24.10.2013 / Экономика

Есть в избытке молоко, только выбрать нелегко

Фото: Лев Федосеев

О вкусах, как говорится, не спорят. Но все-таки каждому хочется за свои деньги получить продукт не только вкусный, но и полезный. Правда, что находится в пакетах на самом деле, так и останется для покупателя загадкой. Во всяком случае, в том, что молоко самое что ни на есть настоящее, коровье, можно быть уверенным, только находясь рядом с его непосредственной рогатой производительницей. То же, что мы покупаем в магазине, в любом случае - продукт переработанный.

Загадка из пакета

- Наша принципиальная позиция - натуральная продукция, - заверяет генеральный директор завода «Латона» Игорь Трубин. - Да, она несколько дороже, и мы порой проигрываем конкурентам в игре на понижение цен. Но качество стараемся удерживать. Что же касается использования сухого молока, то без него можно работать лишь там, где натурального продукта больше чем достаточно. А в России таких мест немного.

Можно сделать вывод, что практически любой молокозавод, работающий на натуральном молоке, использует и сухое - по крайней мере, для производства кисломолочной продукции. Надо учитывать и сезонность. Летом, как правило, потребление молочных продуктов падает, им на смену приходят минеральная вода, лимонады, морсы, соки. У нас к тому же многие летом уезжают на юг и надолго увозят детей. А надои в этот период, наоборот, больше, чем в другие сезоны. На предприятии в это время увеличивают выпуск молока стерилизованного - длительного хранения, творог замораживают...

Специалисты «Латоны» рассказали, что именно летом продукция здесь производится самая что ни на есть натуральная. Сметана, к примеру, кажется многим хозяйкам жидковатой: уж не разбавили ли? А на самом деле получена она из настоящих натуральных сливок, которых летом в избытке, поэтому и консистенция иная.

Поздней осенью и зимой - обратная ситуация: спрос больше, а молока меньше. К тому же из хозяйств оно поступает с высокой жирностью - 3,3-3,8 процента. А покупатель ищет обычно не выше 2,5 процента. Вот и приходится разбавлять его молочной обезжиренной частью, получаемой из сухого молока, нормализуя жирность. Второй способ нормализации жирности - изъятие части сливок. Но его применение возможно лишь при избытке исходного продукта.

Если нет буренки на балконе

Едва ли не каждый из нас готов верить, что все молоко, которое мы пьем, - не натуральное, «порошковое», то есть произведенное из «сухого». Но ведь этот растворимый порошок получается при высушивании натурального коровьего молока. Как утверждают производители, «сухое» сохраняет все полезные свойства исходного продукта. Правда, те же производители соглашаются и с некоторой потерей полезных свойств при высокой степени термообработки. Но иного пути от животноводческой фермы к потребителю как через перерабатывающие предприятия нет.

Ежедневно на «Латону» поступает около 30 тонн натурального коровьего молока. Его привозят из хозяйств области: «Полярная звезда», «Индустрия», из Ковдора и Ура-Губы, а также из одного из крупных животноводческих хозяйств Вологодской области. Прежде всего пробы продукции каждого поставщика направляются в лабораторию, где определяется, каким сортом она будет принята. Как правило, это высший или первый, иного здесь вообще не припоминают. Ведь каждый производитель заинтересован поставлять продукцию только качественную, поскольку от сортности зависит оплата. Лабораторные исследования проходят максимально быстро - продукт деликатный, требующий скорейшей переработки.

В огромных цистернах созревают кефир и простокваша. К слову, здесь не используют готовые сухие закваски, выращивают только свои собственные. Поэтому разные партии кефира или простокваши могут чуть отличаться по вкусу друг от друга, быть более или менее кислыми. Так что дело тут тоже не в каких-то проблемах качества, как может показаться постоянному покупателю.

Меня, например, давно настораживало, что из покупного молока, в том числе и произведенного здесь, которое оказалось неиспользованным, или сливок, когда они здесь выпускались, не получаются вкусная простокваша или сметана, как из молока или сливок деревенских. Считала, что дело в разбодяживании натурального продукта невесть чем.

Но на «Латоне» объяснили: все дело в микрофлоре. Если брать обычное молоко, в нем уже содержится натуральная микрофлора, попавшая непосредственно из коровьего вымени. При обработке же она частично погибает. К тому же сегодня уже при выходе с современных высокотехнологичных ферм молоко изначально гораздо чище. Раньше допускалось до миллиона бактерий в одном его миллилитре высшего сорта, а сейчас вдвое меньше. На Западе же эта норма еще более строгая.

Оставшаяся же часть микрофлоры, попадая в тепло, начинает развиваться. В деревенском молоке ее много больше, вот и загустевает оно быстрее, давая настоящую вкусную простоквашу. А в прошедшем обработку нужной микрофлоры мало, но оно активно впитывает окружающую. Вот и получается вместо ожидаемого продукта тот самый противный, часто горьковатый сгусток.

Так что лучше, если уж мы не держим на балконе собственную буренку, покупать всю молочную продукцию в готовом виде. А какой производитель окажется при этом в приоритете - дело сугубо личное. Правда, северяне все же несколько больше доверяют своим, местным. Хотя сегодня их продукции все труднее конкурировать с многочисленными бутылками и упаковками, поступающими отовсюду, особенно в крупные магазины. Нередко даже сотрудники супермаркетов не могут ответить покупателю, где искать продукцию той же «Латоны» или «Апатитскую буренку».

- Трудно, есть потери, - констатирует гендиректор «Латоны». - Все же большая разница - пять конкурирующих компаний представляют на прилавке свою продукцию или пятнадцать. Торговле проще с крупными компаниями дело иметь. Взять, к примеру, бывшую российскую «Вимм-Билль-Данн», которая сегодня принадлежит компании «Пепси-Кола (Бермуды)», находящейся на Бермудских островах, или «Юнимилк», влившуюся во французский «Данон». Им ничего не стоит провести любую крупную акцию для привлечения покупателей, на сутки-двое сбросить приличную сумму в цене того или иного продукта. А покупатель сегодня вынужден смотреть прежде всего на цены...

Продукция «Латоны», которая недавно отметила свое 40-летие, востребована на всей территории области. Трижды в неделю здесь загружаются машины из разных городов и поселков, в магазины и иным потребителям Мурманска ее доставляют ежедневно. Ассортимент постоянно расширяется. И, по словам гендиректора, здесь рассчитывают работать еще не одно десятилетие.

Фото: Лев Федосеев
Юния ВАЛАМИНА, Североморск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.10.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня