02.03.2011 / Образование

Аргентину надо придвинуть к Чили!

Фото: Федосеев Л. Г.

- В этом учебном году у вас в классах появилось много новой техники. Вам не трудно осваивать ее? - спросила я у учащихся Мурманского политехнического лицея, получившего статус цифровой школы .

- Ни капли, - прозвучало в ответ.

- А учиться стало интересней?

- Еще бы!

Вместе с директором Татьяной Шовской журналисты переходили из аудитории в аудиторию. Интерес к первой в нашей области цифровой школе у СМИ большой, и не только у местных. На этот раз лицей навестили журналисты одного из российских телеканалов. Они готовили обстоятельный телерепортаж, чтобы рассказать всей стране о внедрении информационных технологий в школах Кольского Заполярья. Рассказать на примере Мурманского политехнического лицея, где с недавних пор в ходу стали такие выражения, как мультимедийная библиотека, релаксационная учительская, мобильный класс, полилингвальная аудитория, поливалентный зал и прочие подобные.

Компьютеры, интерактивные доски (по сути, огромные электронные экраны) естественным образом вписались в здешние интерьеры. Есть два мобильных компьютерных класса, и каждый укомплектован 15 ноутбуками для учащихся, которые соединены сетью с мощным учительским. На специальной тележке аппараты доставляют в школьный кабинет по расписанию.

Преобразилась и учительская. Мало того что рабочее место учителя оснащено теперь компьютером, где и электронный журнал, и расписание, здесь же находится обязательная уже интерактивная доска. В этой учительской можно проводить видеоконференции, что довольно часто и случается. То с Российской академией образования педагоги общаются, то с Гимназическим союзом России, что в Санкт-Петербурге, совет держат. А еще здесь можно просто отдохнуть, отрешиться от школьных хлопот, недаром ее называют релаксационной учительской. Красивые виды на большом экране, приятная негромкая музыка - имеющаяся здесь медиатека позволяет каждому подобрать музыкальный фон по своему вкусу...

А журналистов ведут дальше, в поливалентный зал, где также имеется видеотерминал, позволяющий общаться со всем светом, не покидая школьной аудитории. Рассказывают о возможностях дистанционного обучения. Взять хотя бы нынешние морозы. Если в других школах ученикам придется наверстывать пропущенные из-за суровой погоды дни, в политехническом такого нет. Лицеисты учились как миленькие - получали дома задания и возвращали выполненными учителю по Интернету.

Во время экскурсии нам повстречался десятиклассник Роман Бойцов, гордость лицея. Он дистанционно проходит элективный, то есть избирательный, курс по физике в МГУ имени Ломоносова. Поэтому и неудивительно было услышать о том, что Рома - победитель недавней областной олимпиады по физике.

Паренька мы встретили на пути в полилингвальную аудиторию, где занималась английским группа одиннадцатиклассников. Ребята в наушниках, с айподами (портативными медиаплеерами) в руках и раскрытыми учебниками выполняли задание, отвечали на вопросы. Причем уровень сложности задания каждый выбирал по своим силам. Все плееры подключены к учительскому компьютеру. И вместо того чтобы проверять после уроков тетрадки, учительница английского просто выслушает ответы, которые наговорили в айподы ребята.

На уроке географии компьютерная техника использовалась не менее интенсивно. На большом экране карты разных стран с легкостью сменяли одна другую, увеличиваясь или уменьшаясь в масштабе и складываясь в конечном счете в картину мира. (А представьте, сколько рулонов тяжелых пыльных карт в доэлектронное время пришлось бы тащить учителю в класс.)

Ну а потом началось и вовсе увлекательное действо - игра, географический пазл. Берешь курсором отдельно взятую страну, скажем, из Южной Америки, и перемещаешь силуэт на девственно-чистое пространство контурной карты, ставишь на место, которое должен еще с прошлого урока запомнить. Потом другую, третью… Так - к Чили Аргентину, к ней Уругвай да Парагвай - все страны и расставишь в положенном порядке. Если какую-то попытаешься пристроить не на законное место, пазл не сложится.

На уроке информатики, вооружившись пультиками, ребята расправлялись с тестовым заданием, а после по появившимся на большом экране цифрам оценивали, какой процент ответов одноклассников совпадает с собственным мнением.

На уроке биологии восьмиклассники увлеченно изучали электрокардиограмму, которую сами же и снимали друг у друга с помощью портативного прибора, подключенного к компьютеру. Вызванный к доске ученик расшифровывал появившиеся на интерактивной доске зубцы и интервалы кривой, отражающей работу сердца своего однокашника, а класс дружно помогал ему.

- Эти ребята занимаются по углубленному физико-математическому профилю, - пояснила учитель биологии Ольга Порошина. - Вот и исследуем более пристально физику человека: как сердце работает, как это можно показать с помощью графиков, описать формулами.

Проект «Цифровая школа» воплощен на базе Мурманского политехнического лицея при поддержке губернатора Дмитрия Дмитриенко. Всего на приобретение необходимого оборудования потрачено почти 5,5 миллиона рублей из резервного фонда правительства области.

По большому счету каждый ресурсный центр нашего края должен иметь такие же возможности. Когда-нибудь придем и к этому. И уже идем. В других учебных заведениях области в той или иной степени тоже внедряют информационные технологии. В этом году заканчивает свою работу проект «Школа информатизации», в котором участвовало 13 общеобразовательных учреждений области. Накоплен значительный опыт, который обсуждался на состоявшейся не так давно в областном центре научно-практической конференции. Им делились тот же политехнический лицей и школы № 43 и 53. Мурманская 7-я гимназия, хоть и не участвует в этом проекте, но активно внедряет дистанционное обучение, о чем также шла речь на конференции.

Немало у нас и других школ, которые активно применяют информационные технологии в учебном процессе. В областном министерстве образования и науки в числе передовых назвали также североморскую гимназию № 1, Хибинскую гимназию Кировска, школы № 7 Мончегорска, № 4 Апатитов, № 288 и 289 Заозерска, № 10 Кандалакши, № 1 Ковдора и Видяевскую. И следом нередко звучало выражение «уникальный опыт». Вот, например, 10-я кандалакшская имеет такой опыт дистанционного обучения детишек сельских школ, которых на юге области хватает. Тут тебе и современные технологии, и доступность образования. Шаг за шагом - к школе цифровой.

Фото: Федосеев Л. Г.
Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.03.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,975176,504780,539973,5615
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня