08.12.2010 / Образование

Знания с доставкой на дом. Минькинская школа поможет детям­и-нвалидам получить аттестат об образовании

Фото: Федосеев Л. Г.
Директор Александр Попов.

В Мурманской области 2150 детей-инвалидов, многие по состоянию здоровья не могут обучаться в школе, среди них и те, кто находится на домашнем или индивидуальном обучении. Понятно, что круг общения таких ребят, в том числе со сверстниками, крайне ограничен. Конечно, они с удовольствием посещали бы обычную школу, если бы их там действительно ждали. Но сегодня в общеобразовательных школах нет ни пандусов, ни подъемников, ни специального оборудования, нет воспитателей и специалистов, которые бы помогали детям-инвалидам передвигаться, адаптироваться в незнакомом помещении.

Поэтому инклюзивное (включающее) образование, которое распространено за рубежом, к сожалению, у нас не получило развития. Даже несмотря на то, что в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», 24-я статья которой как раз и говорит о том, что государство должно обеспечить возможность получать образование людям с ограниченными возможностями.

В Кольском Заполярье есть опыт совместного обучения здоровых ребят и инвалидов, но широко он не распространился все по тем же причинам. Поэтому большие надежды возлагаются на дистанционное обучение детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Дело это, конечно, дорогое, не всем по карману. Но когда оно стало одним из направлений национального проекта «Образование», в областном министерстве образования и науки вздохнули с облегчением. Тем более что к тому времени министр Василий Костюкевич четко знал: единомышленники есть.

Идею дистанционного обучения детей-инвалидов он не раз обсуждал с директором Минькинской специальной школы-интерната для ребят с тяжелыми нарушениями речи Александром Поповым. Здесь уже имелась хорошая материальная и компьютерная база. Поэтому центр дистанционного обучения решили создать именно в этой школе. Для реализации новой программы были выделены большие федеральные и областные деньги. Оборудование-то дорогостоящее, стоимость одного компьютерного комплекта от 120 тысяч до 600 тысяч рублей - в зависимости от сложности заболевания ребенка. Заместитель директора школы и руководитель центра Надежда Терехова рассказывает:

- В комплект входят компьютер, напичканный самыми современными программами, необходимыми для учебного процесса, принтер, сканер, цифровые камера и микроскоп, джойстик, микрофон, наушники, музыкальная клавиатура, фотоаппарат, графический планшет... Самый дорогой - для детей с тяжелыми нарушениями зрения, в нем брайлевские дисплей и принтер, специальные программы... Родителям остается приобрести только стул и стол, желательно большой, чтобы все можно удобно на нем расположить.

С помощью специальных датчиков для проведения опытов по физике, биологии, которые входят в мини-лабораторию, ребята могут измерить температуру и чистоту воды, влажность воздуха, частоту сокращения сердца.

Но, чтобы обучать детей, и сами педагоги должны владеть компьютерными премудростями и интернет-технологиями. Более сорока учителей прошли специальные курсы повышения квалификации по работе в дистанционных системах «Телешкола» и «i-школа». Мало того, компьютерным азам пришлось научить и родителей, чтобы они на первых порах могли помогать детям разобраться, что есть что. За каждым ребенком закреплен тьютер, заменяющий классного руководителя, и технический специалист.

Интернет также предоставляется бесплатно, причем скорость вполне приличная - от 512 килобайт и выше. Центр заключает с родителями договоры - на обучение и о сохранности оборудования, которое передается в безвозмездное пользование.

В Минькинской школе-интернате центр дистанционного обучения работает совсем недавно, с 11 октября 2010-го. Пока проводятся курсы дополнительного образования по математике, физике, английскому языку и истории. А основное образование ребята получают в тех школах, где учились раньше по индивидуальным программам. То есть «обычные» педагоги по-прежнему приходят к ним домой, а специалисты центра выходят на связь в определенное время - дают и проверяют задания, помогают изучать новый материал, учат активно пользоваться Интернетом. А вскоре у ребят начнется полноценный учебный процесс.

Сегодня пятнадцати ребятам оборудование уже установлено, и они начали обучение. Это дети из Полярного, Снежногорска, Видяева, Апатитов, Оленегорска, Полярных Зорь, Кольского района. К маю добавится еще около 40 школьников, к этому времени поступят учебные комплекты и для них. Чтобы попасть в центр, родителям ребенка-инвалида, который находится на домашнем обучении, достаточно подать заявление в местный отдел образования и представить заключение психолого-педагогической комиссии о том, что он может обучаться на компьютере.

Мы связались с родителями этих детей. Вот что они рассказали.

Оксана Владимировна, мама девятилетней Кати (имена по просьбе родителей изменены. - Л. Л.):

- Из-за болезни дочки нам приходится постоянно ездить в московскую клинику, поэтому в обычной школе ей трудно учиться. Дистанционное обучение дало ей шанс получить среднее образование, теперь мы за нее спокойны. К новым учителям она уже привыкла, ей нравится заниматься.

Татьяна Ивановна, мама третьеклассника Саши:

- Наш сын очень энергичный ребенок, но он практически не видит. Теперь осваивает дистанционное обучение по системе Брайля, учится по специальной программе для незрячих. Саша очень способный, и мы уверены, что у него все получится, а мы с отцом ему поможем. На будущий год сын хочет начать учиться игре на пианино. Сейчас мы ищем педагога-музыканта, у которого есть опыт занятий с незрячими детьми. Может быть, кто-нибудь откликнется?

- Это не только образовательный проект, - считает Александр Попов, - но и коммуникативный. Человеку, который из-за своего заболевания вынужден находиться дома, дали средства для общения с миром, чтобы он смог компенсировать свои недостатки и получил возможность контактировать со сверстниками практически из всех регионов страны.

«Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах».

Из Послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.

Фото: Федосеев Л. Г.
Артем Фадеев, педагог дополнительного образования центра.
Фото: Федосеев Л. Г.
Дарья Ковригина, учитель центра, ведет урок.
Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.12.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня