05.06.2014 / Экономика

Залог успеха - профессиональный подход

Фото предоставлено Мурманской таможней

Привлечение инвесторов под новые проекты, расширение действующих производств, укрепление партнерства с зарубежными компаниями - эти факторы необходимы для развития бизнеса. Его стабильная работа обеспечивает пополнение бюджета той или иной территории и, как следствие, способствует повышению качества жизни местного населения. В приграничном регионе, как наш, производственная деятельность значительного числа предприятий и даже целых отраслей во многом зависит от работы таможенных органов. Об их роли в социально-экономическом развитии края нашей газете рассказал начальник Мурманской таможни Сергей ОПРЯ.

- Сергей Иванович, давно идут разговоры о создании в Мурманске портовой особой экономической зоны. Первоначально проект связывали с освоением Штокмана. Но разработка месторождения пока откладывается. Будет все-таки создана ПОЭЗ?

- Таможня в большей степени должна подключиться к подобному проекту уже на стадии его практической реализации. Сначала создание особой экономической зоны утверждает своим решением правительство России. Затем, что крайне важно, определяются ее резиденты. Львиная доля нагрузки по развитию ОЭЗ лежит именно на резидентах - тех инвесторах, которые должны прийти в эту особую экономическую зону, чтобы реализовать конкретные проекты. Механизм организации ОЭЗ, как правило, включает в себя различные налоговые преференции, а также специальные таможенные процедуры. Скажем, товары, ввозимые на эту территорию, не облагаются таможенными платежами, пошлинами, к ним не применяются определенные запреты, ограничения, меры тарифного и нетарифного регулирования. Это суть всего процесса. Тогда и появляется диалог между резидентами ОЭЗ и таможней. У нас явных потенциальных резидентов на сегодня нет. По крайней мере, к нам, в таможню они не обращались. Так что возможность функционирования ОЭЗ в том виде, в каком это происходит в других регионах, Калининградской области например, у нас пока не просматривается. Тем не менее мы готовы консультировать заинтересованные компании, которые позиционировали бы себя в качестве резидентов.

- Когда на различных конференциях и встречах идет речь о разработке любых проектов на шельфе или в континентальной приарктической зоне, специалисты-логистики часто в числе возможных рисков указывают сложности с таможенным оформлением грузов. Проблема действительно существует?

- Разработка мощных газовых и нефтяных проектов всегда связана с перемещением через границу оборудования и добытого сырья. При этом суть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в том, что любое пересечение границы должно идти по определенным правилам. Таможенное законодательство, безусловно, не отличается простотой. А отечественные компании сильно зависят от импортного оборудования. Все это требует от них грамотного отношения к соблюдению всех необходимых процедур. Возникающие сложности связаны не столько с какими-то законодательными препонами, сколько с плохой информированностью хозяйствующих субъектов, недостатком у них опыта в столь специфических вопросах. Очень важную роль в этом процессе может сыграть участие в нем профессионалов. Это могут быть сотрудники самого предприятия, которые занимаются исключительно таможенными вопросами. У таких участников ВЭД и трудностей, как правило, не возникает. В качестве примера можно привести Кольскую ГМК, Ковдорский ГОК и многие другие крупнейшие предприятия региона. Другой вариант - обратиться к услугам таможенных представителей. Они призваны решать вопросы, возникающие между хозяйствующим субъектом и таможенным органом. К сожалению, в силу специфики региона таких сильных подразделений у нас нет. Регион ориентирован на экспорт, а услуги таможенных представителей нужны главным образом импортерам. Но при желании все проблемы преодолимы. Яркий пример тому - ледостойкая платформа «Приразломная». Еще до появления специальной таможенной процедуры, позволяющей в упрощенном порядке ввозить в страну оборудование для нефтегазового комплекса, действовал особый порядок его ввоза на «Приразломную». Все можно решить в рамках совместного диалога и соблюдения требований законодательства.

- Таможня готова к возможному увеличению грузопотоков, связанных с освоением Арктики?

- Территория Мурманского порта постоянно развивается. Причем весьма активно. Соотвественно развивается и наш пункт пропуска. Портовые мощности первичны: товар нужно привезти, разгрузить и так далее. Потом уже идет речь о таможенном оформлении. Наша задача - обеспечить работу на всех участках теми же силами и с минимальными затратами рабочего времени. Со всеми крупными участниками ВЭД мы активно общаемся. Залог успешного сотрудничества - своевременное предоставление нам предварительной информации о том, что они будут ввозить. Оборудование специфическое, и нам важно спрогнозировать его особенности, понять, какие нюансы могут возникнуть при его перемещении через границу. Подобный подход снимает проблемы практически на сто процентов. Система управления рисками позволяет нам на сегодня минимизировать формы таможенного контроля. Такие условия, как прозрачность и скорость, мы гарантируем и обеспечиваем. Но при условии обоюдного профессионального подхода. Если таможенная составляющая воспринимается предприятием как часть производственного процесса, каких-то трудностей, как правило, не возникает.

- Предприятия региона активно пользуются возможностями современного таможенного законодательства?

- Да, безусловно. Скажем, Ковдорский ГОК является уполномоченным экономическим оператором. Этот статус дает возможность хранить поступающий импортный товар на своих складах. Таким образом исключаются издержки, связанные с дополнительными перегрузками, хранением и так далее. Уполномоченный экономический оператор обладает и другими возможностями. Например, выпускать товар до подачи таможенной декларации. Тем самым, опять же, снижаются издержки, экономится время. В общем, компания идет в ногу со временем. Уполномоченный экономический оператор у нас пока один, но многие предприятия имеют собственные склады временного хранения - СВХ. Они также могут подать заявки и получить этот статус со всеми возможностями.

- То есть инфраструктура развивается?

- Еще лет пять назад на весь регион был только один СВХ, принадлежащий коммерческой структуре. Сейчас - более десятка. Они, повторюсь, есть на большинстве крупных предприятий, которым так гораздо удобнее обрабатывать свои грузы.

- В числе перспективных направлений международного сотрудничества для региона называется туризм. Стоит, например, вспомнить проект «Арктическая гавань». Здесь есть сложности с точки зрения таможни?

- Для туристов основной вопрос - ощущение комфорта. И с этим в Мурманске есть серьезные проблемы. Морской вокзал у нас не функционирует. Да он и раньше не соответствовал требованиям международных перевозок. Так что сегодня мы с пограничниками работаем в спартанских условиях. Круизные суда швартуются у грузовых причалов, где нет необходимой инфраструктуры. Мы вынуждены работать, что называется, на трапе. Но работаем, не создаем трудностей и проблем для людей. Иностранные граждане, конечно, в основном законопослушны, они приезжают к нам не ради шопинга, так что, по крайней мере, с тюками товаров мы на круизных судах не сталкиваемся. Когда названный вами проект реализуется, можно будет говорить о неком комфорте. В здании морвокзала должен быть организован такой же полноценный пункт пропуска через границу, как, например, в международных аэропортах: с зонами пограничного и таможенного контроля, системой зеленого и красного коридоров и так далее.

- А с коллегами из сопредельных стран вы взаимодействуете?

- Да, и достаточно активно. На уровне таможенных постов, если не ежемесячно, то раз в квартал обязательно проходят рабочие встречи. На уровне руководства мы также регулярно встречаемся с представителями таможенных служб, полиции и пограничных служб Норвегии и Финляндии. Минимум раз в полгода. И хочу сказать, что всегда видим их искреннюю заинтересованность в том, чтобы совместно решать вопросы скорейшего прохождения границы. В деятельности и компетенции каждого органа есть своя специфика, но в целом мы не так и сильно отличаемся друг от друга, когда речь идет о таможенном законодательстве.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.06.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,409072,008276,043670,2082
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня