23.09.2015 / Экономика

Карьер уходит в глубь земли

Фото: Лев Федосеев

Свое знакомство с одним из крупнейших предприятий и, соответственно, налогоплательщиков нашей области - Ковдорским горно-обогатительным комбинатом, входящим в состав холдинга «ЕвроХим», мы начали, как и положено, с «ворот» - контрольно-пропускного пункта, через который проходят постоянно 3,5 тысячи его работников. Промплощадку у КПП украшают главные символы: ковш и рудная глыба - первый стомиллионный кусок железной руды.

Без пятисот тысяч 600 миллионов!

Осталось добыть всего 500 тысяч тонн и можно будет положить рядом 600-миллионную тонну.

- Планируем, что произойдет это уже к концу сентября, - рассказывает исполнительный директор АО «Ковдорский ГОК» Игорь Мелик-Гайказов.

Лучших гидов, чем руководитель предприятия и его заместители, участвовавшие в недавнем пресс-туре, журналисты вряд ли могли пожелать. Путешествие от одного объекта к другому оказалось очень увлекательным и насыщенным полезной информацией. Причем в ходе экскурсии наш главный гид крайне редко обращался за помощью к замам. Казалось, что нет цифр и подробностей, которых бы руководитель не знал. По крайней мере, ни один вопрос журналистской братии не остался без ответа.

Кстати, прежде чем отправиться в путь, нас нарядили в спецодежду, каски и защитные очки, обули в новенькие башмаки а-ля берцы, весьма комфортные и легкие. Нас было практически не отличить от работников предприятия.

Уже сами дороги, по которым мы передвигаемся, - тема для разговора. Сейчас многие их участки бетонируют, поскольку асфальтовое покрытие недолго выдерживает тяжелую технику. Под тридцатисантиметровый слой бетона укладывается мощная арматура. Такие дороги много надежнее и служат обычно не один десяток лет. Во всяком случае, на тех участках, где подобное покрытие было уложено изначально, дороги сохранились еще с основания комбината - с 1959-го. В этом году на их улучшение будет затрачено 96 миллионов рублей.

Всего же на площади 3,5 тысячи гектаров, которую занимает ГОК, находится 65 километров дорог. И, по заверениям наших экскурсоводов, за их состоянием постоянно следят. Даже собственную щебенку производят для этих целей.

На одном из участков встречаем мощный грейдер. Оказалось, тоже местная достопримечательность - самый большой грейдер, больше во всем мире машин такого же назначения не производят. Ширина захвата его ножа отвала достигает семи метров.

- Его бы в Мурманск - зимой дороги порасчистить! - восклицает кто-то из журналистов.

Характеристики вроде «самый» нам приходилось слышать в ходе встреч на комбинате еще не раз. Как правило, наиболее впечатляющее для новичка зрелище на горнодобывающих предприятиях - карьеры открытой добычи. Здесь он тоже впечатляет. Сейчас уходит на глубину около 500 метров. И многотонные самосвалы, снующие по серпантину дорог, скорее похожи на игрушечные машинки.

С правой стороны по уступам сбегает настоящий водопад. Посторонним смотреть на его сверкающие струи приятно, а вот специалистам эта красота доставляет немало хлопот. Когда-то с одной стороны нынешнего карьера находилось озеро, а теперь грунтовые воды, его питавшие, рвутся на волю...

По словам Игоря Мелик-Гайказова, предприятие намерено продолжать добычу руды открытым способом, и карьер со временем расширится и станет намного глубже. Планируется уйти в глубь земли до 800 метров. Работы будут продолжаться еще много лет. С учетом запасов апатитоштаффелитовых руд, к добыче которых комбинат приступил совсем недавно, хватит на десять лет, и уже идет активная разведка еще одного – апатитокарбонатитового месторождения.

В востребованности фосфорных удобрений из апатита никто не сомневается. И карбонатитовое сырье не останется без внимания - на его основе производят очень нужные строительной отрасли материалы. Значит, перспектива развития у предприятия есть.

Мы наблюдаем за жизнью карьера с высоты, выстроившись вдоль ограждения неподалеку от вечного наблюдателя и контролера - местной знаменитости, Пал Палыча. Фигурка невысокого человека в рабочей спецовке и каске перекочевала сюда из города. Рабочие предприятия решили, что именно здесь ее место. Каждый видит в ней своего героя, и абсолютно единого мнения по поводу прототипа нет. Скорее всего, образ собирательный. Хотя, говорят, скульптура весьма напоминает одного из работавших в карьере бульдозеристов - Павла Павловича.

При расширении карьера ни места, где мы с Пал Палычем любуемся глубокими горизонтами, ни даже расположенной неподалеку диспетчерской не будет. А пока в ней на вахте главный здесь и сейчас человек - диспетчер Василий Сухих. У него перед глазами все, что происходит в карьере. В любую секунду он может, например, с абсолютной достоверностью определить, сколько породы в кузове каждого из самосвалов, с какой скоростью он передвигается, и даже какое на данный момент давление в его шинах... И местонахождение доставившего нас к карьеру пазика - тоже. В режиме онлайн на экране монитора отображается вся информация о происходящем на промплощадке. При необходимости диспетчер может мгновенно связаться с кем угодно.

От карьера до склада

Отсюда, из карьера, начинается путь апатитового и бадделеитового концентрата, железной руды. Но пока они будут получены, добытая порода пройдет еще немало этапов.

Дробильный цех - первый этап измельчения породы. Мощные барабаны мельниц пережевывают своим весом и зубцами глыбы. Породе предстоит пройти три стадии дробления, потом - измельчение.

- В этом году реализуем проект модернизации четырех конвейеров, - продолжает рассказ наш гид. - Это позволит повысить производительность трактов. Проектная мощность транспортировки составляла 16 миллионов тонн, но мы доведем ее до 25 миллионов. Модернизировано и вот это административно-бытовое здание. Оно претерпело изменения как внутри, так и снаружи. Фасады всех зданий обретут со временем единый «еврохимовский» стиль. В этом году такой корпоративный облик уже получили дробильная фабрика, цех технологического транспорта и рудника «Железный». Произведены работы по утеплению, замене окон и кровель.

Инвестиционная программа обширная. Оборудование закупается как импортное, так и отечественное. Дробильная фабрика переоборудуется особенно активно.

Стоит напомнить, что Ковдорский ГОК - второй по величине в России производитель апатитового концентрата и единственный в мире - концентрата бадделеитового.

Сегодня - это высокоэффективное с точки зрения комплексности отработки месторождений предприятие, оснащенное современной техникой и оборудованием.

Здесь стараются максимально использовать имеющуюся сырьевую базу, работая, по сути, с несколькими месторождениями.

- Мы с 1995-го по 2014-й перерабатывали хвосты техногенного месторождения - порядка 60 миллионов тонн, - поясняет Игорь Вячеславович. - Затем взялись за апатитоштаффелитовые руды, в планах - и апатитокарбонатитовые. Часть их запасов - рядом с апатитоштаффелитовым карьером - уже разведана. В течение десяти лет разведку продолжим. Предположительно, запасы составляют порядка полутора миллиардов тонн. Правда, руда эта довольно бедная.

Новый комплекс переработки апатитоштаффелитовых руд весной введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Для нашей области он является приоритетным инвестиционным проектом. Его стоимость - 6,8 миллиарда рублей. Комплекс рассчитан на ежегодное производство около 950 тысяч тонн апатитового и 130 тысяч тонн железорудного концентрата. Предусмотрены в нем и технические решения экологического характера. Например, пылеподавление и герметизация мест перегрузки руды.

С выведением нового комплекса на полную мощность ожидается 1,9 миллиарда дополнительных налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты.

На предприятии идет масштабная модернизация всех производств. Практически не найти цеха, где бы не велись работы, не менялось оборудование.

После непосредственного знакомства с предприятием Игорь Мелик-Гайказов провел экскурсию уже по схемам, чертежам и 3D-макетам. Рассказал, например, что главные потребители продукции Ковдорского ГОКа - химпредприятия России и Китая. Они потребляют больше половины продукции.

- Наша руда имеет специфические свойства. У нас все-таки карбонатная составляющая, в отличие от других, которые имеют силикатную, - пояснил исполнительный директор. - Так что определенная доля нашей руды необходима и для металлургического процесса, и для снижения затрат Череповецкого металлургического комбината. Поэтому череповецкая «Северсталь» в своей шихте использует 25-30 процентов нашего концентрата.

Он отметил также, что непростая экономическая ситуация практически не повлияла на работу предприятия и его дальнейшие планы.

Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.09.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня