26.03.2014 / Экономика

Помеха слева

Как убрать с маршрутов нелегалов

Все мы являемся пассажирами. Даже самые заядлые автолюбители порой по тем или иным причинам оставляют своих железных коней дома и пользуются услугами городского или междугородного общественного транспорта. Между тем положение дел с транспортным обслуживанием населения остается в нашей области непростым. Эта тема стала предметом обсуждения на совместном заседании регионального минтранса и ассоциации «Кольский союз перевозчиков». О состоянии дел в их муниципальных образованиях доложили представители администраций Мурманска, Североморска, Мончегорска, Апатитов и Кандалакши.

Доходит до битья стекол

Обсуждение показало, что проблемы у всех общие: нелегальные перевозчики (особенно острая ситуация с ними сложилась в областном центре), сроки договоров на обслуживание маршрутов (перевозчики - и в этом их поддерживает минтранс - заинтересованы, чтобы они были как можно более долгосрочными) и размер дотаций на убытки на социально значимых маршрутах.

Своим видением проблем, имеющихся в этой важной сфере, на примере конкретного предприятия, а также возможными путями их решения с нашей газетой поделился заместитель генерального директора ОАО «Мурманскавтотранс» Андрей Попов.

У транспортников в Мурманске и области, утверждает он, в настоящее время сложилась довольно сложная ситуация из-за присутствия на рынке огромного количества нелегальных перевозчиков. Нарушая требования законодательства, они фактически перехватывают пассажиров у послушных ему компаний. В нечестной конкурентной борьбе порой доходит до битья стекол в автобусах и прямых угроз водителям, легально работающим на маршруте.

«Мурманскавтотранс» - один из крупнейших пассажирских автоперевозчиков Кольского полуострова. Он обслуживает внутримуниципальные маршруты практически во всех крупных населенных пунктах - Апатитах, Кировске, Мончегорске, Кандалакше, Североморске. Что касается областного центра, то автобусы 105-го и 107-го маршрутов, курсирующие между автовокзалом и Североморском, по пути следования останавливаются на всех ключевых остановках. И мурманчане ездят на них по внутригородским, кстати, тарифам от центра до улицы Лобова и, естественно, в обратном направлении. Компания также обеспечивает большинство перевозок по области - в Ревду, Туманный, Териберку и так далее.

Сейчас «Мурманскавтотранс» идет на очередной конкурс на право заключения трехлетних договоров транспортного обслуживания населения на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, проводимый областным минтрансом. И это еще один повод поговорить о проблеме «левых» извозчиков.

Конкуренция должна быть честной

- Мы не боимся честной конкуренции, - подчеркивает мой собеседник. - Мы за равенство. При таких условиях пассажиров на всех хватит. Пусть нынешние нелегалы выходят на конкурс. Если смогут, пусть побеждают. Но дело как раз в том, что они участвовать в таких конкурсах не спешат. А необходим порядок: тех, кто не выиграл конкурс на тот или иной маршрут, на линии быть не должно.

Но де-факто они есть. И это серьезная проблема. Нелегалы уводят пассажиров у законных перевозчиков. Причем подобную конкуренцию трудно назвать честной.

- Мы получаем лицензию на пассажирские перевозки, выигрываем конкурс, заключаем договор на обслуживание, в котором оговорены маршрут, режим работы, график и так далее, - перечисляет Андрей Попов. - И мы этот график соблюдаем. Если надо, заменяем заболевшего водителя или сломавшуюся машину, чтобы обеспечить выполнение расписания движения. Особое внимание уделяем вопросам безопасности. Все это - требования законодательства. И мы обязаны их выполнять. Требований таких целый перечень: автомобиль должен быть оборудован тахографом, который контролирует соблюдение водителем режимов движения, времени труда и отдыха, аппаратурой спутниковой навигации. Обязательно и страхование пассажиров. Мы содержим собственную производственную базу, механиков, диспетчеров, регулярно проводим обучение специалистов и так далее. И это правильно. Но это все миллионные вложения.

У «леваков» из всего вышеперечисленного присутствует разве что лицензия на пассажирские перевозки. И это еще в лучшем случае. Понятно, что при условиях подобной «экономии» нелегалы получают конкурентное преимущество.

Скорость или безопасность?

- А нам-то, пассажирам, какое до этого дело? - может возразить кто-нибудь. - Нам все равно, на каком автобусе ехать.

Не совсем. Во-первых, нелегалы не обеспечивают график движения. Проще говоря, работают, как правило, только в часы пик, когда есть заполняемость. Они могут не выйти на маршрут в плохую погоду или просто когда «не захотелось». И положиться на них, если вам надо добраться до того же Североморска днем, поздно вечером или в метель, нельзя.

Во-вторых (хотя, скорее, этот аргумент является первым по значимости, ибо речь идет о безопасности), автобусы большой вместимости, которыми возит тот же «Мурманскавтотранс», гораздо безопаснее на дороге, чем микроавтобусы нелегалов, которые к тому же стремятся ехать как можно быстрее, чтобы обеспечить больший доход. Собственно говоря, скорость - единственный плюс «левых» извозчиков. Но он может дорого обойтись их пассажирам, которые еще и не будут застрахованы от несчастного случая.

«Помеха слева» имеет и финансовый аспект. Причем не только для самих легальных перевозчиков, но и для бюджета муниципалитета или региона (если речь идет о межмуниципальном маршруте). Дело в том, что победившие в конкурсе и заключившие договор транспортные компании выполняют по большей части так называемые социально значимые перевозки. Расписание движения автобусов не всегда экономически выгодно, а предельный тариф ограничен. При этом власти компенсируют убытки перевозчика дотациями. Они выплачиваются, что называется, по факту, но предельная сумма ограничена изначально. Нетрудно понять, что чем больше пассажиров уведут «леваки», тем более убыточным окажется маршрут для легального перевозчика и тем больше потребуется заплатить ему бюджетных денег, которые при других обстоятельствах можно было бы потратить на иные, не менее социально значимые цели. А в случае если полученные убытки превысят заложенные в бюджет суммы, компания-перевозчик окажется, как говорится, в минусе, что создаст ей реальные трудности для, скажем, обновления автопарка.

Доверять, но проверять

В общем, кто виноват, мы, думаю, выяснили. Осталось ответить на второй сакраментальный вопрос: что делать? Его-то я и задал своему собеседнику.

- В конечном счете выбирают всегда сами пассажиры. Люди должны понимать, кто такие нелегальные перевозчики, в чем их вред и опасность для общества. Нужна некая разъяснительная работа, - ответил Андрей Попов.

- В той же компьютерной сфере эта работа уже давно ведется, да только лицензионных Windows в России, по-моему, от этого больше не стало. Менталитет такой.

- И все же я уверен, что законопослушных граждан у нас большинство.

- Вы, Андрей Валентинович, конечно, оптимист. Ну хорошо, а как этому самому законопослушному большинству отличить легального перевозчика от нелегального? Ведь с автовокзалов «леваков» не прогнать - они рядом встанут.

- Если говорить о нашем предприятии, то на всех наших автобусах есть надписи: «ОАО «Мурманскавтотранс», «Североморское АТП» и так далее. Большими буквами. Никто не ошибется.

Второй и, на мой взгляд, более действенный способ борьбы с нелегалами, который видит мой собеседник, заключается в привлечении их к ответственности по закону. Хотя с этим есть определенные сложности.

- Во-первых, у нас нет закона, который бы это четко регулировал, - отметил в ходе упомянутого выше заседания министр транспорта и дорожного хозяйства области Дмитрий Соснин. - Во-вторых, полномочия по регулированию рынка пассажирских перевозок, к сожалению, находятся на разных уровнях. Организатором выступает муниципалитет или регион, а контроль ведет федеральный орган. Только если действовать в одной связке, появится какой-то эффект от этой работы.

Собственно говоря, на необходимости активизации совместной работы и делает упор Андрей Попов. При областном минтрансе существует межведомственная комиссия, объединяющая все, как принято говорить, заинтересованные структуры: ГИБДД, транспортную и трудовую инспекции, налоговую службу. У каждого ведомства свои функции. Одни имеют право остановить автобус на маршруте, другие проверить путевой лист, третьи - легальность самого бизнеса и так далее. И проверки на дорогах должны стать регулярными.

Нет, они, разумеется, проводятся и сейчас. Ничего нового изобретать не нужно. Но, по мнению моего собеседника, такие рейды надо организовывать как можно чаще. Хлопотно, конечно, собрать чиновников разных служб в одну группу. Но это, похоже, как раз тот случай, когда межведомственное взаимодействие нужно отточить, как бритву.

- Хоть каждый день пусть проверяют, - считает мой собеседник. - Тогда и те же пассажиры увидят, поймут, что к чему. К проверкам своих машин «Мурманскавтотранс» готов. Если найдут нарушения, пусть штрафуют. Но чтобы все были в равных условиях.

Впрочем, последний тезис я бы уточнил: равенство условий должно быть гарантировано в ходе конкурса. А уж его победителям власти должны обеспечить приоритет на маршруте. В этом залог как безопасности пассажиров, так и экономии бюджетных средств.

Игорь ЯГУПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.03.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня