26.11.2010 / Образование

Думали - трудный, оказалось - одаренный

Фото: Ещенко С. П.
На уроке у пятиклассников.

Специалист по нанотехнологии, генетик, археолог, бизнесмен, причем крупный, возглавляющий свое дело, например, в области горнолыжного спорта... Таковы ответы современных пятиклассников на вопрос, кем они мечтают стать, когда вырастут... Это вам не летчик, пожарный или учительница из набора профессий, которые были популярными у их сверстников во второй половине прошлого века.

Естественно, у нынешних школьников горизонт шире. А у тех, кому учеба дается легко, кто жадно впитывает все, что дают преподаватели, книги, Интернет и прочие источники информации, выбор необъятный. Глаза разбегаются, пальцев на руках не хватает, чтобы посчитать все привлекательные профессии. И порой хочется объять необъятное.

- У меня тридцать разных направлений, я пока еще точно не определился, - признался один такой шустрик из того же пятого класса.

Признаюсь и я: эти ребята занимаются в городском центре одаренных детей «Открытие», который действует при Мурманском политехническом лицее.

Директор лицея Татьяна Шовская рассказывает, что давно мечтала создать нечто подобное - собрать талантливых ребятишек, создать им условия для дальнейшего развития. Так, в 1996 году открылся в МПЛ креативный класс, куда собрали детей, проявивших наклонности к разным предметам.

- Очень интересно было наблюдать, как они дополняли друг друга! - вспоминает директор.

Вообще, она считает, что у всех детей есть способности, только не у каждого имелись условия проявить их и развить. Однако есть ребятишки, которые отличаются более высоким потенциалом. Казалось бы, им все дается играючи, легко... Но не помоги вовремя такому ребенку, и к окончанию школы он может превратиться в заурядного ученика.

Создавать условия для развития и без того развитых детей надо, считает она. И подчеркивает, что одаренный ребенок - не обязательно круглый отличник. Он может показывать высокие результаты по одним предметам и быть совершенно равнодушным к другим, даже хватать по ним двойки. Более того, порой просто скучает на уроках по тем предметам, в которых проявляет недюжинные способности, - ведь учитель строит объяснение в расчете на среднего ученика. И чем тогда начинает заниматься? Нетрудно догадаться - шалит. Так, в одной из мурманских школ ничего не могли поделать с таким вот нарушителем спокойствия. Думали, трудный подросток. Когда же он попал в политехнический лицей, оказалось - одаренный. Такую историю про одного из своих учеников рассказала Татьяна Шовская.

Да, креативный класс - это было хорошо. Но хотелось большего. А на большее нужны средства. Как ни удивительно, мечта о создании городского центра для одаренных детей получила воплощение именно в годы кризиса.

- Председатель городского комитета по образованию Наталья Карпенко поддержала нашу идею, нашла средства. Так в феврале этого года появился городской центр развития одаренных детей «Открытие». Он действует в рамках дополнительного образования. Сегодня его посещают 90 ребятишек из разных школ, начиная с четвертого класса. Программы, по которым они занимаются, содержат как углубленное изучение отдельных школьных предметов, так и философское осмысление мира через познание всех этих предметов.

- Вы и четвероклассникам прививаете философский взгляд на мир? - уточняю я.

- А как же! Надо, чтобы ребенок понял: мир един. Ведь изучение каждого предмета отдельно: физики, химии, литературы, географии и так далее - дробит в его сознании мир на части. И к 11-му классу у выпускника возникает мозаичное его восприятие. Необходимо сложить эту мозаику в единую картину, - с воодушевлением объясняет Татьяна Викторовна. - И это первая задача. А дальше формируется критическое мышление, ребята занимаются исследовательской работой.

- Да хватит ли их и на учебу в школе, и на такое вот насыщенное дополнительное образование? Все-таки дети... - засомневалась я. - Это ж сколько приходится им трудиться!

На этот мой вопрос Татьяна Шовская широко заулыбалась:

- Во-первых, здесь, в «Открытии», у них только три-четыре урока в неделю. Вся проблема в том, как состыковать занятия, потому что многие дети еще и в «Лингву» ходят изучать языки, и в спортивные, музыкальные, художественные школы. И все это им не в тягость. Они просто такие есть.

Между прочим, сегодня вырос и интерес родителей к развитию своих детей, в том числе - и к пополнению портфолио ребенка. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в интеллектуальном марафоне среди четвероклассников города, который проходил в начале ноября, участвовало 275 человек. Такое мероприятие лицей проводит традиционно для детей всех возрастов. Раньше оно шло для всех - с 4-го по 11-й классы - одновременно. Но участников из года в год становилось все больше. Стали проводить отдельно. Вот вскоре - в декабре будут состязаться ученики 5-6-х классов.

Итак, мечта сбылась, городской центр развития одаренных детей открылся. Что дальше?

Дальше надо развивать базу для исследовательской работы, как говорит Шовская. А это подразумевает и сотрудничество с вузами, сопровождение одаренных ребят их преподавателями. Впереди хлопот и забот еще очень много. Но какая будет отдача!

Почему именно на базе МПЛ открыт этот ресурсный центр, объяснять, пожалуй, не надо. Мурманский политехнический издавна славится углубленным изучением школьной программы, и ребята сюда приходят учиться со всех округов города именно за этим. Лицей не только накопил солидный опыт выявления одаренных, работы с ними, но и сам постоянно развивается. Здесь практикуется дистанционное обучение, недавно МПЛ получил статус цифровой школы. А это означает повышенную по сравнению с другими общеобразовательными учреждениями насыщенность электронной техникой, активное использование ее в учебном процессе.

Но техника техникой, а директор лицея мечтает и о дополнительном штате психологов для своих воспитанников, о враче, который следил бы за их здоровьем. Мечтает и о новаторских программах образования, которые стоят денег. Рынок ведь.

- Одаренных детей надо выявлять, им надо помогать, - не раз за время нашего разговора повторяла Татьяна Шовская. - Это наше будущее. Будущее нашей науки. А куда без науки в современном мире!

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.11.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня