22.01.2008 / Образование

Тайная война в Арктике

Дирижабль "Граф Цеппелин" перед посадкой в бухте Тихой острова Гукера на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Не сомневаюсь, что эта небольшая, объемом всего 160 страниц, книга способна породить взрыв читательского интереса. Об этом свидетельствует даже название "Арктические тайны III рейха". Казалось бы, о второй мировой войне написаны тонны литературы - и серьезной исследовательской, и беллетристики. Но за редким исключением эти книги и статьи - о нашем участии в самой страшной из мировых войн. А вот о них, кого принято именовать фашистами или нацистами, сведения довольно скудны и отрывочны. И, похоже, только сейчас мы приходим к пониманию парадоксальной, но в то же время очевидной истины: не изучив и показав досконально место и роль противника в войне, мы тем самым принижаем (или не можем адекватно оценить) роль собственного народа, его армии и флота в победе над фашизмом.

Формальным поводом своей публикации авторы Сергей Ковалев, Анатолий Федоров и Виктор Злобин называют выход в Санкт-Петербурге книги Ганса-Ульриха фон Кранца "Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде". Их исследование - своеобразный ответ или диалог с немецким писателем. Не могу судить о достоинствах книги немецкого автора, но наше исследование фашистского следа в Антарктиде мне показалось малоубедительным, и хорошо, что ему отведены всего лишь десяток-другой страниц. Зато арктическую одиссею Кригсмарине (ВМФ) и Люфтваффе (ВВС) с конца 20-х по 1945-й годы читаешь с огромным, неослабевающим интересом.

Исследование немецких военных действий на просторах Арктики напоминает исторический детектив, но интрига в нем закручена до предела не благодаря лихому сюжету, а прежде всего, новизне фактов, о существовании которых мы еще вчера не могли даже и предположить. Ну кто, скажите, знал о существовании в советской Арктике одиннадцати тайных баз и опорных пунктов Кригсмарине и Люфтваффе. А ведь по мнению авторов, не исключено, что это лишь малая часть созданного III рейхом в советской Арктике. Но еще больше поражает воображение, что это за базы и где они были расположены.

Авторы сразу предупреждают: многое в их позиции официальными историками не признается. Например, существование тайной базы в Западной Лице - той самой (ныне городе Заозерске), которую теперь именуют колыбелью советского атомного подводного флота. Но одно дело оспаривать мнения, и совсем другое - факты. А они упрямы. Почему за одну сентябрьскую ночь 1939 года обрусевшие финны-рыбаки колхоза "Коминтерн", жившие в поселках Большая Западная Лица и Большая Лица, были переселены в Карелию? Почему началось экстренное строительство на Западнолицком побережье причалов, мастерских, складов, необычного по советским стандартам аэродрома? Причем, поначалу его вели советские специалисты и заключенные ГУЛАГа, а потом продолжали исключительно немцы - и это зимой 1939 года, когда вторая мировая война уже началась. Более того, авторы сообщают и о планах высадки на Кольский полуостров в 1940 году англо-французского десанта. Тогда существование на советской территории тайной немецкой базы наводило наших будущих союзников в войне на мысль о союзничестве иного рода - СССР и фашистской Германии.

Еще более поразительна история создания военно-морской базы на берегах бухты Девкина заводь. До войны на Петсамо-Лиинахамарский район, богатый залежами никеля, алчно поглядывали германские и канадские промышленники. Походя в книге сообщается любопытный факт и более раннего периода освоения района. Оказывается, немецкие и шведские горнопромышленники еще в XIX веке организовали здесь добычу золота и серебряно-свинцовых руд. Но, похоже, не ради добычи полезных ископаемых в 1943 году немцы начали в Лиинахамари грандиозное строительство. Как пишут авторы, "Такого мощного оборонительного комплекса (с моря, воздуха и с суши) на Скандинавском полуострове не имела ни одна нацистская база (в том числе и та, где базировался суперлинкор "Тирпиц"). Здесь что ни информация - то возникают вопросы, ждущие ответа. Почему начали создавать базу именно тогда, когда война на центральных театрах военных действий уже склонялась на сторону советской армии? Куда и как исчезали наши соотечественники - военнопленные, строившие штольни в Девкиной заводи? И возможно, самое интригующе таинственное: зачем неизвестные пока сыпучие грузы доставлялись сюда германскими субмаринами откуда-то с берегов Таймыра?

Густой сетью загадочных вопросов окружены и обнаруженные остатки военно-морской базы на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца Иосифа. И уж что кажется совсем невероятным - основательной базы в устье реки Лена. Это ж какие силы и средства надо было доставить в эту арктическую глухомань, чтобы построить один лишь 200-метровый бетонный причал в Быковской протоке?

Интересно, что авторы, порой, не скупятся в версиях, объясняющих происхождение того или иного военного объекта. Неожиданным выглядит предположение о тайной новоземельской базе, возможно, созданной еще для кайзеровского подводного флота времен первой мировой войны. А почему бы и не строить необычные версии, если до сих пор никто не удосужился детально обследовать в Арктике места таинственных находок немецкого происхождения. Эта мысль рефреном проходит через всю книгу. Авторы настаивают на проведении таких исследований не только ради восстановления исторической истины, но и ради будущего, в котором нельзя исключить кошмары с использованием самых современных видов оружия глобального поражения в потаенных и малодоступных уголках планеты. Потому-то их призывы - искать! - звучат архиактуально.

Не обойти никак еще одной темы. В книге показана разведывательная деятельность немецких специалистов по Арктике в предвоенные годы. Прежде всего, это касается широко известных событий: 116-часового полета над советской Арктикой дирижабля "Граф Цеппелин" в июле 1931 года и перехода с Запада на Восток по Северному морскому пути германского рейдера "Комет" в июле 1940 года. Подробности этих экспедиций многократно освещались в прессе, высказывалось немало догадок, почему результаты проводившихся научных исследований в полете остались достоянием одной лишь немецкой стороны, а вспомогательный крейсер "Комет" не выполнил приказания советской стороны, требовавшей в конце пути его возвращения на Запад. Но вот что при этом трудно объяснимо. Все мы хорошо знаем, какие масштабы приобрела в СССР в предвоенные годы шпиономания и поиск "врагов народа". Но как совместить грозное предупреждение "Не болтай!" на знаменитом советском плакате с услужливо-кричащей открытостью военного (и невоенного) руководства в вопросах советско-германского сотрудничества в арктических исследованиях и плаваниях. Просто в голове не укладывается: "Граф Цеппелин" отказывается совершить посадку в Ленинграде по завершении полета над Арктикой, затем немецкие руководители экспедиции из Германии сообщают о "гибели" всех отснятых фото- и киноматериалов, а в ответ советское руководство разрешает немцам провести несколько новых экспедиций в Арктике, причем, даже на борту наших судов - чтобы восполнить утраченное. Насколько, порой, политика входила в противоречие не только с очевидными фактами, но даже со здравым смыслом, диктуемым чувством самосохранения страны. Впрочем, события последнего десятилетия прошлого века - периода рождения новой России свидетельствуют, что собственная история нас по-прежнему мало чему научила. Цену за постсоветскую "открытость" мы заплатили не меньшую, чем за предвоенную безудержную готовность к сотрудничеству с вероятным противником. В книге "Арктические тайны III рейха" делается печальный для нас вывод: у авторов нет информации хотя бы об одной навигационной аварии немецких подлодок в Карском море, но хорошо известны примеры таких аварий в годы войны с советскими судами.

Если кратко суммировать, перед нами скорее книга - гипотеза о военных действиях фашистской Германии в советской Арктике: слишком много еще здесь тайн, велико поле для архивных поисков и исследований на местности. Но несомненное достоинство издания в том, что факты и размышления по отдельным эпизодам немецкой войны в Арктике и ее подготовки собраны под одной обложкой. У думающего читателя появляется возможность сопоставить различный материал и делать свои выводы. Несомненно, что это и интересное пополнение в библиотеке нашей краеведческой литературы, ведь двое из авторов книги большую часть своей жизни посвятили исследованиям на нашей заполярной земле, а результаты их изысканий не раз заслушивались на заседаниях мурманской Ассоциации последователей Арктики.

Фото:
Заправка летающей лодки с субмарины у берегов Новой Земли.
Фото:
Германская подводная лодка возвращается из боевого похода в Киркенес.
Владимир БЛИНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.01.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня