Единые правила на едином поле

На днях в региональном министерстве образования и науки состоялось обсуждение модели Национальной системы учительского роста (НСУР), представляющей собой усовершенствованную форму аттестации учителей.

Сейчас в каждом регионе используется свой механизм оценки квалификации педагогов. Но давно назрела потребность создания единой национальной системы в этом деле.

Введение НСУР обсуждается уже несколько лет. Задача по ее формированию была поставлена президентом страны по итогам заседания Госсовета еще в конце 2015 года.

Как отметила заместитель регионального министра образования Татьяна Ларина, Национальную систему учительского роста следует рассматривать как основу повышения качества российского образования.

Новая модель аттестации учителей направлена на создание единого образовательного пространства. Она унифицирует механизмы аттестации и оценочные материалы. В прошлом году эту модель опробовали в восьми федеральных округах. Мурманская область в их число не входила, но наши учителя осенью прошлого года участвовали  в тестировании единых оценочных материалов в добровольном порядке. В первом полугодии 2020 года состоится уже итоговая примерка  новой модели. В штатный режим она войдет в 2022-м.

Как подчеркнула Татьяна Ларина,  к этому времени должна произойти серьезная реконструкция системы дополнительного образования педагогов, в которой аттестация будет проходить по единым всероссийским требованиям.

Сейчас по всей стране идет обсуждение новой модели профессиональной общественностью. Внимательно рассматриваются и анализируются итоги прошлогодней апробации. Обо всем этом подробно говорили собравшиеся на встрече в министерстве образования области, в которой участвовали представители вузов и школ.  Они высказали критические замечания, были даны рекомендации и предложения по усовершенствованию модели.

Как отметила модератор совещания, заместитель начальника отдела общего образования министерства Ирина Шухат, предложения по совершенствованию системы аттестации учителей, сформированные по итогам обсуждения, направят в федеральный центр.

Проверка знаний - непростой момент

- Мои коллеги были на передовой, - поделился с собравшимися опытом мурманских учителей, которые участвовали в тестировании материалов по новой модели в  октябре прошлого года, проректор по региональному развитию системы образования Мурманской области института развития образования Павел Краснов. Он был координатором этой работы и ее участником.

Он пояснил, что в октябре прошлого года на уровне нашего региона проходила апробация двух составляющих новой формы аттестации - предметные и методические компетенции учителей: проверялись знания учителя о предмете и умение его преподавать. Предметы и предметные области: история, обществознание, экономика, право, Россия в мире, русский язык, литература, математика совместно с информатикой и основы духовной и нравственной культуры народов России. Участвовало 183 педагога, состав соответствовал параметрам, заданным нашему региону Министерством просвещения РФ, - учителя разных категорий, стажа, возраста, как  из крупных образовательных учреждений - гимназий, лицеев, так и из малокомплектных школ.

- Это было как ЕГЭ, но только  для учителей, - определил Павел Краснов.

Работа выполнялась в пунктах проведения экзамена, контрольно-измерительные материалы распечатывались непосредственно в аудитории, где проходила апробация. Работы также сразу сканировались и отправлялись на проверку  федеральным экспертам.

- Результаты проверки уже получили. Есть над чем подумать, есть над чем поработать, - сообщил Павел Краснов.

Он поделился первыми впечатлениями от результатов. Это касалось  учителей информатики. По его словам, мы получили подтверждение  того, что имеем: работы учителей высшей категории оказались оценены  более высоко, чем других категорий. То есть все соответствовало тому, как учителя были аттестованы на сегодняшний момент. А это значит, что диагностический инструмент новой модели сработал точно.

Кроме основных результатов проверки предметных либо методических компетенций учителя были получены результаты и по информационно-коммуникативной компетентности. И здесь наш регион, по оценке Павла Краснова, оказался на высоте. Мы показали стопроцентное  владение этой современной составляющей работы педагога.

Надо заметить, что российские требования к применению информационно-коммуникативных технологий учителем-предметником включают три вида информационной грамотности: методическую, информационно-педагогическую и пользовательскую. И в этом докладчик еще раз в высшей степени похвально отозвался о наших учителях.

Он заверил, что большой озабоченности и какой-то катастрофической ситуации в нашем регионе в связи с переходом на новую модель аттестации не будет.

Но критические замечания по КИМам всё же были высказаны. Во-первых, необычна процедура для учителей. Так же, как в свое время ЕГЭ вызывал и напряжение, и сопротивление, так и сейчас возникают разные опасения. Но разработанный федералами подход надо понять, к этому надо привыкнуть, это надо обкатать, отшлифовать. И пока есть возможность что-то подправить, обсудить, поучаствовать в апробационных моментах, -  это надо использовать.

От обученности к образованию

За созданием новых методов аттестации очень заинтересованно следят и специалисты Мурманского института развития образования.

Доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов Ольга Дмитриева от лица института поддержала идею унифицирования. Учителя понимают, что нынешняя система аттестации не во всем дает объективную картину.

- Разработкой КИМов в разные периоды занимались разные организации. Отслеживая все это, мы собрали интересные методические материалы, которые можно использовать для методической работы по повышению квалификации учителей. И прежде всего это достаточно подробные и развернутые  универсальные критерии урока, независимо от типа и вида учебного занятия.  Это методические задачи разных типов, кейсы по коммуникативной социолого-психологической компетенции, - сообщила Ольга Дмитриева.

- Что еще положительно, - подчеркнула она, - аттестация в новом формате позволяет выявить профессиональные дефициты, узкие места в работе педагогов.  И это обязательно должно учитываться при повышении квалификации учителей.

Наибольшая проблема, о которой говорила и Ольга Константиновна, и другие выступающие, - недостаток информации о том, что сейчас происходит. Полная информация нужна для того, чтобы формировались понятие о модели НСУР и готовность принятия самой идеи. Ну и сами КИМы, их демонстрационные версии тоже должны быть доступны.

Как предложила Ирина Шухат, имея опыт формирования банков заданий по ЕГЭ, необходимо составить такие же открытые банки заданий по всем компетенциям, которые оцениваются. Для того чтобы понять, в каком русле будет проходить процедура.

На совещании также были подняты вопросы вступления в профессию, что  является предметом особой заботы МАГУ и Мурманского педколледжа, о развитии в этой связи системы наставничества.  Говорили о коммуникативной компетентности педагога, о введении новых форм в общении со студентами, говорили об индивидуализации образования, учитывающей разные категории обучающихся. На всё это тем или иным образом повлияют перемены в подходе к аттестации учителей. И не раз за это время прозвучала мысль, что повышение качества преподавания приведет к повышению качества образования.

Как подчеркнул профессор кафедры педагогики МАГУ Дмитрий Левитес, именно образования, а не обученности. Тем самым подразумевая не только школьные и институтские программы, а тот емкий глубокий смысл, который несет в себе слово «образование».