20.09.2016 / Экономика

Сага об ОСАГО

Так ли страшна мурманская «автогражданка»?

О перипетиях при оформлении в Мурманске и области полисов страхования автогражданской ответственности ходят легенды. Историями на эту тему пестрят интернет-форумы и странички социальных сетей. Говорят, солидные бородатые мужики плачут навзрыд, уронив буйные головы прямо на капоты своих джипов, так как отчаялись приобрести заветную девчачью (новые полисы - розовенького цвета) бумажку. А несчастные страховщики на тех же форумах рассказывают страшные истории об автоюристах, которые - есть же такие негодяи! - пытаются выбить из них деньги в пользу людей, у которых наступил страховой случай...

Можно было бы оставить эти легенды на откуп специалистам по мифологии, когда бы все те, кто имеет в собственности транспортное средство, раз в год сами не приобретали этот самый полис. Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться своими впечатлениями.

Малус бонус, да дорог

То, что проблемы с покупкой полиса ОСАГО у крупных страховых компаний в регионе имеются, - чистая правда. В их офисах от вас откровенно стараются избавиться. Скажем, одна из компаний может устроить продажу полисов исключительно в своем филиале в... Умбе. В другой принимают по пять-шесть человек в день. Как при этом сотрудница умудряется оформлять каждого клиента в течение целого часа - полнейшая загадка.

Но даже если вы взяли на работе отгул, заняли очередь в семь утра и к концу дня все же попали в заветный кабинет, обитательнице которого платят исключительно за нерасторопность, возможно, вас все равно ждет обман.

Скажем, страховщики часто мухлюют с КБМ - коэффициентом бонус-малус. Это, напомню, скидка за безаварийную езду, влияющая на стоимость полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности коэффициент может быть повышающим или понижающим. Каждому КБМ соответствует свой класс на начало заключения договора страхования. При продаже полиса страховая компания обязана использовать сведения о вашем КБМ из единой автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков (ЕАИС РСА).

Обязана, но часто этого не делает. И применяет в расчете стоимости страховки коэффициент, равный единице. Иначе говоря, вся ваша накопленная за годы безаварийной езды скидка уходит неизвестно куда. Причем, даже если вы заранее сами проверили свой бонус-малус на сайте РСА, в страховой компании вам могут сказать что-то вроде: «А у нас такой информации нет! Не хотите - не страхуйтесь». Ставка при этом делается на ваши нервы: мол, отстояв целый день в очереди, плюнете на потерю нескольких тысяч рублей и все равно приобретете злосчастный полис.

Ход рублем

Все это так. Вопрос в другом: а зачем рваться покупать полис ОСАГО в офисе крупной компании? В регионе немало представителей мелких динамичных страховых фирм. Да, офисы у них, как правило, небольшие, исключительно для руководящего персонала. А торговлю полисами они отдают на откуп страховым агентам.

Конечно, агент возьмет свои комиссионные. В Мурманске сумма составляет в среднем две тысячи рублей. Платится она либо как агентские, либо под соусом дополнительной услуги - скажем, страхования жизни. И что? Если две тысячи рублей в год для владельца авто - проблема, может, стоит продать его и ездить на троллейбусе? Тем более что в офисе крупной компании, как уже сказано, его все равно могут нагреть на гораздо большую сумму.

Опасаться, что агент всучит вам фальшивку, вряд ли стоит. Подлинность номера полиса легко проверяется на десятках онлайн-сервисов. Возьмите с собой планшет или смартфон и пробейте номер предложенного вам страхового документа.

В общем, на мой взгляд, пора развеять миф о недоступности ОСАГО в Мурманске и окрестностях. Я лично готов выложить лишнюю пару тысяч за быстрое оформление страховки.

Если потратил последнее...

Впрочем, ситуации бывают разные. Для тех, кто потратил последние четыре миллиона рублей на покупку «Рейндж Ровера» и теперь не в состоянии кормить детей, есть тернистый путь борьбы за правду. Вас пытаются обмануть с КБМ или навязывают дополнительную услугу? В такой ситуации специалисты советуют предупредить страховщика, что вы готовы записывать разговор на диктофон. И если предупреждение не возымело эффекта, действительно начать это делать. Согласно правилам профессиональной деятельности работники страховой компании препятствовать этому не вправе.

Затем можно пригрозить подачей претензии. А если вы все же купили то, что вам не нужно, то в пятидневный срок можете расторгнуть договор на необязательную страховку и вернуть внесенную премию. В конце концов, можно подать на страховую компанию в суд. Вольному, как говорится, воля.

На такси. Пожизненно

Еще один миф, который хочется развеять, - дороговизна местного ОСАГО. Я лично просчитал чуть ли не самый невыгодный для страхователя вариант. Так вот, в Мурманске первоначальный договор страхования авто мощностью свыше 150 «лошадок» и без ограничения числа водителей, чей бонус-малус к тому же равен единичке, будет стоить около 26 тысяч рублей. Это на год. Честное слово, авто - не хлеб насущный. Если это критичная сумма, то советую продать явно недешевую (при такой-то мощности!) машину и кататься на такси. Пожизненно.

Я понимаю, кто-то возразит: «Да на такое страхование и рубля жалко - не то что 26 тысяч!» Вот с этим я полностью согласен. ОСАГО, на мой взгляд, превратилось в простой транспортный побор с автовладельцев. Получить положенные деньги в случае наступления страхового случая для простого смертного - большое везение. Если уж застраховаться, то есть отдать деньги страховщику, так сложно, то представьте его изворотливость, когда он оказывается перед перспективой выложить деньги из своего кармана. Потому-то и процветает бизнес всевозможных автоюристов, не без своей выгоды, конечно, перекупающих у попавших в аварию водителей право на возмещение ущерба.

Причем требования к страхователю все ужесточаются. Так, в этом году в закон об ОСАГО внесены поправки, согласно которым страховая компания может отказать в выплате возмещения, если поврежденный автомобиль не был предоставлен ей на осмотр. Еще одно нововведение - увеличение с 5 до 10 дней срока рассмотрения досудебной претензии к качеству урегулирования убытка или к сумме выплаты. Как показала практика, в первоначальный срок страховые компании зачастую не укладывались. Поэтому было немало жалоб со стороны страхователей. Теперь таких жалоб должно поубавиться.

Но что можно здесь поделать? Мы не вправе нарушать требования закона, даже если не согласны с ними. Полис ОСАГО все равно придется покупать. А значит, нет смысла плакаться в жилетку. В общем, смотри все предыдущие аргументы.

Кошелек или... нервы?

Справедливости ради следует уточнить, что, как отмечают, в частности, эксперты информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», РСА и контролирующие органы все же принимают меры для решения проблемы доступности полисов автострахования.

Так, в числе поправок, принятых к закону об ОСАГО, есть и такие, согласно которым с 1 января 2017 года все страховые компании будут обязаны продавать электронные полисы ОСАГО.

Еще одна мера - введение системы «Единый агент РСА». В соответствии с ней страховые компании, имеющие филиалы в регионах, осуществляют продажи полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков - членов РСА. «Единый агент» действует в регионах, перечень которых утверждается президиумом Российского союза автостраховщиков по представлению Центробанка.

Дай бог, что-то изменится к лучшему. Но, как мне кажется, раньше рак на горе свистнет, чем в области страхования будет наведен порядок. А значит, и дальше придется готовить либо лишние денежки, либо... время и нервы.

Игорь КУРСАКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.09.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня