14.11.2015 / Экономика

Станет ли середина золотой?

Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ

На следующее заседание областного правительства планируют вынести вопрос о повышении платы за проезд в общественном транспорте. А вчера его обсудили на совместном совещании комитетов думы по экономической политике и хозяйственной деятельности, а также по труду и социальной политике. В совещании приняли участие руководители профильных министерств Дмитрий Соснин и Сергей Мякишев, специалисты минфина, руководители транспортных предприятий, представители муниципальных образований, общественности.

Объективную необходимость такого непопулярного шага понимают все. Если человек платит сегодня за проезд в городском транспорте 22 рубля, а, по данным комитета по тарифному регулированию, экономически обоснованная его стоимость - 26 с хвостиком, возместить недостающую сумму транспортникам необходимо. Карманов для этого два: самого пассажира или бюджета. Поэтому речи о том, чтобы цену оставить без изменения, практически никто не вел. Исключение составило мнение председателя комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности Михаила Антропова, высказанное перед началом заседания:

- Сегодня мы обсуждаем проблему, имеющую две составляющие: социальную и экономическую. Если увеличивать стоимость на небольшую на первый взгляд сумму - всего 3 рубля, получится, что за два года мы практически на 29 процентов увеличиваем стоимость проезда. При этом реальная заработная плата упала на 9 процентов, пенсии - на четыре. А значит, даже с экономической точки зрения это может привести к уменьшению спроса на услуги общественного транспорта. Уже порой такси поджимает. Говорят, что семьей иногда выгоднее заказать такси. Если кто-то ездит регулярно, повышение обернется 100-150 рублями дополнительных затрат. С моей точки зрения, это повышение и с экономической, и тем более с социальной точек зрения нецелесообразно. Известно, что даже на продукты покупательский спрос снизился на 15 процентов. Такое же может ожидать и транспорт. Интересен в этом плане пример Петрозаводска, где глава города заставила перевозчиков снизить тарифы, и у них серьезно повысился объем выручки за счет количества пассажиров. Может быть, и подобный путь рассмотреть, но, конечно же, все надо продумывать…

Депутат городского совета директор троллейбусного парка Сергей Коробков отметил:

- Я высказывался по этому поводу неоднократно и в разных аудиториях. Естественно, неприятный вопрос о любом росте цен. Но для того чтобы обеспечивать и дальше безопасность и качество перевозок, цены просто необходимо поднять. Мы подавали обоснования на тариф в 28 рублей 53 копейки. Это к тому же цена по прошлому году. Но установлен для нас с 1 июля тариф иной - 26 рублей три копейки.

А по поводу снижения цены ответил, что идти по этому пути для повышения пассажиропотока у нас абсолютно нецелесообразно. Жителей в городе не прибавляется, наоборот, становится меньше. Да и те, кому нужны поездки в автобусах и троллейбусах, не станут вдруг из-за этого ездить чаще. В некоторых городах опыт такой был, но непременно приводил к росту бюджетных затрат.

В своем комментарии по этому вопросу министр транспорта Дмитрий Соснин сказал:

- Нынешний размер оплаты установлен в декабре 2014 года и составляет

22 рубля в городском транспорте, пригородном - 2.20 на пассажирокилометр. В текущем году комитетом по тарифному регулированию установлен экономически обоснованный тариф для транспортных организаций. Так, в электротранспорте перевозка одного пассажира обходится в 26 рублей 2 копейки, а по «Мурманскавтотрансу» поездка в городе - свыше 28 рублей. При нынешней цене билета в 22 рубля транспортники, естественно, несут достаточно существенные убытки. Поэтому пересмотр тарифа сегодня необходим. Установить новый тариф, равный экономически целесообразному, значит существенно увеличить финансовую нагрузку на население. Но и оставить его прежним тоже невозможно. Минтранс исходит из желания учесть интересы обеих заинтересованных сторон. Транспортники обязаны выплачивать зарплату сотрудникам, перечислять налоги, обеспечивать требования безопасности - проведение технических осмотров транспортных средств, медицинского освидетельствования водителей и кондукторов...

На наш взгляд, золотой серединой может стать тариф в 25 рублей. Разница же этой суммы с экономически обоснованными затратами ложится на региональный бюджет. Это весьма немалые расходы. Только в этом году на оплату межтарифной разницы потрачено порядка 90 миллионов рублей. Стоит отметить, что ведутся эти доплаты всего полгода.

На рассмотрение будет вынесено, по словам министра, и увеличение цены единого социального проездного билета с нынешних 500 рублей до 570. Прислушавшись к мнению населения, правительство изменило планку доходов, дающих право на приобретение единого проездного. Теперь она - 29152 рубля 50 копеек. Практически 85 процентов льготников могут покупать единый социальный проездной. Правительство порядка 300 миллионов рублей тратит на эти цели.

На пригородных маршрутах цена тоже изменится - предлагается 2.50 за километр, по межгороду чуть больше. По сравнению с другими регионами цены средние. Если правительство поддержит предложение, через 10 дней решение вступит в силу. То есть проезд может подорожать уже в начале декабря.

Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.11.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня