11.05.2013 / Экономика

Когда страшно... страховаться

Фото с сайта deita.ru

Страхование движимого и недвижимого имущества - бизнес выгодный. В частности, страхование рыболовецких судов. Но однозначно он выгоден именно страховщикам, а вот у их клиентов подчас возникают проблемы. Об этом мы беседуем с генеральным директором компании «Мурмансельдь-2» Юрием Задворным.

- Все началось с «лихих девяностых», когда в результате где приватизации, где частной инициативы возникла масса предприятий новой формации, - вспоминает он. - Часто их руководители не брезговали так называемым кидаловом. Пообещав поставить товар, получали деньги и о своем обещании забывали. Затем фирмы-однодневки и вовсе исчезали. Но по мере того как процесс капитализации бизнеса в стране вошел в более-менее цивилизованное русло, подобное случается все реже. Появилось также много компаний по «сопровождению» вашего бизнеса. В том числе, в сфере страхования. И тут один из самых прибыльных вариантов - как раз страхование морских судов, как транспортных, так и рыбацких.

Причем судов, как уточняет мой собеседник, прежде всего новых, стоимость которых доходит до нескольких десятков миллионов долларов. Страховые премии при этом весьма и весьма значительны. А риски-то как раз невелики. По статистике, до полной гибели судов доходит крайне редко. Так что страхование плавсредств очень выгодный бизнес.

И пусть бы себе страховые компании богатели... Но, к сожалению, довольно значительная их часть ведет себя по отношению к судовладельцам просто непорядочно. Да, собственно, как и к владельцам автотранспорта, которые после ДТП месяцами, а то и годами ждут страховые выплаты. И часто получают их только после продолжительных судебных тяжб. То же самое, кстати, и на флоте.

- В Мурманске есть уже несколько подобных прецедентов. Как это происходит? Судоходная компания объявляет тендер среди страховщиков. Преимущество, естественно, часто отдается тем, у кого меньший размер страховой премии. А подобную «выгоду» предлагает, как правило, не самый добропорядочный претендент. И когда, не дай бог, что-нибудь с судном случается, начинаются проблемы. Так было, в том числе, и у нас, когда страховая компания (не буду показывать пальцем) отказывала в выплате страховки после отказа главного двигателя на траулере «Альферас». Официальное обоснование - «ветхость и изношенность оборудования». Но, помилуйте, как оно может быть таким на судне, которому от роду десять лет?! Любой специалист знает, что для морского транспорта это не возраст, - приводит пример Задворный.

Или другой случай. Мурманский траулер «Канопус», аж в январе потерпевший аварию у берегов Шпицбергена, только в середине апреля смог вернуться в родной порт. У его владельцев не было свободных средств на перегонку. При этом погибла часть груза. Вот и пришлось судовладельцу, пока суд да дело, за свои кровные производить дорогостоящий ремонт. В таких случаях только по его окончании, если все же удается добиться возмещения страховки, какая-то страховая сумма судовладельцу возвращается. Но, как говорится, дорого яичко... Такие задержки ложатся на рыбаков дополнительным бременем. Иногда даже приходится брать кредиты на срочный ремонт судна.

- Каждый раз судиться за возврат своих же собственных денег утомительно и накладно. Неужели у рыбаков нет никакого другого способа повлиять на недобросовестного страховщика?

- В Союзе рыбопромышленников Севера (а наша компания является членом этого объединения) недавно принято решение составить антирейтинг страховых организаций. Если хотите, «черный список»... Чтобы, заглянув в него, судовладельцы знали, с кем лучше не иметь дела.

- Был уже какой-то эффект от таких мер, в общем-то, чисто общественного, так сказать, воздействия?

- Во всяком случае, когда до страховщиков дошло известие о создании подобного списка, в Союз рыбопромышленников сразу пошли звонки с попытками как-то объясниться на будущее: мол, мы-то совсем не такие. Кроме того, страховые фирмы часто являются аффилированными с какими-либо финансово-кредитными учреждениями. Проще говоря, с банками. Пятно недоверия автоматически ложится и на них. В принципе, страховые компании рыбакам, конечно, нужны для, простите за тавтологию, подстраховки при форс-мажорных обстоятельствах. Но такие, которые работают прозрачно и порядочно.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.05.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня