29.03.2007 / Образование

Как соединить «моду» и заказ?

Куда идти учиться выпускникам школ? Этот вопрос волнует не только их самих и родителей. Озабочены и властные структуры, по крайней мере на местах. От того, какие (и по профессии, и по уровню подготовки) специалисты выйдут из вузов и колледжей, зависит многое, в том числе и перспективы развития, будущее региона. Что же мы имеем в реальности?

Этот вопрос обсуждал координационный совет по кадровому обеспечению Мурманской области. С докладом на заседании выступил заместитель председателя областного комитета по образованию Виктор Штыков. На цифрах и примерах он показал, что рынок образовательных услуг и рынок труда стыкуются плохо. И не только потому, что наши ребята предпочитают лишь престижные профессии. Выбор, который им предлагают вузы, не столь широк, к тому же имеет гуманитарную направленность. Не говоря уже о том, что две трети специальностей можно получить лишь за деньги, притом немалые.

В 2006 году, как сообщил Штыков, в вузы и филиалы Заполярья поступили более 8200 юношей и девушек, которые обучаются 106 специальностям. Но 41 процент из них - шести самым «модным», среди которых юриспруденция, финансы и кредит, бухучет, анализ и аудит, экономика и управление, государственное и муниципальное управление, менеджмент. Как показывает жизнь, после получения диплома большинство выпускников приходят в... торговлю из-за невозможности трудоустроиться. Не хватает знаний, опыта, нет и вакансий.

Докладчик перечислил наиболее перспективные на ближайшие годы направления социально-экономического развития региона. Это освоение новых месторождений, в том числе и на шельфе Баренцева моря; развитие Мурманского транспортного узла и морского рыбохозяйственного комплекса; возрождение строительной базы; судостроение и судоремонт; лесной и агропромышленный комплексы; туризм и т. д.

Другая проблема. Как сказал Штыков, порой теряется всякий смысл называть наши вузы и колледжи государственными. И привел такие примеры. По закону «Об образовании» количество студентов-бюджетников дневной формы обучения на 10 тысяч населения должно быть 170 человек. У нас в области в 2005 году было почти 114 человек. Спустя год эта цифра упала до 90,2. Отсюда - резкий рост абитуриентов на одно место. Если так пойдет и дальше, понятие «бесплатное образование» у нас скоро канет в Лету. Отчасти поэтому возрастает отток молодежи в столичные вузы.

Не исключаю, что многие юноши и девушки обратят внимание и на соседние страны, ту же Финляндию. В Профессиональном институте города Оулу, где недавно удалось побывать мурманским журналистам, нам показали такую учебную базу, которая и не снилась нашим продвинутым столичным вузам. И учатся там ребята, в том числе и из Мурманской области, совершенно бесплатно. Деньги им нужны только на питание, общежитие и учебники. Разумеется, обязательно знание английского или финского языков.

Наши вузы и колледжи не ориентированы на специальности, в которых область испытывает недостаток сегодня и которые остро будут востребованы завтра. Чтобы исправить положение, полномочия по формированию госзаказа на подготовку кадров в государственных образовательных профессиональных учреждениях надо передать в руки регионов. А за собой федералы могли бы оставить право утверждать нормативы. Это позиция областного комитета по образованию, которую он упорно пытается отстаивать в Москве. Но там больше прислушиваются к ректорам столичных вузов, которые заинтересованы в притоке студентов с периферии - сказывается демографическая обстановка.

По словам докладчика, интересный опыт есть в Сибири и Южном округе страны. Там пошли по пути объединения государственных вузов в один крупный - легче и финансами управлять, и ориентироваться на потребности региона. Управление передано попечительскому совету (университетской думе), который разрабатывает стратегию, решает вопросы набора, контролирует работу ректора. В этот совет в обязательном порядке входят и представители предприятий.

Виктор Штыков также проинформировал о ситуации в области со средним и начальным профессиональным образованием. И здесь мешают жить ведомственные барьеры: часть учебных заведений находится в федеральном, а часть - в областном подчинении. Поэтому и управлять ими сложно, и помогать, и целенаправленно решать вопросы подготовки кадров. Однако возможность для повышения эффективности системы профобразования здесь все же наметилась. Это создание в области сети ресурсных центров. Их будет четыре - Оленегорский горнопромышленный и Ковдорский политехнический колледжи (на базе профучилища № 10), а также два в Мурманске - технологический колледж сервиса и строительный (на базе ПУ № 4 и ПЛ № 14). Это позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений, формировать заказ на подготовку специалистов, в которых нуждается регион. Что интересно, в первых двух случаях потребность почувствовали и заговорили о ней сами предприятия. Они же готовы вкладывать средства в обучение нужных специалистов. Сеть таких ресурсных центров будет расширяться.

«Арктикморнефтегазразведка» готова вложить деньги в подготовку буровиков на базе строительного колледжа. Ждут своих инвесторов и такие направления развития экономики, как металлообработка, судостроение и судоремонт.

Вопросы, поднятые комитетом по образованию, вызвали желание высказаться и у других участников заседания координационного совета.

Анатолий ЕВЕНКО, руководитель Ассоциации прибрежного рыболовства и фермерских хозяйств Мурмана:

- Сегодня мы рассматриваем архиважную задачу - подготовка кадров для Мурманской области. Это касается в основном специалистов массовых профессий. Прибрежники сегодня остро нуждаются в мотористах, матросах, электриках, сварщиках, обработчиках. Из-за их нехватки даже случались простои судов прошлым летом. Мы приняли в нашу ассоциацию морской лицей № 6, чтобы в одной связке с нами было учебное заведение, которое готовит нужных специалистов. Последнее время широкое развитие получила аквакультура. И здесь нужны специалисты, их бы мог также обучать морской лицей. Этому учебному заведению нужно придать особый статус, оказывать поддержку.

Владимир Ананьев, заместитель директора СРЗ «Нерпа»:

- Мы тоже столкнулись с кадровой проблемой. Меняется производственная программа завода, он активно переходит к ремонту судов и судостроению, выпуску товаров народного потребления. И значит, появилась потребность в новых специалистах. Первое, что мы сделали, это на базе Снежногорского межшкольного учебного комбината открыли две группы по подготовке судоремонтников и судокорпусников-ремонтников. Второе - стали направлять выпускников школ на платные отделения вузов Питера и Нижнего Новгорода. По договоренности с Мурманским рыбопромышленным колледжем в Снежногорске был открыт заочный филиал для молодых рабочих.

Вспомнили и о трудовой практике. Пригласили в 2004 году около 40 студентов нижегородских вузов, оплатили им проезд, обеспечили проживание в общежитии, платили зарплату. В результате через год к нам потянулись ребята, даже из Астрахани. Уже в этом году мы ждем 12 специалистов из тех, кого приглашали на практику. Последние два года по договоренности с вузами наши выпускники учатся по целевому направлению. Добились выделения 25 бюджетных мест в трех российских вузах.

Сегодня молодой специалист у нас получает подъемные, бесплатно питается в заводской столовой, может получить беспроцентный кредит до 30 тысяч рублей. Если бы мы не вкладывали деньги в подготовку специалистов, то так бы и сидели на голодном кадровом пайке.

В программе, принятой совместно с администрацией ЗАТО, предусмотрено шефство над школами и классами, продуманы шаги по профориентации ребят. Вместо 900 тысяч рублей на профподготовку завод и муниципалитет потратили почти 1,5 миллиона и уверены, что это окупится.

Виталий Касаткин, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера:

- К сожалению, морские специальности нынче не престижны. И дело не в зарплате, она достаточна высокая. Труд у нас тяжелый, монотонный и опасный. Молодого пополнения на судах практически нет. Выпуски МГТУ и рыбопромышленного колледжа небольшие. Очень сложной и дорогой стала система переаттестации. На нее комсостав раз в три года должен из своего кармана выложить 2,5-3 тысячи долларов, рядовой состав - 400-500. Многие еще и по этой причине прощаются с морем.

Мы считаем, что надо уже в этом году увеличить количество бюджетных мест на морские специальности. Будем выходить с предложением в Правительство РФ об освобождении выпускников рыбопромышленных вузов и колледжей от армии, если они отработают на судах не менее 5 лет. Необходимо для приезжающих молодых специалистов, работающих на флотах, предоставлять прописку и временное жилье, как это было раньше, - в Доме междурейсового отдыха моряков. Без прописки нельзя получить паспорт моряка и пройти медкомиссию.

Пришло время для создания в школах морских классов, где бы ребятам прививалась любовь к морю. Но основная причина того, что люди не идут к нам, это старый флот и тяжелый труд. Поэтому назрела необходимость в госзаказе для Севера унифицированных, современных траулеров.

Итоги этого интересного разговора подвел первый заместитель губернатора Александр Селин. Он подчеркнул, что надо четко определиться с тем, какие специалисты нам нужны и где мы их будем готовить. Без активного вклада работодателей в это дело не обойтись. Вопрос, куда пойти учиться, должен волновать не только родителей и выпускников. Это наша общая забота, если мы хотим, чтобы область имела хорошие перспективы социально-экономического развития.

Людмила ЛОПАТКО.

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.03.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,824477,383280,901174,8890
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня