05.10.2011 / Образование

Учитель - это вечный ученик

Фото: Ещенко С. П.

Быть Данилке пластическим хирургом

- Данила, привет! - весело здоровается, глядя в монитор компьютера, учительница русского языка Татьяна Платонова.

А на экране - восьмилетний мальчишка со смышлеными глазами, который отвечает:

- Здравствуйте!

Мы видим его, он - нас. Ничего необычного по нынешним временам, просто компьютерная программа Скайп.

- Ты в прошлом году, в первом классе, какие курсы посещал?

- Английский язык, «Компьютерную кисточку».

- А какие рисунки рисовал?

- Разные. Много чего нарисовал.

- А в этом году на каких курсах будешь заниматься?

- Математику, английский буду учить. И рисовать буду!

Данила, в отличие от своих вполне здоровых сверстников, учиться любит. Даже на каникулах самостоятельно решал задачки. Очень интересуется медициной (в частности, анатомией) и рисованием. И хоть рановато говорить о будущем, мечтает работать хирургом. «Будет у нас свой доктор», - заключает его старшая сестра Светлана, возникшая внезапно за его плечом на экране монитора.

- Наверно, станет пластическим хирургом, - улыбается педагог, - раз уж так любит медицину и рисование. Будет у него очень популярная профессия. Мы еще настоимся у него в очереди за красотой.

Тут же с помощью Скайпа мы смогли поговорить со Светланой. У мальчика, как она рассказала, сложное заболевание, время от времени ему приходится ездить в Москву для обследования и пропускать занятия в школе. Но возвращаясь, он бросается в учебу, как отважный пловец в море - с радостью и азартом первооткрывателя.

- Даже не знаю, каким надо быть человеком, чтобы придумать вот такое обучение для детей-инвалидов, - сказала Светлана. - Мы на лето уезжали из Мурманска, так Даня все каникулы страдал: когда же вернемся домой, чтобы опять учиться? Здесь замечательные педагоги, и наш мальчик просто рвется к компьютеру. Даже не надо заставлять его делать домашние задания - все сам.

- А кто вы сами по профессии? - спрашиваю.

- Я не получила, к сожалению, профессии. Но сделаю все, чтобы у Данилы такая возможность была. Тем более с такими замечательными учителями.

Мы находимся в ресурсном центре дистанционного обучения Минькинской областной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната. О его работе рассказывают директор школы Александр Попов, руководитель центра Людмила Почуева, инженер-программист Александр Травников. Слушая их, понимаешь: они фанатики своего дела. Да иначе, наверно, и невозможно. Помню, как своего вполне слышащего и хорошо говорящего ребенка я учила в его семь лет азбуке. После первого часа занятий, а потом и второго, и третьего, после первого дня, а затем недели - хотелось просто отшлепать его увесистым букварем. Ему остро не хватало внимательности, собранности и трудолюбия, мне - терпения и настойчивости.

Как же у минькинских-то педагогов всего хватает?

Я вам спою еще на бис

- Нынешний учитель должен не только хорошо преподавать русский, математику, английский и так далее, - считает Александр Попов. - Он должен и умело пользоваться информационными технологиями. Наша школа первой из мурманских получила самую новую, дорогую компьютерную технику. Для ее установки, монтажа пришлось приглашать инженеров из Питера и Москвы, ведь местные специалисты даже не видели такой. Да и мы сами, педагоги, оказались в роли вечных учеников. У нас даже учителя в возрасте так освоили компьютерные технологии, что могут молодым фору дать.

Александр Попов работает в школе уже одиннадцатый год. Когда пришел сюда, здесь было 80 детей-сирот, сейчас осталось 34. Но все больше становится детей из обычных семей, которые страдают серьезными нарушениями речи и письма. Минькинская школа - единственная в области, которая оказывает помощь таким ребятам. - Приходят дети, которые вообще не говорят. Мы их учим речи, избавляем от дальнейшей социальной изоляции. С помощью наших педагогов-логопедов и умных машин-тренажеров ребята учатся не только говорить, но даже правильно дышать во время речи. Когда у ребенка проблемы исчезают, он переходит в общеобразовательную школу и там успешно продолжает обучение, - говорит Александр Попов.

Вместе с директором открываем дверь в восьмой класс. Идет урок географии, но когда в класс входят гости, начинается самый обычный ребячий гомон.

- А здесь у нас учится главный вокалист школы, - говорит директор о невысоком пареньке с озорными глазами.

- Анатолий Пихотский, - представляется тот, слегка поклонившись.

- А что вы поете в концертах?

- «Коня» группы «Любэ», например. Ну и многое другое.

Впрочем, как выяснилось из разговора, в поп-зведы Толя не метит. Задумывается над тем, какую профессию выбрать, склоняется к двум - либо шеф-повара, либо психиатра. И там, и там нужна душа и особое к ней отношение. Да и без хорошо поставленной речи не обойдешься, особенно во второй.

Остальные ребята во время нашего разговора тоже не молчат. Сразу выясняется, что в школе есть свои футболисты, артисты, художники. Об этом подростки рассказывают охотно и без запинки.

- И вы хотите сказать, что эти ребята когда-то не умели говорить? - спрашиваю у Попова, едва мы выходим из класса.

- Сейчас увидите сами, - он ведет меня в первый класс.

Там один из малышей пытается ответить на самый простенький вопрос учительницы. Ему трудно, мучительно трудно складывать буквы и звуки в слова. Педагог терпеливо ему помогает. Но он почти совсем не умеет говорить.

- Вот такими они к нам приходят, - вздыхает директор. - А покидают школу уже хорошо говорящими.

Из этого класса мы никак не можем сразу уйти. Ребятишки буквально облепляют директора, норовя ему что-то сказать (хотя и не очень получается), показать свои тетрадки, поделки. Эти дети совсем не чувствуют себя ущербными. Напротив, они гораздо более открытые, веселые, готовые к диалогу, непосредственные и совсем не робкие. Их так здесь воспитывают. И еще, что отличает их от обычных школьников, все они - аккуратисты. Тут не встретишь ненаглаженных воротничков, помятых галстуков.

Потом, уже пройдя по интернату, соединенному со школой теплым переходом, я обратила внимание на чистоту и порядок в детских комнатах. Гостей здесь не ждали, ребята занимались своими делами, играли, общались. Но нигде я не увидела привычной для «нормального» жилья картины - разбросанной одежды, раскиданных носков, книжек и чашек на полу у телевизора. Аккуратность и опрятность тут воспитывают с самого начала. Да и стены здесь помогают. Ведь школа, построенная шведско-финской фирмой «Сканска» в 1996 году, до сих пор выглядит новенькой, как игрушка. Просторные коридоры, уютные классы, оснащенные новейшим оборудованием, интерактивными досками, спортплощадка и теплица-оранжерея во дворе. И даже собственный огород, где в день нашего приезда собирались копать поспевшую картошку. Все тут для ребят и педагогов родное. И все хочется беречь.

Путь в лифт, ведущий наверх

Кандалакша, Умба, Мурманск, Мончегорск, Полярный - где только не учатся дистанционно дети-инвалиды. Оборудование, которое сотрудники школы доставляют к ним на дом, стоит недешево, каждый комплект - более 200 тысяч рублей.

- Но ведь семьи разные бывают, - пытаю я Попова. - А вдруг у кого-то возникнет соблазн продать и пропить дорогую технику?

- Такого не было, - отвечает директор. - И потом мы же не просто привозим и оставляем базовые наборы. Родители несут за них материальную ответственность, мы заключаем с ними договор. А эту технику наши специалисты монтируют, подключают за счет школы скоростной Интернет. И обязательно обучаем родителей, многие из которых до этого компьютера в глаза не видели. От них требуется только купить стол, стул и электророзетку.

- А трудные дети у вас встречаются?

- За каждым трудным ребенком стоят трудные взрослые. Но вообще дети должны быть трудными. Да-да, они должны бегать, прыгать, шуметь, озорничать... Это нормально!

Кандидат экономических наук Александр Попов свою диссертацию защищал по теме «Экономика образования». И она ему пригодилась. Ведь директор школы сегодня не только главный педагог и методист, он еще и экономист, инженер-программист, менеджер, хозяйственник. Минькинская школа давно стала пилотной площадкой для внедрения самых современных образовательных технологий. Все 125 ее учеников и коллектив учителей овладели компьютерной грамотностью на пятерку. А чтобы дети учились и жили здесь спокойно и комфортно, немалые деньги вложены в программу безопасности. Обновлена пожарная сигнализация, оборудованы тревожные кнопки, система громкой связи. Система видеонаблюдения показывает все, что происходит в школьных коридорах, в любом кабинете, в столовой, во дворе.

Сам Александр Попов вырос в глухой архангельской деревушке на берегу Северной Двины. И когда приехал в Минькино, словно в детство окунулся: те же леса, водное раздолье. Здесь гудят пароходы - и на Двине они гудели. Здесь водная гладь за окном его кабинета - и там, в Холмогорском районе, он по этой глади необозримой на утлой лодчонке в школу за несколько километров добирался. Конечно, в его детстве компьютера в глаза никто не видел. А сейчас он стал верным и постоянным помощником. Находясь где угодно, даже за границей, директор в любую минуту может подключиться к своей школе и увидеть, как живут его подопечные и что делают.

Энергии руководителя минькинской школы могут позавидовать многие. Она заряжает всех, кто с ним работает. Скажем, его заместитель Людмила Почуева успешно преподавала в школе почти десять лет. А потом ее пригласили в министерство образования области. Но поработала там четыре года и вернулась в Минькино. Правда, с повышением: стала руководителем ресурсного центра. Каждый день рано утром ездит из Мурманска на школьном автобусе на работу в поселок на другом берегу Кольского залива. Так же, как и большинство ее коллег. Для того чтобы учить детей говорить, дать им знания. Или, говоря языком директора Александра Попова, «открывать им дорогу в социальный лифт, с помощь которого они смогут раздвинуть границы всего мира».

Сегодня дистанционно тут обучаются 60 детей. Что у них впереди?

- У нас есть девочка, которая перенесла несколько операций на позвоночнике, - рассказал программист центра Александр Травников. - И когда мы привезли к ней наш обычный комплект оборудования, то поняли, что он ей не поможет, потому что она даже сидеть не в состоянии. И мы выдали ей учительский ноутбук, чтобы могла заниматься лежа. Так она настолько упорна, что даже когда ей недавно делали очередную операцию в Питере, умудрилась, едва очнувшись, выполнять домашние задания. Выходила в Интернет со своего модема и не пропустила ни одного урока. И доктора считают, что будущее у нее есть, перспективы на выздоровление хорошие.

...Как и у большинства воспитанников минькинской школы - хочется на это надеяться.

Фото: Ещенко С. П.
Нина АНТОНЯН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.10.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня