23.10.2010 / Образование

За знаниями - на всех парусах

Фото: Федосеев Л. Г.
Ректор Мурманского государственного технического университета, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ профессор Александр Ершов.

Проблемой номер один нынешней вступительной кампании в вузы стало резкое уменьшение количества претендентов на студенческую скамью - выпускников школ. Да, тот самый демографический кризис. В середине девяностых он приглушил ребячий гомон в детских садах, затем год за годом неуклонно поднимался по ступеням образования и вот, наконец, постучался в двери высших учебных заведений… Впрочем, заполнить аудитории - лишь полдела. Вуз должен не просто заполучить студента, а вырастить из него дельного, знающего специалиста. И для этого особое значение имеют условия, которые в нем созданы для учебы.

Как решаются эти задачи в Мурманском государственном техническом университете? Об этом мы беседуем с его ректором, заслуженным работником рыбного хозяйства РФ профессором Александром ЕРШОВЫМ.

- Александр Михайлович, как справились с приемом? Были особые трудности?

- Для нас трудности начались, когда к сложной демографической ситуации добавился еще один фактор - вузы начали принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Он стимулировал отток юных северян, наших потенциальных студентов, в столичные вузы. В прошлом году, как известно, 20 бюджетных мест у нас так и остались незаполненными - квоту на них пришлось передать другому вузу. Но в этом задача решена: набор провели хорошо, и даже на морские специальности был конкурс.

- Что предприняли, чтобы привлечь абитуриентов?

- Изменили подходы к приемной кампании. Упор теперь делаем не только на Мурманск и близлежащие города - знакомим с нашим вузом также школьников Карелии, Вологодской и Архангельской областей. Причем если в прошлом году первая агитационная поездка по школам этих территорий состоялась в феврале, то нынче наша группа уже в пути, занимается профориентационной работой.

- Какой абитуриент к вам пришел в этом году?

- Первокурсниками я доволен. Но как они будут учиться, это другой вопрос. Ведь при подготовке к ЕГЭ ребят просто натаскивают на тестирование. В результате у многих выпускников школ общая проблема - не умеют логически мыслить. Раньше такого не было. Но мы воспринимаем это как данность, и наш профессорско-преподавательский состав готов с этой проблемой бороться. Будем учить, развивать логическое мышление.

- На какие специальности был наибольший конкурс?

- Например, на энергообеспечение предприятий, автоматизацию технологических процессов, прикладную информатику он составил от четырех до шести человек на место. Ну а самый высокий был все-таки на экономические специальности - до десяти человек.

- Можно ли говорить о том, что перекос в сторону гуманитарного образования уже выправляется и абитуриенты все активнее выбирают технический профиль?

- Да, выпускники школ и их родители внимательно следят за развитием экономической жизни края, его промышленного потенциала. В связи с предстоящим развертыванием широкого фронта работ на Штокмановском месторождении, развитием Мурманского транспортного узла интерес к инженерным профессиям растет. То же касается и морских специальностей. Сегодня зарплаты у моряков достаточно высокие, суда обновляются, и все больше выпускников школ, причем довольно сильных, идут к нам учиться, чтобы в дальнейшем связать свою судьбу с морем.

- Как вы отважились принять в этом году в Морскую академию девушек?

- Мысль об этом зрела давно, да все не решались. Но потом посмотрели, как показали себя несколько курсанток из «макаровки», которые проходили практику у нас на «Седове», и поняли: если девушка выбрала этот путь, значит, действительно имеет склонность к морскому делу и к учебе будет относиться ответственно. К тому же девушки появились и в морских колледжах Архангельска, Санкт-Петербурга. Вот мы и подумали: что же мы-то ограничиваем их права? Решили попробовать.

- На какие специальности принимали?

- На все: механиков, электромехаников, на радиотехнические специальности и на судоводителей тоже. Всего приняли 12 человек - среди них есть и мурманчанки, и жительницы других краев России. Некоторым даже пришлось специально сдавать ЕГЭ, но, говорят, шли на это с охотой, потому что ждали того момента, когда же начнем принимать.

- Они будут так же, как и все курсанты, носить форму, жить в общежитии, проходить строевую подготовку?

- Форму мы им сейчас шьем. В общежитии, поскольку у нас отменили военную кафедру, проживать уже не обязательно, там теперь находятся только иногородние, местные - дома. Жизнь курсанта стала полегче. Хотя утренние построения остались, и строевая подготовка тоже. Дисциплина непременно должна быть, к ней нужно привыкать. Это специфика работы в море: на судне необходимо подчиняться капитану. Человек, который не умеет подчиняться, в море работать не сможет. Значит, если не привьем навыков дисциплины, получится, что специалиста-то по-настоящему не подготовили. Так что девушкам тоже придется маршировать в строю.

- Как складываются судьбы ваших выпускников естественно-технического факультета, на котором готовят нефтяников?

- Мы с 2002 года - а это достаточный срок для организации качественной системы подготовки - выпускаем специалистов по нефти и газу. Они хорошо устраиваются, работают в разных уголках мира. Многие идут в магистратуру, в Московский университет нефти и газа имени Губкина. В этом году, например, в нее поступили все наши бакалавры. Там их очень хвалят - подготовка, говорят, хорошая.

- А тот кто, получив степень бакалавра по этой специальности, не пойдет в магистратуру, - сможет ли найти достойную работу?

- Непременно. У нас система подготовки так выстроена, что студент бакалавриата параллельно получает рабочую специальность - наш университет имеет в школе профессионально-технического образования АМНГР филиал кафедры.

- То есть выпустите инженера, владеющего и навыками рабочего?

- Да. И поэтому, когда мы задаемся вопросом, как адаптировать бакалавра к реальной практике, думаю, что и таким образом - дать ему еще и рабочую специальность. Тогда вырастет очень ценный работник, который знает производство с азов, с самого низа, но имеет инженерную подготовку.

- Вы упоминали об университета имени Губкина. Помнится, в свое время он собирал открыть в Мурманске свой филиал.

- Надобность в этом уже отпала. Год назад мы создали Арктическую ассоциацию университетов России. Здесь, в Мурманске был подписан учредительный договор о сотрудничестве между архангельским, мурманским, петрозаводским и московским имени Губкина университетами, а также Кольским научным центром и ПИНРО. И работа в рамках ассоциации вполне устраивает москвичей. Мы можем обмениваться преподавателями, приглашать при необходимости их профессоров.

- Давно ходят разговоры о слиянии МГТУ с морским рыбопромысловым колледжем имени Месяцева…

- Все документы подготовлены, весной переданы в Федеральное агентство по рыболовству. В ожидании решения работаем раздельно, каждый сам по себе. Хотя, уверен, жизнь заставит объединиться. Я всегда удивлялся: зачем, скажем, тренажерный центр действует и здесь, и там? Получается, Москва выделяет солидные деньги и нам, и им на закупку одинакового оборудования. Разве это рационально? Частный пример, но он показывает, что можно многое делать гораздо эффективнее.

- А тот, кто, получив степень бакалавра по этой специальности, не пойдет в магистратуру, сможет ли найти достойную работу?

- Непременно. У нас система подготовки так выстроена, что студент бакалавриата параллельно получает рабочую специальность - наш университет имеет в школе профессионально-технического образования АМНГР филиал кафедры.

- То есть выпустите инженера, владеющего и навыками рабочего?

- Да. И поэтому, когда мы задаемся вопросом, как адаптировать бакалавра к реальной практике, думаю, что и таким образом - дать ему еще и рабочую специальность. Тогда вырастет очень ценный работник, который знает производство с азов, с самого низа, но имеет инженерную подготовку.

- Вы упоминали об университете имени Губкина. Так будет открыт в Мурманске его филиал?

- Нет, конечно, нет. Год назад мы создали Арктическую ассоциацию университетов России. Здесь, в Мурманске, был подписан учредительный договор о сотрудничестве между архангельским, мурманским, петрозаводским и московским имени Губкина университетами, а также Кольским научным центром и ПИНРО. И работа в рамках ассоциации вполне устраивает москвичей. Мы можем обмениваться преподавателями, приглашать при необходимости их профессоров.

- Давно ходят разговоры о слиянии МГТУ с морским рыбопромысловым колледжем имени Месяцева…

- Все документы подготовлены, весной переданы в Федеральное агентство по рыболовству. В ожидании решения работаем раздельно, каждый сам по себе. Хотя, уверен, жизнь заставит объединиться. Я всегда удивлялся: зачем, скажем, тренажерный центр действует и здесь, и там? Получается, Москва выделяет солидные деньги и нам, и им на закупку одинакового оборудования. Разве это рационально? Частный пример, но он показывает, что можно многое делать гораздо эффективнее.

- Филиал кафедры в школе профтехобразования АМНГР, колледж в структуре университета… Это и есть интеграция учреждений образования, о которой столько говорится в последнее время?

- Добавьте еще наш филиал в Апатитах - там уже пример интеграции науки и образования. Преподаватели МГТУ и ученые Кольского научного центра проводят совместные научные исследования, а многие ученые нашли себя также в профессорско-преподавательской деятельности. Еще шире стали наши возможности с созданием Арктической ассоциации университетов России. То есть сформирована инфраструктура, площадка, которая позволяет готовить необходимые кадры для арктического региона.

- Ваш вуз продолжает оставаться отраслевым, находится в подчинении Росрыболовства. Под крыло минобрнауки не собираетесь переходить?

- Не вижу в этом смысла. Мы 60 лет традиционно готовим кадры для рыбного хозяйства, но руководство отрасли не запрещает нам работать и на другие сферы экономики региона. А вот перейди мы в минобрнауки, морские специальности могут остаться и за бортом: уж больно дорого стоит обучение им. Оно требует использования различных тренажеров, многих видов сложного оборудования - это вам не просто стол, стул или даже компьютер... Да, сейчас государство все больше перекладывает тяжесть финансирования образования на частные фирмы, на работодателя - есть такая тенденция. Цель, как мне кажется, - американская система подготовки специалистов. А в Америке бюджетного образования вообще нет. Но я полагаю, что морское, рыбацкое образование должно оставаться бюджетным - это в числе прочего и вопрос продовольственной безопасности страны. Нефть и газ когда-то закончатся, а биоресурсы останутся. Их должны добывать грамотные специалисты.

- Каковы ближайшие планы развития университета?

- Переход на систему подготовки бакалавров и магистров. Мы уже к нему приступили. Кстати, для морских специальностей останется специалитет: обучение им требует прохождения многих практик, за четыре года не управиться. Но большинство направлений переведем на бакалавриат и магистратуру. Вероятно, в связи с этим придется кое-что оптимизировать. Например, усовершенствовать прием в университет и одновременно реорганизовать систему профессиональной ориентации школьников - будущих абитуриентов МГТУ. Требует изменений и структура вуза - на некоторых факультетах уменьшается количество обучающихся. Назрела необходимость ускоренно внедрять в учебный процесс информационные дистанционные технологии не только для студентов-заочников, но и для очников. Поэтому сейчас развиваем в МГТУ как структурное подразделение институт дистанционного образования, в котором вся необходимая учебно-методическая документация готовится в электронном виде. Собираемся строить собственный бассейн. Рассчитываем на программу «500 бассейнов», которую предложила «Единая Россия». Приняли участие в нескольких ее этапах, подготовили документы, чтобы получить деньги на строительство - 60 миллионов рублей. Плюс 30 миллионов нам должно дать правительство области, а 30 миллионов готовы вложить сами. Этого хватило бы на стандартный, с четырьмя 25-метровыми дорожками бассейн. Но на последнем этапе помешало именно наше отраслевое подчинение. Так что год придется пропустить. Однако в 2012-м нам обещали восстановить справедливость для отраслевых вузов, и надеемся через три года увидеть в своем университетском комплексе новый бассейн.

- Когда будете праздновать шестидесятилетие МГТУ?

- 12 ноября. Хотя распоряжение Совета министров СССР о создании высшего мореходного училища - МВМУ, как мы тогда назывались, - было подписано 11 января. Собственно, с января и начали отмечать - было много разнообразных мероприятий, прошел ряд научных конференций, посвященных Арктике. Барк «Седов» готовили к плаванию, провожали, потом встречали - его поход тоже был задуман в честь юбилея. Для заключительного же торжественного мероприятия, подводящего черту под юбилейным годом, выбрали ноябрь как наименее загруженный месяц. Хочется пригласить тех людей, которые способствовали развитию вуза. Нам есть что вспомнить о его прошлом и есть о чем посоветоваться ради его будущего.

Фото: Федосеев Л. Г.
Ректор Мурманского государственного технического университета, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ профессор Александр Ершов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.10.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня