29.04.2016 / Экономика

Второе рождение атомного гиганта

Фото: Сергей ЕЩЕНКО

В начале мая атомный лихтеровоз «Севморпуть» покинет Мурманск и возьмет курс на остров Котельный архипелага Новосибирских островов. Этот рейс называют первым, хотя судну три десятка лет. Оно спущено на воду 20 февраля 1986 года. Но предстоящий рейс фактически второе рождение атомного гиганта.

Введенный в строй в 1988 году, лихтеровоз предназначался для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдаленные северные районы. Он способен самостоятельно следовать во льдах толщиной до одного метра. Впрочем, в первые годы эксплуатации «Севморпуть» работал на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР.

С 1992-го по 2006 год судно активно участвовало в перевозках контейнерных и генеральных грузов на арктических трассах в направлении Дудинки. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз прошел свыше 300 тысяч морских миль и перевез более полутора миллионов тонн.

А потом удача повернулась к уникальному атомоходу спиной. Оставшись без работы, он с 2007 года стоял у причальной стенки. Его уже готовились пустить «на иголки». На судне было проведено немало работ по подготовке к утилизации, которые могли привести к его безвозвратному уходу. В частности, были осушены реакторы, начало демонтироваться оборудование для установки его на другие атомоходы... И все же в последний момент лихтеровоз сумел ухватить судьбу за хвост.

Буквально за две недели до окончательной постановки судна в док, напомнил первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в декабре 2013 года было принято решение о восстановлении «Севморпути». Так что уникальный корабль еще послужит Отечеству для реализации гражданских проектов и решения задач Минобороны в Арктике.

Технический ввод судна в эксплуатацию был завершен еще в прошлом году. В конце ноября «Севморпуть» вернулся с ходовых испытаний. Его восстановление, без сомнения, стало для ФГУП «Атомфлот» одним из важнейших итогов прошлого года. Оно обошлось в миллиард рублей с хвостиком (может, даже оторванным у той самой судьбы). Однако значительную часть в потраченной сумме составила цена ядерного топлива. Теперь, когда его перезагрузка потребуется еще нескоро, себестоимость грузоперевозок на атомоходе окажется ниже, чем на обычных судах.

И вот начало коммерческой эксплуатации. 27 апреля «Севморпуть» встал под погрузку к 15-му причалу торгового порта. Именно там он швартовался и раньше, в своей прежней, уже почти забытой жизни.

- Для нас эта погрузка очень важна. Мы расширяем номенклатуру грузов, увеличиваем грузопоток и надеемся, что работой, связанной с обработкой этого судна, мы докажем, что имеем необходимую квалификацию и технические ресурсы для участия в арктических проектах, - отметил генеральный директор ПАО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько.

Погрузка должна занять около недели. На остров Котельный «Севморпуть» доставит свыше пяти тысяч тонн различных грузов. В основном трюмы атомного лихтеровоза заполнят строительные материалы. Владельцем груза является ООО «Запсибгазпром-Газификация».

В это время года в Арктике весьма тяжелая ледовая обстановка. Поэтому лихтеровоз пойдет под ледокольной проводкой атомохода «Ямал». Переход займет семь-восемь дней. А весь рейс продлится около месяца. Есть планы и на дальнейшую загрузку судна. Ну а в первый свой рейс после возвращения к полноценной жизни оно должно отправиться ориентировочно 5 мая. Как говорится, семь футов под килем.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,570667,933372,239670,4693
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня