25.07.2013 / Экономика

В зоне еще полно вакансий

Фото: Сергей Ещенко

Мурманская портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) так и не наполнилась реальным содержанием, считают в Москве. Во всяком случае, за три года со дня подписания документа о ее создании официально объявленных резидентов не нашлось. А этот срок - обязательное условие продления соглашения о портовой зоне. И Минэкономразвития РФ хочешь не хочешь, а придется принимать кардинальное решение о ее дальнейшей судьбе.

- На территории Российской Федерации созданы две такие зоны - Совгавань на Дальнем Востоке и наша, - поясняет и. о. министра экономического развития Мурманской области Дмитрий Соснин. - Их деятельность регулируется специальным законом, где предусмотрены определенные критерии, по которым можно стать резидентом ПОЭЗ, и разъясняется, чем в ее границах заниматься. Надо признать, что все российские экономические зоны, не только портовые, пока не очень эффективно работают. Сейчас соответствующие федеральные органы задаются вопросом, что же необходимо сделать для того, чтобы работа зон вышла на более качественный уровень.

Напомним, ПОЭЗ в Мурманской области была создана в 2010 году. Соответствующее соглашение подписали тогда правительства РФ, Мурманской области, администрации муниципальных образований Кольского района и города Мурманска. Согласно договору ПОЭЗ должна включать не менее 15 резидентов.

По словам Дмитрия Соснина, на данный момент что у нас в Заполярье, что на Дальнем Востоке пока ни одного резидента действительно нет. По той распространенной, увы, в нашей стране причине, что на федеральном уровне установлено слишком много ограничений по разрешенным видам деятельности, по порядку передачи земельных участков и так далее. Кроме того, на потенциальных резидентов накладываются высокие обязательства по инвестициям в инфраструктуру ПОЭЗ. Все это, вместе взятое, и сдерживает их развитие.

- Когда еще только создавалась Мурманская портовая зона, расчет в немалой степени делался на относительно скорую реализацию Штокмановского проекта и сопутствующих производств. Но, к сожалению, тем надеждам, в ближайшей по крайней мере перспективе, не суждено сбыться. Поэтому перед региональным правительством и встал вопрос о повышении привлекательности портовой зоны для новых потенциальных резидентов, - констатирует и. о. министра.

Прежде всего с ними и надо разобраться. Определиться, кто может и хочет в ПОЭЗ войти. Необходимо, чтобы такие компании оценили и свои возможности, и то, насколько им в целом это интересно с точки зрения ведения их бизнеса.

- Есть ли все-таки желающие?

- По крайней мере, небольшие компании регионального уровня уже обращались в правительство Мурманской области и в Минэкономразвития РФ с письмами, в которых говорится, что они готовы стать резидентами ПОЭЗ. Сейчас ведутся работы по поиску достаточно крупного резидента, способного стать как бы локомотивом проекта. В частности, на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге губернатор Мурманской области подписала соглашение с концерном «Роснефть», по которому тот обязался рассмотреть возможность стать резидентом ПОЭЗ. Мы связываем с этими переговорами большие надежды. А пока формируем список требований законодательства, на наш взгляд, сдерживающих развитие портовой зоны, для того чтобы попытаться на федеральном уровне внести изменения в законы, - говорит Дмитрий Соснин.

Кстати, федеральные органы в последнее время вдруг заинтересовались, насколько эффективно расходовались вложенные государственные средства в экономические зоны различного типа, в частности в рекреационные? Отдача-то от них пока явно невысока. Правда, при создании Мурманской портовой зоны обошлись без федеральных средств. Рассчитывали, повторюсь, на Штокмановский проект, который смог бы завлечь на Кольскую землю крупных инвесторов. Тут мы перед державой чисты. Но в целом положение с российскими экономическими зонами действительно оставляет желать лучшего. В правительстве уже рассматривали вопрос о целесообразности финансирования всего проекта создания таких зон, поскольку отдача неудовлетворительна.

Наша портовая зона часто специалистами рассматривается в неразрывной связи с проектом создания Мурманского транспортного узла. В последнее время у всех на слуху история о том, что Сибирский деловой союз (СДС) отказался от идеи строительства угольного терминала в Лавне на западном берегу Кольского залива и обратил взор на Дальний Восток. Свою долю в ООО «Морской торговый порт Лавна» холдинг перепродал второму участнику проекта - «Кузбассразрезуглю».

- Вообще-то это обычная бизнес-практика. И подобная «рокировка» вовсе не означает, что проект прекращает жить, - считает Дмитрий Соснин.

Между тем выбранный вариант строительства железнодорожной ветки до Лавны до сих пор вызывает протест у части жителей поселка Молочного, близ которого и должна протянуться сия «ветвь». Недавно инициативная группа молочненцев отвергла упреки властей в том, что она не идет ни на какие компромиссы и на конструктивный диалог.

- Сейчас проект готовится к передаче на рассмотрение его в последней инстанции - Госэкспертизе. Только после этого можно будет делать какие-то выводы. И каждой из сторон надо понимать, что все должно происходить в рамках правового поля. Проект развития Мурманского транспортного узла к тому же очень крупный и имеет огромное значение для всех жителей региона. Он входит в пятерку приоритетных инвестиционных проектов всего Северо-Запада России. Это и привлечение инвестиций, и новые рабочие места, наконец, это улучшение социально-экономического состояния самих муниципалитетов на западном берегу залива. Тем не менее, конечно же, раз речь идет о мнении части жителей области, решение должно быть взвешенным: во-первых, в рамках действующего законодательства, во-вторых - с учетом интересов каждого из северян, - убежден Дмитрий Соснин.

Фото:
Фото с сайта http://yagupov.info
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.07.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,615975,535878,654873,5746
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня