Публичное обсуждение проекта нового закона об образовании продолжится до первого февраля. Поговорить о будущем школы собрались в областном министерстве образования представители образования, профсоюза, регионального отделения партии «Единая Россия», депутаты облдумы.

О появлении действующего ныне закона, который был в свое время признан ЮНЕСКО лучшим в целом мире, напомнил в предваряющем разговор выступлении министр Василий Костюкевич.

- Мы радовались, когда получили в 92-м году этот закон, - сказал он, - начали работать с энтузиазмом.

Но потом энтузиазм этот захлебнулся. Чему способствовали реалии жизни. Костюкевич напомнил и о задержках зарплаты, о нищете школ.

За 10 прошедших лет в действующий закон об образовании было внесено до 300 поправок. Работать по нему стало сложно. Поэтому его решили заменить. Однако проект нового закона вызвал такую волну критики, поступило столько предложений и замечаний, что он то раздувался от этих дополнений, то вновь после переработок худел.

В основном новый закон упрекают в непроработанности, отсюда декларативность некоторых его статей. Об этом говорили и на совещании. Вызывают протест такие перемены в образовании, как, например, исчезновение начального профессионального образования. Функция подготовки квалифицированных рабочих перейдет к учреждениям среднего профессионального образования. Рабочей профессии можно будет также обучиться и в центре профподготовки. В конце концов, мальчишек и девчонок научат, как держать в руках инструмент, как управляться со станком, страна без рабочих рук не останется, но сожалеют в основном о том, что будет потеряна социальная функция, которую несли на себе профучилища. Там ребят, часто из малообеспеченных неблагополучных семей, поддерживали, подкармливали, возились с ними. Поэтому от лица директоров профессиональных училищ и лицеев, а также колледжей Мурманской области высказал просьбу оставить начальное профессиональное образование директор Северного колледжа физической культуры и спорта Сергей Вадюхин.

Директор североморской школы № 9 Наталья Баранцева, анализируя проект в части общего среднего образования, заметила, что много щепетильных моментов в законе, уточняющих некоторые положения, отдано на откуп руководителям образовательных учреждений, то есть имеются ссылки на устав общеобразовательного учреждения. А хотелось бы видеть четкие указания в соответствии с российским законодательством.

- Этот закон требует большого количества подзаконных актов, - посетовала Наталья Баранцева.

Она перечислила ряд статей, которые следовало бы уточнить. От конкретных цифр предельного возраста обучающегося до выяснения ситуации с компенсирующими классами, четкости с положением детей, нуждающихся в длительном обучении.

Оптимизмом было наполнено выступление ректора института повышения квалификации работников образования и культуры Надежды Ткач. В раскритикованном сверху донизу проекте она нашла положительные моменты и сумела порадоваться им. В проекте закона большое внимание уделено развитию дополнительного профессионального образования. Этому посвящена довольно большая глава, в которую включены требования к содержанию программ, структуре, вопросам приема - чего раньше в старом законе не было. Но, отмечая все хорошее, Надежда Ткач высказала и ряд критических замечаний. Вызывает, например, тревогу минимальное количество часов, отведенных на повышение квалификации, - всего 18. Этого, конечно, недостаточно. Как недостаточно определенных новым законом 250 часов на прохождение программы профессиональной переподготовки. Все это требуется уточнить, конкретизировать, дополнить.

С резкой критикой закона, признав его сплошной абракадаброй, выступила представитель Мурманского регионального отделения партии «Единая Россия» Елена Третьякова. По ее мнению, новая структура российского образования строится по западному образцу.

Причины «западного образца» пояснил ректор МГТУ Александр Ершов. Модель российского образования приводится к международному уровню, в частности к американской модели. Она более дешевая. Перекладывает часть подготовки в сфере высшего образования на работодателя. Наш работодатель, правда, к этому еще не очень готов. Александр Ершов также обратил внимание на неравноправное положение региональных и столичных вузов, которое следует устранять. В конце выступления он философски выразил свое отношение к новому закону: «Мы переживали много реорганизаций. Переживем и эту».

А вот депутат облдумы Владимир Ахрамейко философствовать не стал.

- Набор деклараций, да и только, - его мнение о проекте. - Этот закон направлен на дальнейшую деградацию России, на превращение ее в сырьевой придаток Запада.

Председатель Мурманской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Елена Меркушова заострила внимание на новом в проекте понятии - общественный договор.

- То есть родители либо та или иная общественность должны заключить с образовательной организацией договор на предмет оказания образовательной услуги. Качественной, - подчеркнула она.- А могут ли родители знать все федеральные стандарты, какие знания должны быть на выходе, каким должно быть питание и так далее?

Болевых моментов в общей сложности было названо немало. Высказывали их кто с опаской, не ухудшили бы эти нововведения сложившуюся ситуацию, кто с оптимизмом, на ходу прикидывая, как в новых условиях сработать максимально конструктивно, кто во весь голос с болью за Россию и российского учителя. Но наибольшее оживление в зале вызвала реплика Елены Меркушовой о московских слухах: министра образования Фурсенко скоро заменит… Чубайс. Вроде не первое апреля. И что будет с образованием?

Тем не менее новый закон скоро появится. Обсуждая его, мы словно действуем вопреки поговорке «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…» Как раз одни овраги и видим. Но, думается, мы не только переживем и эту реорганизацию, но переварим ее, приспособим к своим условиям и будем и дальше бороться за качество российского образования.

Галина ДВОРЕЦКАЯ