что на его базе можно будет создать региональный центр прототипирования.

- Что это такое?

- В основе - высокотехнологичное оборудование, которое проводит трехмерное сканирование деталей. На его основе, то есть без проектирования и выполнения рабочих чертежей, создается сначала полимерный прототип, а затем изготавливается и сама деталь. Подобные технологии стали обычными в мире. Но у нас, в Мурманской области такого центра пока нет. А он крайне необходим многим нашим предприятиям - не только судоремонтным, но и горнопромышленным. Многие детали можно будет не заказывать за рубежом, а изготавливать на месте. Это весьма перспективное направление деятельности.

- Как вы в целом видите будущий технопарк?

- Технопарк как таковой - это место для размещения высокотехнологичных компаний и структура, оказывающая помощь им в продвижении продукции. Ядром может выступать компания, вокруг которой соберутся подрядчики и смежники. Мы надеемся, что развитие 35-го завода даст толчок к созданию сети малых предприятий, выполняющих различные локальные задачи, так или иначе связанные с его деятельностью. Перспективы здесь есть: современный судоремонт - это высокотехнологичные работы.

- И последний вопрос: 35-й СРЗ останется оборонным. Не создаст ли это определенные трудности для развития здесь гражданского судоремонта?

- Нет. Предусмотрено разделение производственных площадей на две зоны - гражданскую и военную.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.10.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,409072,008276,043670,2082
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня