20 июля у причалов СРЗ № 10 ошвартуется первое рыболовное судно, с которого в Мурманской области начнется диверсификация оборонного комплекса. К приему уже практически все готово, включая изменения в местные нормативные акты, позволяющие выгружать рыбную продукцию на некогда военный причал. Впрочем, десятый СРЗ - лишь первая ласточка в региональной программе создания судоремонтного кластера на базе бывших и пока действующих оборонных предприятий Кольского полуострова. Его концепция обсуждалась недавно в ходе визита вице-премьера правительства страны Дмитрия Козака в Мурманскую область и получила одобрение и поддержку.

Вполне логично, что выездное заседание комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК России прошло вчера на борту ледокола «Ленин».

Толчок для судостроения

Движущей силой обсуждения темы, в котором приняли участие представители руководства целого ряда оборонных и судоремонтных производств, предприятий атомной промышленности и науки, стало поручение президента, данное им еще три года назад, о переориентации ОПК на гражданские рельсы. При этом глава государства поставил конкретные сроки: выйти на 30 процентов гражданской продукции к 2025 году и на 50 процентов - к 2030-му. И динамика перестройки ряда крупнейших оборонных производств уже демонстрирует, что это им по силам.

Тема диверсификации для России не нова. Еще в 80-х годах прошлого века этот процесс стал результатом падения «железного занавеса». Сейчас в ее основу лег чисто экономический расчет: всплеск потребностей страны в гособоронзаказе миновал свою пиковую отметку и неизбежно пошел на убыль, о чем и предупреждал Владимир Путин.

- В весеннюю сессию при корректировке бюджета и без того уменьшающиеся расходы на национальную оборону нами были сокращены еще на 0,5 процента, - рассказал председатель комиссии Госдумы, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев. - Рассчитывать на то, что военно-техническое сотрудничество, а попросту говоря, экспорт оружия увеличится, в нынешних санкционных условиях вряд ли возможно. Поэтому диверсификация для нас становится одним из важнейших инструментов.

Он сообщил, что этой теме в ближайшее время будет посвящено заседание Госсовета, и работа в Мурманске стала одним из этапов подготовки к нему. Столицу Заполярья депутат оценил как самое лучшее место для такой работы не только в силу славной боевой истории, но и потому, что она является важнейшей точкой в освоении Севморпути. При этом Владимир Гутенев рассказал, что сейчас законодатели формируют ограничения возможностей передвижения в российской экономической зоне по СМП для судов, не построенных на российских верфях. Это само по себе должно дать серьезный толчок развитию отечественного судостроения.

- Нам очень важно в преддверии Госсовета услышать и ожидания с мест, поскольку эта информация в последующем станет основой для формирования поручений президента, - отметил Владимир Гутенев.

Он заверил, что Мурманская область по обсуждаемому вопросу получит всяческую поддержку, в том числе со стороны Госдумы.

Главное - демография

Глава комитета признался, что изначально предлагал опустить экскурсионную часть программы, в частности, на борту атомохода «Ленин», чтобы оставить больше времени для работы. Однако потом понял ошибочность такого решения.

- После Великой Отечественной войны вызовов было на порядок больше, чем сейчас. Тем не менее от начала проекта до спуска на воду сложных судов проходило менее трех лет. Нам есть чему поучиться у той славной эпохи, - подчеркнул депутат.

Среди проблем, с которыми придется столкнуться при реализации программы диверсификации, одной из главных он назвал демографическую.

- Если в 1997-98 годах на Кольском полуострове проживали почти миллион 200 тысяч человек, сейчас - менее 800 тысяч. Но Мурманск как очень перспективная территория должен заботиться об обеспечении кадрового потенциала. И у нас есть ряд конкретных предложений. Я считаю, здесь обязательно должен быть опорный университет, мы готовы в этом помочь. Должна проводиться крупнейшая в стране олимпиада «Звезда», механизм которой сформирован так, что не вытягивает талантливых ребят из регионов в столицы. И ряд других хороших предложений, которые мы уже обсуждали с руководством области.

Депутат Госдумы подчеркнул, что только синергия технического перевооружения, подготовки кадров, притока инвестиций способна кардинально изменить Русский Север.

- Вопросы, которые обсуждаются сегодня, имеют большое значение для нашего региона. Инвестиционные решения по развитию важных для страны крупных проектов в последнее время принимаются быстро. Мурманская область становится своеобразной площадкой для создания таких проектов. Поэтому мы максимально участвуем во всех федеральных программах, которые связаны с подготовкой кадров и с технологиями, - рассказала вице-губернатор Ольга Кузнецова.

Она напомнила, что судоремонт для Кольского Заполярья - одна из базовых отраслей промышленности, которая должна развиваться.

- К примеру, уже заказано и в перспективе будет построено 15 больших рыболовных траулеров длиной до 80 метров. И их все нужно где-то обслуживать. Поэтому сейчас мы запускаем программу по созданию судоремонтного кластера, который позволит обслуживать не только рыболовные, но и транспортные суда, и суда обеспечения шельфовых проектов, и те, что будут задействованы на перевалке СПГ в губе Ура, и так далее. Мурманская область должна быть готова быстро перестроиться под те потребности, которые есть у наших инвесторов. Они решения принимают быстро, и у нас нет времени на раскачку, - отметила Ольга Кузнецова.