24.11.2012 / Экономика

Штокман придет вторым?

Ученые предложили неожиданный выход из газовой проблемы

- Штокман будет. Обязательно! - без устали твердят оптимисты.

- Да побойтесь вы если не бога, то хотя бы ледяного моря с айсбергами! - возражают пессимисты. - Не будет вашего Штокмана. Никогда!

Вы знаете, а мне теперь кажется, что правы и те, и другие. Да, уникальное углеводородное месторождение на шельфе отдаст свой газ людям со всей щедростью своей подземной души. Но будет это отнюдь не завтра. А сегодня его как бы и нет. Такая вот диалектика.

И понимание ее законов пришло в Мурманске в рамках деловой недели на международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом». Она - пятая по счету. Но первая после того, как было подтверждено официально - Штокман пока не ждите…

Сразу появляется вопрос - что будет с газификацией Кольского полуострова? В ожидании шельфовых проектов необходимо создать благоприятные условия для развития береговой инфраструктуры: судоремонтных заводов, логистических комплексов, иных сервисных компаний. Особое место - экология, за которую власть и бизнес несут солидарную ответственность перед будущими поколениями. В общем, дел много. Как радушные хозяева мы должны изрядно потрудиться, чтобы встретить Штокман достойно, как дорогого гостя. И здесь не обойтись без помощи соседей. Не случайно в начале конференции губернатор от имени правительства региона подписала меморандумы о взаимопонимании с компаниями «Статойл АСА» и «Тоталь Разведка Разработка Россия».

- Подписанные меморандумы позволяют нам выстроить долгосрочные отношения. Мы реализуем ряд проектов в социальной сфере. В числе прочего они касаются обучения персонала, подготовки в сфере обеспечения экологической безопасности, - сообщила Марина Ковтун.

О текущей ситуации на мировом рынке углеводородов напомнил участникам конференции вице-президент компании «Статойл АСА» Пер Кьярнес. В настоящее время, заметил он, быстро развивается добыча нетрадиционных ресурсов. Технологии шагнули вперед, и теперь объектом интереса специалистов стали и сланцевый газ, и тяжелые марки нефти.

- Но руки опускать нельзя. В этих планах есть место и для Штокмана, - подчеркнул докладчик.

Нужно будет строить завод по производству сжиженного природного газа в Териберке, не менее двух десятков танкеров-газовозов и еще много-много чего.

Хотя сложностей с этим проектом будет немало. К примеру, очень важный фактор - расстояние до берега. «Белоснежка» расположена в 250 километрах от него. Штокман - более чем в два раза дальше. А это сложности не только с самой добычей, но и с доставкой газа на берег. При таком расстоянии на это потребуется очень много энергии. Вопрос надо решать, причем лучше всего сообща.

- Для проектов в Арктике особенно важно сотрудничество, - согласился со своим норвежским коллегой директор департамента по управлению штокмановским активом компании «Тоталь Разведка Разработка Россия» Жан Эрик Молинар. - И Баренцево море является ключевым элементом арктических разработок.

А Штокман - в этом с господином Молинаром наверняка никто спорить не будет - в полном смысле этого слова мегапроект. И он, конечно же, вправе иметь свой непростой характер. Главная его положительная черта - качество пласта. Минусов гораздо больше: уже упоминавшаяся удаленность от берега, суровые погодные условия, наличие айсбергов и так далее.

- Осваивать месторождение будет непросто, - подчеркнул и генеральный директор ОАО «Газпром Добыча Шельф» Александр Мандель. - Для этого нужны береговая инфраструктура и кадры.

Кадры, кстати, еще одна серьезная проблема. Технарей сейчас не хватает во всем мире. И наш край здесь, к сожалению, не исключение. При доводке в Мурманске нефтяной платформы «Приразломная», напомнил Александр Мандель, было задействовано около двух тысяч человек. При этом мурманчан из них от силы набралось пару сотен человек. Специалистов пришлось привозить невесть откуда, даже из Амурской области, из Украины. А ведь, если говорить о Штокмане, нужно будет строить завод по производству сжиженного природного газа в Териберке, да не менее двух десятков танкеров-газовозов, и еще много-много чего. Но что уж тут поделаешь: Штокман - жених, как говорится, завидный, тут не грех и постараться.

- Фактический старт Штокмана, - напомнил Александр Мандель, - начался только в 2008-2009 годах, когда была завершена геологоразведка. За такое-то время и ребенка на ноги толком не поставить - куда уж уникальное месторождение освоить. Придет еще его время. Не завтра, но придет.

Пока Штокман не дошел, несколько неожиданный способ газификации Мурманской области предложил генеральный директор ООО «НИПИморнефть» профессор Леонид Кульпин. По его мнению, для этих целей можно использовать крупное газовое месторождение «Мурманское». Оно расположено гораздо ближе к берегу (350-360 километров) и не в столь тяжелых ледовых условиях. Как следствие - более просто для разработки. С его освоения можно начать выход на арктический шельф. Тем более что с технической точки зрения, по словам профессора Кульпина, для разработки «Мурманского» есть все необходимое.

Что ж, обдумать это предложение, просчитать все «за» и «против» и принять решение - прерогатива специалистов и власти. Может быть, «Мурманское» действительно обгонит Штокман? Все это вопросы тактики. Стратегия в другом: Штокман обязательно придет. Он просто задерживается...

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.11.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня