23.04.2014 / Экономика

Ширится интерес - растут и задачи

Перспективы Северного морского пути и развитие всего транспортного кластера Заполярья стали темой отдельного пленарного заседания на прошедшей недавно в Мурманске IV международной конференции «Логистика в Арктике».

- Интерес к этому региону в последнее время в мире только растет, - подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, который вел заседание.

То, как можно и нужно реализовать все открывающиеся возможности приполярных широт, и обсудили участники форума.

- Мы заинтересованы не только в развитии судоходства как такового, но и в расширении хозяйственной деятельности в Арктике в целом, - отметил в своем докладе руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» Александр Ольшевский.

Этим, как известно, занимался и созданный в 1932 году Главсевморпуть - мощная в первые десятилетия своего существования структура. Пришедшая на смену администрация СМП, которая ведет свой отсчет с 1970-го, уже не имела того влияния - на каком-то этапе была низведена до уровня отдела в федеральном минтрансе, а затем и вовсе упразднена. Однако время и, главное, рост грузоперевозок вдоль северного побережья России показали необходимость возродить ее. Что и было сделано в прошлом году.

Администрация, как напомнил докладчик, выдает разрешения на плавание по трассе Севморпути, ведет мониторинг ледовой и метеорологической обстановки, а также контролирует соблюдение правил мореплавания. Если говорить в целом, то новые правила судоходства в приполярных широтах, по которым уже отработали прошлый год, стали более либеральными, чем те, что были приняты в начале девяностых годов. Они, например, при соблюдении ряда условий разрешают плавание в Арктике по чистой воде тех судов, которые не имеют ледового класса.

Тут, конечно, можно порассуждать, что и климат на макушке планеты за последние двадцать лет стал помягче. Впрочем, на вопрос о глобальном потеплении Александр Ольшевский ответил очень уклончиво: дескать, не ему судить, а ученым. Ну а у тех, как мы знаем, на сей счет есть диаметрально противоположные мнения. Одни говорят, что скоро по Севморпути можно будет в летнюю навигацию ходить без ледоколов. Другие с той же уверенностью утверждают, что краткосрочный цикл потепления закончился и теперь зимы опять станут суровее. В общем, как говорится, жизнь покажет. Тем не менее правила мореплавания, повторюсь, несколько упростились.

Впрочем, вернемся к докладу. В 2013 году, как сообщил Александр Ольшевский, в администрацию СМП поступили 718 заявлений на проход судов по трассе. 635 из них, включая более сотни от зарубежных компаний, были удовлетворены. Впрочем, ряд судовладельцев получили разрешения, что называется, со второго или третьего захода, предоставив дополнительную документацию. Так что в конечном счете было отказано лишь около полутора десяткам судов.

А единственным нарушителем стало скандально известное судно «Арктик Санрайз», которому три или четыре раза отказывали в проходе по Севморпути. Правда, причины, как можно было понять из объяснений Ольшевского, носили достаточно формальные основания.

- Мы не против экологических организаций, - особо уточнил руководитель администрации СМП, - но, поймите, мы работаем по документам.

Однако перейдем от частного к общему. Грузопоток по СМП, хоть и незначительно, но из года в год растет. Иначе говоря, есть некий устойчивый спрос на услуги этого транспортного коридора. И для расширения его возможностей необходимо строить и транспортный, и ледокольный флот.

Региональным аспектам роста грузоперевозок в Арктике посвятил свой доклад Дмитрий Соснин. Речь шла как о конкретном инвестиционном проекте развития Мурманского транспортного узла, так и о транзитном потенциале портов Кольского полуострова в целом.

- Мы отлично понимаем наши конкурентные преимущества: это незамерзающий порт, развитая инфраструктура, в том числе и для транзита, учитывая наши железнодорожные мощности, наличие которых в приарктическом регионе особенно важно, - отметил министр.

Суммарный грузооборот портов полуострова, как подчеркнул он, растет. В первую очередь, конечно, за счет Мурманска. Но потенциал есть и у Кандалакши, и у Витино.

Главные перспективы для развития портовых мощностей в Кольском заливе связаны, безусловно, с наливными грузами. Речь идет об углеводородах с арктического шельфа. В этом, отметил министр, будущее наших портов. Но для этого нужно время.

Что касается самого инвестиционного проекта развития Мурманского транспортного узла, то он, напомним, включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России» и предполагает комплексное расширение мощностей морского, железнодорожного и автомобильного транспорта на основе государственно-частного партнерства. Государство должно обеспечить инфраструктуру. В первую очередь речь идет о железнодорожной ветке Выходной - Лавна. Ее строительство приведет к развитию западного берега Кольского залива, где, в частности, планируется создать угольный терминал мощностью до 18 миллионов тонн в год.

Но МТУ, как отметил докладчик, это не только грузы, но и пассажирская инфраструктура. Уже сейчас в Мурманске идет реконструкция пирса дальних линий, затем будет модернизировано и само здание морвокзала. Так что в перспективе можно рассчитывать на существенное увеличение турпотока.

Представитель компании «Транспорт Утвиклинг АС» Стиг Нердал поделился с участниками заседания возможностями сотрудничества между Россией и норвежским Арктическим морским кластером, который объединяет без малого четыре десятка норвежских компаний. Это судовладельцы, порты, поставщики услуг и оборудования, верфи и даже университеты, которые хотят развивать свою деятельность в Арктике. Причем главный акцент они делают не на нефть и газ. У этих компаний другие планы: контейнерные и пассажирские перевозки, например. В общем, все, что нужно для диверсификации экономики региона.

Входящие в кластер компании готовы сотрудничать с другими странами, включая Россию. И, уверен Стиг Нердал, возможности для такого взаимодействия имеются. Уже осенью норвежцы планируют приехать в Мурманск для знакомства и общения с потенциальными партнерами.

Игорь ЯГУПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.04.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,274673,480876,982071,0129
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня